kaza4ka (tov_boluta) wrote in picturehistory,
kaza4ka
tov_boluta
picturehistory

Category:

Бронепоезд из Кёнигсберга: из него прозвучал первый выстрел 2-й мировой войны.


Приказ Гитлера
В августе 1939 года командира 541-го инженерного полка Герхарда Медема вызвали в штаб 1-го военного корпуса вермахта. Полковник Медем вышел из душной казармы сел в открытый автомобиль и с удовольствием проехался по зелёным улицам Кёнигсберга. Город Герхарду нравился. Хотя Медем родился в Цоппоте (ныне Сопот, Польша), в Кёнигсберге прошла почти вся его сознательная жизнь. Здесь он начал службу ещё лейтенантом инженерных войск. И вот - дорос до полковника.

Генерал-лейтенант Герхард Медем.
- Фюрер утвердил план военной кампании против Польши, - сообщил командующий округом генерал-лейтенант Оскар фон Бенекендорф унд фон Гинденбург. - Вам выпала честь действовать на острие атаки. Задача - захватить мост в Диршау.

Полковник Медем склонился над картой. Городок Диршау (ныне Тщев) находился в 18 километрах от границы Восточной Пруссии. Здесь стоял мост через Вислу, по которому проходила железная дорога из Кёнигсберга в Берлин.
- Ваши сапёры должны захватить мост невредимым, - ткнул карандашом в карту генерал. - Вас поддержит авиация, бронепоезд и диверсанты, которые уже находятся на вражеской территории. И помните - фюрер считает захват моста крайне важной операцией!

Полковник Медем щёлкнул каблуками. Задача ему была ясна.


Вольный город
31 августа 1939 года из Кёнигсберга в Мариенбург (ныне Мальборк) отправился грузовой железнодорожный состав. В вагонах сидели солдаты 1-й роты 41-го инженерного батальона, переодетые в форму польских железнодорожников. Следом шёл немецкий бронепоезд, на борту которого находился полковник Медем. В три часа утра 1 сентября 1939 года ударная группа прибыла в Мариенбург, расположенный прямо на границе.

Между немецким Мариенбургом и польским Тщевом железная дорога проходила через территорию так называемого Вольного города Данцига. Этот город-государство был образован на основании Версальского договора после поражения Германии в первой мировой войне. Он подчинялся Лиге наций (аналог современной ООН) и включал свыше 200 населённых пунктов бывшей германской империи.

Польша имела особые права в Данциге. В частности, на границах Вольного города работала польская таможня. Но пограничников не было. Данциг был демилитаризованной зоной - небольшой польский гарнизон находился только на Вестерплатте.

Чтобы попасть в польский Диршау, группе полковника Медема предстояло проехать 18 километров по территории Вольного Данцига.


Польская униформа
Согласно международным договорённостям Польша беспрепятственно пропускала немецкие транзитные поезда из Кёнигсберга в Берлин и обратно. Только машинистов в паровозах заменяли поляками.

Польские железнодорожники.

В 3 часа 10 минут 1 сентября 1939 года железнодорожный состав с немецкими солдатами пересёк границу. Двух польских машини­стов сразу же застрелили, заменив их немцами. Это были первые выстрелы второй мировой войны. Германская армия ещё не вторглась на территорию Польши. Следом за грузовым составом проследовал бронепоезд. Попытавшихся его “осмотреть” польских таможенников тоже убили. На всех парах группа Медема понеслась к мосту в Диршау.


“Взрывайте мост!”
Мост в Диршау находился на польской территории. Его охраняла небольшая группа солдат под командованием подпоручика Юхтмана. Мост на всякий случай заминировали - в его несущие конструкции было заложено 10 тонн взрывчатки.

Немцы знали об этом, но рассчитывали на внезапность. Однако педантично спланированная операция сразу пошла наперекосяк. Ещё на территории Вольного города Данциг железнодорожники-поляки увидели немецкий бронепоезд и почуяли неладное - попытались его остановить.

Штурмовая группа немецкого бронепоезда.
Немцы быстро расправились с невооружёнными железнодорожниками - 20 человек были убиты, шесть - ранены. Однако кто-то успел-таки позвонить в Диршау и предупредить о нападении.

Подпоручик Юхтман перегородил железнодорожные пути металлическими конструкциями и приготовился к бою. В 4 часа 30 минут над мостом появились три немецких бомбардировщика “Ju-87”, прилетевших из Эльбинга (ныне Эльблонг). Они сбросили бомбы, пытаясь перебить электрические провода, ведущие к зарядам.

Ещё в августе 1939-го пилоты несколько раз проезжали мост на пассажирском поезде Кёнигсберг-Берлин, и видели, что провода открыто лежат на земле.

- Взрывайте мост! - отдал приказ подпоручик.


“Немцы атакуют!”
В 4 часа 40 минут к мосту подошёл товарный поезд с немецкими солдатами и бронепоезд. Мост через Вислу в ДиршауОба упёрлись в заграждения. Поляки открыли огонь. Завязался бой.

- Немцы атакуют! - доложил начальству подпоручик.
- Это война! - ответили на другом конце провода.

В штабе польской армии уже были в курсе, что в 4 часа 45 минут германская армия перешла польскую границу. Несколько минут спустя учебный линкор “Шлезвиг-Гольштейн” открыл огонь по Вестерплатте. Примерно в то же время в Диршау прогремел мощный взрыв. Мост через Вислу взлетел на воздух - немецким лётчикам не удалось перебить провода.

1 сентября 1939 года. 4 часа 45 минут. Подрыв моста через Вислу в Диршау.
Бой за мост продолжался весь последующий день. Немцам удалось его взять только вечером 2 сентября 1939 года.

Восстановление разрушенного моста продолжалось несколько месяцев. Но это уже никак не повлияло на ход войны. Германия захватила западную Польшу. Восточную её часть оккупировали советские войска - воспользовались удобным случаем.

Немецкие саперы восстанавливают мост.


Никто не забыт
Герхард Медем после этого воевал против СССР, дослужился до генерала инженерных войск, и в конце 1945 года попал в советский плен. В 1953 году умер в лагере неподалёку от русского города Иваново.

В шестидесятых годах в небольшом городке ФРГ Хольцминден казарму 1-го инженерного батальона бундесвера назвали в честь боевого генерала - “Герхард Медем казерне”.

Смена названия казармы 1-го инженерного батальона бундесвера.
Жителям города это не понравилось. Дескать, негоже отдавать дань памяти человеку, подчинённые которого “сделали первый выстрел второй мировой войны”. Боролись долго, дошли до парламента. Дебаты развернулись нешуточные.

В 2013 году казармы торжественно переименовали. Они получили название “Казерне ам Золинг”. В честь географического региона, в котором расположен город Хольцминден.

А. Захаров
Tags: армия, война, германия, победа, польша
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments