y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in picturehistory,
y4astkoviu
y4astkoviu
picturehistory

Categories:

Эскадренные броненосцы Германии типа SMS «Braunschweig» и SMS «Deutschland»



Германские конструкторы проявили истинно немецкую пунктуальность в следовании за успешно выбранным прототипом, проектируя свои броненосцы: каждая последующая серия являлась логическим развитием предыдущей. Ничего похожего на французский пестрый «флот образцов» или британские шатания в поисках «наилучшего образца»!
Еще на тысячу тонн больше, на пол-узла быстрее, вооруженные немного более современными или более мощными орудиями...
Если о кораблестроительных достоинствах немецких броненосцев можно было и поспорить, то бесспорными оставались темпы, с которыми империя наращивала свои морские силы. Ни одна страна мира в это время не могла даже приблизительно показать таких темпов прироста военно-морского флота!
Едва «брауншвейги» оставили стапели и перешли к стадии достройки на плаву, как последовала закладка следующей серии кораблей, прозванных «Дойчландами». Традиционно новые броненосцы были названы в честь провинций Германской империи.

«Braunschweig»
Это первая серия броненосцев, построенных по программе 1898 г. Отличались от своих современников довольно развитой системой бронирования, более мощной паровой машиной и увеличенной на 2 узла скоростью хода. Использование башен для размещения четырех из четырнадцати 17-см орудий вызывало критику у некоторых иностранных корабельных специалистов, которые усматривали конструктивные погрешности, допущенные при проектировании башен.

Всего построено: 5 («Braunschweig», «Elsass», «Hessen», «Lothringen», «Preussen»).

Длина новых броненосцев (127,7 м) незначительно отличалась от предыдущих серий «Kaiser Friedrich III» и «Wittelsbach» (125,3 м и 126,8 м соответственно). А вот по своему водоизмещению в 14400 т они значительно превосходили своих предшественников (11600 т и 12600 т), в первую очередь из-за более тяжелых орудий и более солидного бронирования. На кораблях было тринадцать водонепроницаемых отсеков и двойное дно, простиравшееся на 60 процентов длины корпуса.

Эскадренный броненосец "Braunschweig" в норвежских фьёрдах
Корабли были охарактеризованы как хорошие морские суда с отличной мореходностью, но на большой волне они были склонны к размашистой качке. Новые броненосцы прекрасно управлялись и имели малый радиус поворота на низкой скорости, но при резком перекладывании руля более чем на 12 градусов корабли теряли до 70 процентов скорости.

Эскадренный броненосец "Hessen"
Броненосцы типа «Braunschweig» имели три паровые машины тройного расширения проектной мощностью в 16000 индикаторных л.с. (11900 кВт), пар для которых вырабатывался 14 котлами (8 — т.н. «морского» типа и 6 — «цилиндрического» типа), что было обыкновенной практикой немецкого флота. На броненосцах была применена уже классическая для германских кораблей трехвинтовая схема с одним управляющим рулем.

Эскадренный броненосец "Preussen"
Два внешних винта были трехлопастные, а центральный — четырехлопастным. Максимальная скорость по контракту была оценена в 18 узлов. Однако во время испытания и паровые машины показали бОльшую мощность (16400…16980 инд.л.с. — 12200...12660 кВт), и максимальная скорость превысила контрактную (18,2…18,7 узлов). Корабли имели запас топлива в 5200 морских мили на крейсерской скорости 10 узлов, за исключением «Hessen». Он страдал от неустойчивого руля, который увеличил расход топлива и сократил дальность плавания до 4530 морских мили.

"Lothringen" - база торпедных катеров, 1918 год
Бронирование кораблей осуществлялось броневыми плитами, закаленными по методу Круппа и произведенными на одноименных предприятиях. Горизонтальная палуба покрывалась 40-мм броней. На скосах толщина брони колебалась от 75 мм (в оконечностях) до 140 мм (в середине корабля). Толщина главного броневого пояса составляла 250 мм (9,8 дюйма). Передняя боевая рубка была защищена 300-мм броней, а ее крыша прикрывалась 50-мм броневыми листами. Кормовая рубка была забронирована слабее — 140-мм броней стенок и 30-мм броней крыши. Над главным бортовым поясом располагался верхний броневой пояс с толщиной брони в 140 мм. Башни орудий главного калибра (ГК) имели 250-мм бронирование стенок и 50-мм бронирование крыши. Башни и казематы орудий среднего калибра были защищены 150-мм броней.

Эскадренный броненосец "Elsass"
Несмотря на то, что номинальная толщина брони немецких кораблей не превосходила таковую у британских или российских, степень проработки защищенности всего корабля, использования угольных ям для противоторпедной защиты и достаточно совершенная система непотопляемости выгодно отличали немецкие броненосцы от своих вероятных противников.


«Deutschland»
Верные своей практике загрузки верфей, сразу же после того, как какой-нибудь из броненосцев серии «Braunschweig» покидал стапель — на его месте тут же закладывался броненосец следующей серии, получившей название «Deutschland». Серия состояла из пяти кораблей: «Deutschland», «Hannover», «Pommern», «Schlesien» и «Schleswig-Holstein», заложенных в 1903-1906 гг. и вступивших в строй в 1906-1908 гг. Броненосцы серии «Deutschland» являлись последними германскими эскадренными броненосцами и последней серией кораблей, заложенной в соответствии с первым «морским законом» 1898 г.

Эскадренный броненосец "Deutschland"
Конструктивно «дойчланды» были похожи на предыдущие «брауншвейги», хотя и с заметными изменениями — особенно в сфере бронирования и размещения артиллерии среднего калибра. После закладки головного корабля серии, конструкция остальных четырех была изменена. Это, в первую очередь, коснулось количества котлов (на головном — 8 котлов, на остальных кораблях серии — 12) и увеличения толщины брони в главном броневом поясе — до 240 мм против 225 мм, что соответствовало бронированию «брауншвейгов».

Корпус были набран по смешанной продольно-поперечной схеме и разделен на 12 водонепроницаемых отсеков («Pommern» — 13). Двойное дно простиралось на 84% длины корпуса. За счет уменьшения ширины корпуса (почти на 2 м) и применения более мощных паровых машин, удалось увеличить скорость хода на целый узел — и это при большей толщине главного броневого пояса и большей его длине (по всей длине ватерлинии).

Всего построено: 5 («Deutschland», «Hannover», «Pommern», «Schlesien», «Schleswig-Holstein»).

Эскадренный броненосец "Hannover"
Как и броненосцы предыдущей серии, «дойчланды» имели три паровых машины тройного расширения, работавших на три вала, вращавших три гребных винта. Два внешних винта были трехлопастные, 4,8 м в диаметре. Центральный винт имел четыре лопасти диаметром 4,5 м. Пар для паровых машин «Deutschland» вырабатывался, как и на «Braunschwieg», восемью котлами «морского» типа и шестью «цилиндрическими».

На остальных кораблях серии стояло по двенадцать котлов «морского» типа. Контрактная мощность энергоустановки для «Deutschland» составляла 16000 инд.л.с., в то время как на других четырех броненосцах она составляла 17000 инд.л.с. Несмотря на такое различие, расчетная скорость для всех кораблей составляла 18 узлов — и на всех же пяти кораблях она была превышена (как и мощность паровых машин). Отметим, что недобор мощности паровых машин на испытаниях было обычным делом на Российском флоте…

Эскадренный броненосец "Pommern"
Новые броненосцы управлялись не так легко, как предыдущие им «брауншвейги», — но при этом и не показывали такой валкости и такой зависимости скорости хода от перекладывания руля. Дальность плавания удалось увеличить до 5900 миль с крейсерской скоростью 10 узлов за счет большего запаса угля.

Вооружение броненосцев класса «Deutschland» было почти идентично классу «Braunschweig», но его расположение было изменено. Основное вооружение состояло из четырех 28-см орудий SK L/40, расположенных попарно в двух башнях новой конструкции модели Drh.L. C/01, которая позволяла орудиям ГК иметь угол возвышения в диапазоне от +30° и до -5°. При максимальном возвышении ствола снаряды могли поразить цели на расстоянии до 18830 м. Снаряды весом в 240 кг были осколочно-фугасного и бронебойного типов. Начальная скорость для обоих типов снарядов составляла 820 м/с. На расстоянии в 12000 м бронебойные снаряды могли пробить броню толщиной до 160 мм.

Батарея орудий среднего калибра состояла, как и на «брауншвейгах», из четырнадцати 17-см орудий. Но, в отличие от «брауншвейгов», у которых все орудия размещались в каземате, у «дойчландов» десять орудий были установлены в каземате верхней палубы и четыре — на одну палубу выше, в надстройке. Расположение в казематах позволяло орудиям иметь угол возвышения от +22° до -5°. При максимальном угле возвышения пушки могли поражать цели на расстоянии до 14500 м. Сектор обстрела каждого орудия составлял 160°. Боезапас каждого орудия составлял 130 снарядов. Скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту.

Эскадренный броненосец "Schlesien"
Противоминная артиллерия была представлена двадцатью двумя 8,8-см пушками, которые выпускали 14,8-кг осколочно-фугасные снаряды на расстояние до 11000 м со скоростью до 12 выстрелов в минуту. Боезапас составлял 140 снарядов на ствол.

Все броненосцы типа «Deutschland» были забронированы крупповской цементированной броней, но головной корабль (сам «Deutschland») отличался несколько иным расположением броневого пояса и иным бронированием цитадели и надстройки. Ватерлиния была защищена броней по всей длине. Над главным поясом в средней части между основаниями башен был второй пояс (до 170 мм), выше которого шел третий пояс, служивший защитой батареи средней артиллерии.

Эскадренный броненосец "Schleswig-Holstein"
Толщина броневого пояса «Deutschland» составляла 225 мм на уровне ватерлинии и уменьшалась до 140 мм по нижнему краю. Броневые пояса остальных броненосцев имели увеличенную толщину брони — до 240 мм по ватерлинии и до 170 мм по нижнему краю броневого пояса. У «Deutschland» броня цитадели составляла 160 мм, а на других четырех кораблях — 170 мм. Все пять кораблей несли бронированную палубу, толщиной от 40 мм до 70 мм, горизонтального бронирования и с бортовыми скосами в 100 мм.
Орудийные башни ГК имели бронирование стенок башни в 280 мм и крыши — в 50 мм. Барбеты башен ГК имели бронирование в 250 мм. Передняя боевая рубка имела 300-мм бронирование, а задняя — 140-мм бронирование.


История службы
После вступления в строй и «брауншвейги», и «дойчланды» включались во 2-ю эскадру линейных сил «Heimatflotte» (Флот Метрополии), в котором «Deutschland» заменил «Kaiser Wilhelm II» в качестве флагмана флота. После завершения программы строительства эскадренных броненосцев и начала строительства флота дредноутов, германский флот был реорганизован в «Hochseeflotte» (Флот Открытого моря).
Все броненосцы этой эскадры каждый год, вплоть до 1914 года, совершали по несколько учебных походов в Атлантическом океане и Балтийском море, а также — ежегодные туры в Норвегию. В 1913 году «Deutschland» был заменен в роли флагманского корабля новым дредноутом «Фридрих дер Гроссе».

Эскадренный броненосец "Pommern" и подводная лодка типа UB-1 в самом начале Первой мировой войны
С началом боевых действий старые броненосцы оказались на Балтике, где принимали активное участие во всех демонстрациях германского флота — особенно во время операции в Рижском заливе. Но пассивность Российского флота не позволила немцам продемонстрировать слаженность команд своих «старичков» и достоинства реализованных на них технических решений. По правде сказать, количественное преимущество 2-го эшелона германского флота (двадцать броненосцев) над четырьмя броненосцами Балтийского флота, оставшихся после Цусимы («Слава», «Цесаревич», «Император Павел I» и «Андрей Первозванный») не оставляло последним никаких шансов…

Смертельный удар по броненосцам кайзеровского флота нанес… сам кайзер.


Эскадренный броненосец "Braunschweig" в испанских водах
Новейшие линкоры и линейные крейсера Флота Открытого моря нуждались в восполнении потерь в личном составе, неизбежном в ходе боевых действий. Только в сражении при Доггер-банке один линейный крейсер «Зейдлиц» потерял более 200 человек — не говоря уже о других потопленных кораблях!
Личный состав броненосцев наилучшим образом подходил для этой цели — особенно для линкоров первых серий (те же орудия в 28-см и 17-см, те же паровые машины).

Содержать по несколько сотен первоклассных матросов и офицеров на боевых кораблях сомнительной боевой ценности было бы расточительно. И потому германские броненосцы первых серий стали выводиться из боевого состава Флота и их боевые задачи стали сводиться к брандвахтенной службе.

Эскадренный броненосец "Schlesien" у норвежского побережья
Только «дойчландам» удалось по-настоящему повоевать. Пять броненосцев в составе 2-й эскадры вместе с остальными силами германского флота участвовали в единственном генеральном сражении Первой мировой войны — Ютландском бою.
Взятые в немалой степени из-за патриотического подъема настроения экипажей, страстно желающих разрядить свои орудия во врага и которым до смерти надоело торчать в бездействии в своих базах, они служили источником постоянной головной боли для адмирала Шпеера из-за своей малой (по сравнению с дредноутами) скорости и большой уязвимости.
Ему пришлось трижды на протяжении боя совершать сложный маневр поворота «все вдруг» всем флотом — в немалой мере из-за желания удержать свои старые броненосцы как можно дальше от огня английских дредноутов.

К концу вечера 31 мая пять «дойчландов» пришли на помощь к сильно пострадавшим линейным крейсерам Хиппера и, по-сути, прикрыли и спасли их от наседающих кораблей под командованием адмирала Дэвида Битти. Но той же ночью, при атаке британских эсминцев, «Поммерн» взлетел на воздух от взрыва погреба, немного скрасив достаточно печальный для англичан итог Ютланда.

Старший артиллерийский офицер линейного крейсера «Дерфлингер» описывал это так: «Было два часа ночи. Едва забрезжил рассвет, как мы повстречались с новой флотилией британских эсминцев. На этот раз выпущенные ими торпеды нашли свою цель. Ей стал «Поммерн». В него попала или одна, или две торпеды одновременно. Корабль в одно мгновение стал походить на гигантский огненный шар какого-то гигантского фейерверка. Мы, находящиеся на «Дерфлингере», идущего в корме подбитого корабля, наблюдали за тем, как он распался буквально на атомы. Через несколько минут от него не осталось и следа. В морской пучине погибло в одно мгновение 800 человек — вся команда броненосца.»

Немедленно после боя броненосцы-додредноуты окончательно покинули Флот Открытого моря. Казалось, время их активной службы ушло безвозвратно, но история распорядилась иначе.

Эскадренный броненосец "Elsass", зима 1928-1929 гг.
После поражения кайзеровской Германии, Веймарской республике было разрешено оставить на флоте всего 15 тысяч моряков и 8 старых броненосцев, в том числе 2 — в резерве. В результате судьбы старых броненосцев резко разошлись: большая их часть пошла на металл в 1920-1922 гг., зато оставшимся было уготовано долголетие, в ряде случаев поистине рекордное.

Эскадренный броненосец "Hannover" и броненосцы типа "Wittelsbach" 30 марта 1910 года в Киле
На активной службе остались все броненосцы типа «Braunschweig», а также «Schlesien», «Schleswig-Holstein» и «Hannover». Но, по мере вступления в строй «карманных линкоров» (формально подходивших под Версальские ограничения), необходимо было избавляться от старых броненосцев. В 1931 году «Braunschweig», «Elsass», «Lothringen», «Preussen» и «Hannover» были исключены из списков флота и сданы на слом.

«Schlesien» и «Schleswig-Holstein» прошли в 30-х годах значительную модернизацию и были переведены в разряд учебных. Две ближайшие к носу трубы объединили в одну, котлы частично перевели на нефтяное отопление, а 170-миллиметровки заменили на привычный 150-мм калибр.

Эскадренный броненосец "Schleswig-Holstein". Фото сделано с борта USS ARKANSAS (BB-33)
в Киле (Германия) в июле 1930 года. Слева на переднем плане - американские морпехи.
При этом количество шестидюймовок неуклонно сокращалось: два орудия сняли вскоре после модернизации, еще два — к 1937 г., а к 1939 г. броненосцы полностью лишились своей средней артиллерии. Зато соответственно возрастала их зенитная мощь, состоящая сначала из 88-мм зениток, к которым прибавились шесть 105-мм, а в войну еще и несколько десятков 20-и 40-мм автоматов.

Преклонный «возраст» предопределил роль этих устаревших кораблей на всю войну. Их использовали только для обстрела берега, но довольно интенсивно: «Schlesien» воевал чуть ли не до последних дней Второй мировой войны. Получивший тяжелые повреждения на мине, он был взорван своей командой 4 мая 1945 г.

Эскадренный броненосец "Schlesien" во время прохождения через Панамский канал, 8 марта 1938 года
После войны его долго и нудно разбирали в бывшем порту Свинемюнде; последние части его пошли на металл в 1956 г. Примерно в то же время в другом бывшем германском, а теперь польском порту Гдыня закончил свое существование «Schleswig-Holstein».
Севший на грунт после атаки британской авиации в самом конце 1944 г., он также был взорван командой и простоял до 1952 г., когда у поляков наконец дошли руки до бывшего линкора противника.

Однако рекорд долгожительства поставил «Hessen». Получив в 1935-1937 гг. новые котлы, он был полностью перестроен в радиоуправляемый корабль-цель и в этом качестве активно использовался в нацистском флоте. Ему удалось пережить войну, после которой он попал во флот Советского Союза, получив простое название «Цель», под которым просуществовал до середины 60-х годов.

Корабль-цель "Hessen"
Tags: германия, история, корабли, первая мировая, техника, флот, фото
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments