y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in picturehistory,
y4astkoviu
y4astkoviu
picturehistory

Броненосный крейсер «Георгиос Аверов»



Сколько осталось кораблей времен Первой мировой и других войн начала ХХ века?
Очень мало.
Шведы не сохранили «Gustav V», построенный по всенародной подписке. Британцы пустили на слом переживший две войны «Warspite», как и все остальные линкоры. Турки поступили точно так же (правда, значительно позже) с «Goeben Jawuz». Французские, итальянские, австро-венгерские корабли Великой войны можно увидеть только на картинках, да в старой кинохронике.

Но американцы смогли сберечь линкор «Texas» и «Olympia». Мы - крейсер «Аврора». Японцы восстановили ветерана Цусимы - броненосец «Микаса».
Греческий броненосный крейсер «Георгиос Авероф» тоже в числе уцелевших счастливчиков.
Он был заложен в Ливорно на верфи «Orlando»в 1909 году и предназначался для итальянского флота. Это был третий корабль типа «Pisa». Правительство Италии, испытывая очередные бюджетные трудности, отказалось от его покупки. Искать нового покупателя долго не пришлось - греки, которые решили срочно обновить флот, как раз выбирали крупный броненосный корабль.
Верфь запросила миллион фунтов стерлингов. Треть суммы надо было внести авансом. Таких денег в афинской казне не оказалось, и правительству помогли наследники известного предпринимателя и филантропа Аверофа, финансировавшего еще проведение первых Олимпийских игр нового времени (1896).
Броненосный крейсер получил имя главы щедрого семейства.
Новый корабль был очень похож на итальянские «Pisa» и «Amalfi», но имел другие орудия главного калибра - 234 мм, а не 254 мм, - и усиленное бронирование.

Служба крейсера началась не лучшим образом. Из Италии он отправился не в Грецию, а в Великобританию, на парад в честь коронации Георга V. Командовал кораблем Иоаннис Дамианос, не имевший ни опыта, ни характера для такой должности. Вдобавок 19 июня 1911 года при подходе к Спитхеду «Авероф» наскочил на мель и был отправлен в док на ремонт.
И тут крейсер едва не повторил судьбу броненосца «Потемкин» - при обстоятельствах совершенно анекдотических. Британцы постарались принять греческих моряков как можно лучше и прислали на борт самые изысканные кушанья.

Матросы на эти кушанья посмотрели - и подняли мятеж. "Попили нашей кровушки, будя! - наверное, кричали они на своем красивом языке. - Да как эти гады смеют нас кормить заплесневелым сыром?!" Виновником волнений стал английский деликатесный сыр стилтон, родственник рокфора.
Дамианос проявил нерешительность в подавлении мятежа, о чем было доложено в Афины.
Из Греции прибыл новый командир - опытный и авторитетный капитан 1-го ранга Павлос Кунтуриотис. Он навел порядок и повел «Авероф» в Грецию.
1 сентября крейсер пришвартовался в бухте Фалирон, Греция - там же, где он стоит сегодня. До первого боя ему оставалось чуть меньше года.

В конце 1912-го началась Первая балканская война. Кунтуриотиса повысили в звании до контр-адмирала и назначили командующим флотом. «Авероф» стал флагманским кораблем.
Под началом Кунтуриотиса и нового командира Софоклиса Доусманиса броненосный крейсер дважды - 3 декабря 1912 года при Элли и 5 января 1913-го при Лемносе - нанес поражение Оттоманскому флоту и практически в одиночку блокировал выход из Дарданелльского пролива.

Во время Второй балканской войны, когда греки и турки неожиданно стали союзниками, задачи «Аверофа» ограничивались патрулированием.
В Первую Мировую войну Греция не вступала до 1917 года. В ноябре 1916-го французы захватили «Авероф», опасаясь, что он попадет в руки Центральных держав. Крейсер был возвращен грекам через семь месяцев, сразу же после их выступления на стороне Антанты. Никакими победами его участие в войне - уже третьей по счету - отмечено не было.

Зато это был первый греческий корабль, ставший на якорь в Константинополе, где его восторженно встретили местные греки.

В 1919-м году началась греко-турецкая война. «Авероф» обстреливал черноморское побережье Турции. Затем, после разгрома греческих войск в Малой Азии, вывозил на острова Эгейского моря войска и беженцев. После окончания боевых действий остался флагманским кораблем и в 1925-1927 прошел модернизацию во Франции.
Его второй командир, наварх (адмирал) Кунтуриотис, в 1924 году стал президентом Греческой Республики. Республика оказалась недолговечной и крайне нестабильной - за 11 лет ее существования сменилось 13 правительств и было совершено несколько попыток государственного переворота. В последней - так называемом «движении Пластираса», которое также называют «венизелистским мятежом» и «антимонархическим восстанием» - принял деятельное участие и «Авероф».

Пятая война на счету крейсера - Вторая мировая. В апреле 1941 года, когда немцы прорвали фронт, экипаж отказался выполнить приказ командования о затоплении корабля. «Авероф» ушел на остров Крит, а оттуда - в Александрию.
В августе того же года британцы перевели его в Бомбей, и до конца 1942-го крейсер нес конвойную службу на Индийском океане. Затем он вернулся в Египет и до октября 1944-го стоял в Порт-Саиде.
После освобождения Афин он доставил на родину правительство. Командовал им Теодорос Кундуриотис, сын адмирала.

«Авероф» - один из немногих греческих кораблей, увековеченных на почтовой миниатюре. Человек, чьему богатству крейсер обязан и именем, и появлением на свет, тоже удостоился марки.
До 1952 года крейсер использовали как штабной корабль, затем вывели в резерв и отбуксировали на стоянку в Поросскую бухту, в 32 милях от Пирея.

В 1984 году командование ВМФ Греции приняло решение превратить исторический корабль в музей.


И с 1985 года он снова стоит в Фалиронской бухте. А рядом с причалом, где находится крейсер «Георгиос Авероф» - памятник его знаменитому командиру, адмиралу и президенту.
Tags: греция, занимательно, интересно, история, корабли, флот
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments