ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

Свобода на потоке

Оригинал взят у vikond65 в Свобода на потоке
27 сентября 1941 года в США в течение одного дня были спущены на воду первые 14 грузовых пароходов типа ES2-S-C1MK "Либерти" - самых массовых однотипных морских судов в мировой истории. Всего в течение 1941-44 годов было построено 2710 таких кораблей, в среднем со стапелей сходили по три штуки ежедневно.
Поначалу сооружение одного корабля от закладки до ввода в строй занимало 30 дней, но к 1943 году процесс удалось ускорить до 24 суток, при этом в постройке одновременно находились десятки "Либерти". И это были не мелкие суденышки, а весьма солидные транспорты длиной 135 метров и водоизмещением 15000 тонн. Каждый из них мог взять на борт 2800 джипов, либо 260 танков "Шерман", либо 440 легких танков "Стюарт". Корабли оснащались подъемными кранами и могли самостоятельно осуществлять погрузку-разгрузку в необорудованных портах.
Размах судостроительной программы "Либерти" просто поражает, ни одна страна мира, кроме США, не могла, да и сейчас, пожалуй, не сможет осилить ничего подобного, особенно, если учесть, что в то же самое время на американских верфях строились сотни других кораблей самых разных классов, вплоть до линкоров и авианосцев.
Можно сказать, что без тысяч "Либерти" вряд ли было бы возможно открытие Вторго фронта и многочисленные американские десанты на Тихом океане. Нашим морякам они тоже были хорошо знакомы: 38 таких судов СССР получил по ленд-лизу в 1943-44 годах, еще 10 были куплены в 1963 году. Наиболее интересным образом к нам попали пароходы, впоследствии названные "Сергеем Кировым" и "Тбилиси". В 1942 году американцы передали их Великобритании, потом они были захвачены итальянцами в Средиземноморье, а в 1946 году - получены Советским Союзом из Италии в счет репараций.
Не менее 300 транспортов этого типа погибли в ходе Второй мировой войны. Большинство из них стали жертвами немецких подводных лодок, некоторые попали под бомбы или напоролись на мины. 19 кораблей затонули из-за дефектов сварки корпусов, неизбежных при столь бешеном темпе производства.
Изначально срок службы пароходов был установлен всего в пять лет, но "Либерти", несмотря на относительно тонкие сварные корпуса, оказались довольно живучими. После войны они проплавали еще долго и, по большей части, были списаны по износу в конце 1960-х  - начале 1970-х годов.

1348523147_2-liberty_ship_construction_keel_plates
Этапы постройки "Либерти". На левом снимке - второй день после закладки, формирование силового набора корпуса. На центральном - 12-й день, корпус закончен, идет установка оборудования и сооружение надстройки. Справа - 24-й день, корабль построен, окрашен и готов к спуску.

Bwk_Liberty_Ship_Launch
Слева: поточное изготовление "Либерти" на одной из американских верфей в 1943 году. Один корабль сходит со стапеля, еще пять находятся в разных стадиях сборки. Справа: более сотни "Либерти", списанных в 1946 году из состава американского флота и собранных для распродажи.

EC2-S-C1-Profile-Inboard
Компоновочная схема "Либерти". Коричневым выделены грузовые трюмы, бежевым - машинное отделение, каюты экипажа и служебные помещения, голубым - топливные и балластные цистерны.

Liberty_ship_140-ton_VTE_engine
Силовая установка "Либерти" - трехцилиндровая паровая машина тройного расширения мощностью 2360 л.с. и ее схема. Эта машина, работавшая на мазуте, позволяла кораблю развивать скорость до 11 узлов.

Profile-Starboard
"Либерти" в военной окраске. Для самозащиты от вражеских самолетов, торпедных катеров и подводных лодок многие такие суда оснащались вооружением: скорострельными пушками калибра 76 и 102 мм, а также - зенитными автоматами.

libert13
Разоруженный "Либерти" в типовой послевоенной окраске греческого торгового флота. Греки после войны купили наибольшее количество таких судов - 634 штуки.

Liberty_ship_at_sea
Один из американских "Либерти" совершает переход через Атлантику. Эти корабли в 1942-45 годах осуществили в общем счете десятки тысяч подобных рейсов.
a4d1c91b7950
Пароход "Жан Жорес" (бывший "Томас Нэст") был передан Советскому Союзу в 1943 году.

совгавань по пути на кубу
Во время Карибского кризиса советские "Либерти" действовали против своих бывших хозяев. На снимке, сделанном с американского разведывательного самолета, пароход "Советская Гавань" (бывший "Сэмьюэл Уорчестер") везет на Кубу скрытые под деревянными чехлами ракетные катера.

5074279771_acc960deba_b (1)
Последний из "Либерти", остающийся на плаву и продолжающий службу в Греции. Всего до наших дней дожили два таких корабля, один из который превращен в плавучий музей.

Герои арктических конвоев

Атака на USS «Liberty»

Tags: война, корабли, сша, флот
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments