ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Бессарабская операция

29 июня 1940 года советские парашютисты высадились в районе города Болград в Бессарабии. Именно этот десант стал знаковым в становлении отечественных ВДВ.



Камень преткновения

Падение Франции в июне 1940 года, безусловно, подстегнуло процесс перекраивания границ Советского Союза, поскольку резкое изменение баланса сил на европейском континенте в пользу фашистской Германии сделало и возможным, и целесообразным без оглядки на западных союзников реализовать договоренности 1939 года в рамках пакта Молотова – Риббентропа. Кроме того, необходимость быстрых и решительных действий правительства СССР диктовалась активной подготовкой вермахта, как тогда предполагалось, к высадке на Британские острова.
Естественно, что первыми в прицеле сталинской «освободительной» политики оказались Прибалтика и Румыния. В результате заключенных в октябре 1939 года договоров между СССР и прибалтийскими странами на территории последних уже находился 75-тысячный контингент советских войск, а потому присоединение этих государств к СССР после капитуляции Франции, с молчаливого согласия Германии, как говорится, было делом техники. А вот позиция королевской Румынии Сталину, напротив, доверия не внушала. И во многом потому, что камнем преткновения в отношениях двух стран уже без малого четверть века была Бессарабия, аннексированная Румынией в условиях хаоса гражданской войны в России. Весной 1940 года, спустя неделю после окончания советско-финляндской войны, председатель Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотов прямо заявил на сессии Верховного Совета СССР: «У нас нет пакта о ненападении с Румынией. Это объясняется наличием нерешенного спорного вопроса о Бессарабии, захват которой Румынией СССР никогда не признавал, хотя и никогда не ставил вопрос о возвращении Бессарабии военным путем». В свою очередь, Коронный совет Румынии, в состав которого входили все бывшие премьер-министры, члены правительства и высший генералитет под председательством короля Кароля II, рассчитывая на англо-французские гарантии безопасности, полученные годом раньше, высказался против добровольной уступки Бессарабии Советскому Союзу. А в мае король, издав приказ о частичной мобилизации, обратился к Германии с просьбой о помощи в строительстве «Восточного вала» на границе с СССР. Одновременно в пограничных районах началось развертывание 1-й группы румынских войск, включавших в себя 3-ю и 4-ю полевые армии в составе шести армейских и одного механизированного корпуса и насчитывающих свыше 450000 человек. 1-я и 2-я полевые армии в составе трех армейских корпусов и трех отдельных дивизий, располагавшиеся на границах с Венгрией и Болгарией, планировалось использовать в качестве резерва.




Вполне понятно, что такая группировка могла оказать довольно серьезное противодействие РККА, особенно если учесть, что СССР в то время вынужденно держал крупные силы в Прибалтике, а также на границе с Германией, Финляндией и Японией. Вот почему в случае войны с Румынией необходим был сокрушительный и молниеносный удар с применением современной военной техники и крепких, боеспособных частей, в том числе и воздушно-десантных войск…

Становление «крылатой пехоты»

Со 2 августа 1930 года, когда под руководством Л. Минова и Я. Московского высадился первый вооруженный парашютный десант, советские ВДВ прошли трудный путь своего становления. Уже 9 сентября 1930 года на учениях Ленинградского военного округа, в районе станции Сиверская, с воздуха посадочным способом бросили в бой с условным противником внештатный моторизированный отряд численностью 155 бойцов, оснащенный 20 автомобилями, 20 мотоциклами и 60 пулеметами. Командующий ЛВО М. Н. Тухачевский, наблюдавший за ходом учений, отмечал: «Заложен первый камень в строительство воздухо-десантных войск. За этим должно последовать формирование специальных воздухо-десантных соединений и создание авиации, способной осуществлять десантирование в больших масштабах… Авиация будет готова к высадке десанта лишь тогда, когда научится надежно обеспечивать выброску парашютного эшелона, которому предстоит захватить аэродромы и посадочные площадки… и когда она будет в состоянии обеспечивать действия воздушного десанта в глубине оперативной обороны противника…».



В 1931 году, когда М. Н. Тухачевского назначили заместителем председателя РВС, он стал еще энергичнее продвигать идею создания внештатных парашютно-десантных отрядов. И 1 июля 1932 года в Детском селе (ныне Пушкин) под командованием М. В. Бойцова был сформирован первый штатный авиамотодесантный отряд, развернутый вскоре в учебно-опытный центр по подготовке инструкторов для РККА по парашютному делу и отработке оперативно-тактических норм. Он получил название 3-й авиационной десантной бригады особого назначения и включал в себя парашютный и мотомеханизированный батальоны, артиллерийский дивизион, три эскадрильи и подразделения обеспечения. А следом авиационные (парашютные) батальоны особого назначения появились в большинстве военных округов, и они ежегодно демонстрировали на учениях растущие масштабы десантирования и боевую выучку.

Так, если в 1934 году на маневрах в Белорусском военном округе было высажено одновременно 600 парашютистов, то уже в 1936-м на учениях Московского военного округа численность десанта достигла 2000 человек, да еще 3000 бойцов перебросили посадочным способом с 76-миллиметровыми горными орудиями, грузовыми автомобилями и танкетками. В том же году на маневрах Белорусского военного округа высадили с парашютом 1800 человек (к слову, впервые – в пятнистом камуфляже) и, кроме того, перебросили посадочным способом 84-ю стрелковую дивизию вместе с техникой. Весомым итогом этих учений стало формирование в Киевском военном округе 13-й, в Белорусском – 47-й авиационных бригад особого назначения, а на Дальнем Востоке – трех авиадесантных полков. Временным полевым уставом РККА 1936 года определялось, что «парашютно-десантные части являются действенным средством для дезорганизации управления и работы тыла противника. Во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта, парашютно-десантные части могут оказать решающее влияние на полный разгром противника на данном направлении».

Уместно заметить, что к 1937 году Красная Армия занимала лидирующие позиции в создании боеспособных воздушно-десантных частей, что, как и следовало ожидать, вынудило Германию активизировать свои усилия в этом направлении. Но и командование РККА не почивало на лаврах: летом 1938 года началось формирование шести воздушно-десантных бригад на западных и дальневосточных рубежах страны.



Одними из первых новым частям Красной Армии удалось получить боевой опыт: в августе 1939 года в районе реки Халхин-Гол 212-я воздушно-десантная бригада, будучи в резерве 1-й армейской группы, вместе с пехотой приняла участие в окружении японской группировки в боях за укрепленный пункт на высоте Фуй, где штыками и гранатами было уничтожено более 600 японцев. Во время «польского похода» в составе мобильного резерва Белорусского и Украинского фронтов находились три воздушно-десантные бригады, а в период советско-финляндской войны две воздушно-десантные бригады сражались в боевых порядках 15-й армии, пусть даже и в пешем строю, и внесли свою лепту в деблокирование советских войск, окруженных на восточном берегу Ладожского озера. К ноябрю 1939 года общая численность «крылатой пехоты» составляла 9420 человек. Характерно, что уже в 1930-е годы в Красной Армии выделяли три основных вида воздушного десанта: во-первых, парашютный, при котором выброска личного состава и техники производилась с высоты 600–800 метров, во-вторых, «бреющий», в ходе которого бойцов и технику сбрасывали на ровную площадку с бреющего полета в специальных тележках с хорошей амортизацией, и, наконец, смешанный. При десантировании формировалась парашютная боевая группа, которая после высадки обеспечивала приземление артиллерии и мотомеханизированных частей. В 1936 году воздушно-десантная бригада особого назначения имела в своем арсенале шесть 45-миллиметровых пушек, восемнадцать 82-миллиметровых минометов, шестнадцать легких танков, шесть бронеавтомобилей, тридцать две автомашины, шесть мотоциклов и, конечно, самозарядные винтовки, пистолеты-пулеметы, ручные и зенитные пулеметы, ранцевые огнеметы. Тогда же на вооружение был принят десантный парашют ПД-6, обеспечивающий как принудительное, так и ручное раскрытие. Позднее на его базе разработали модификации ПД-7, ПД-8 и ПД-10. Основным транспортным самолетом того времени служил четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3, вмещавший в себя 18 десантников в обычном варианте и 35 – в модернизированном.



Прутский поход

9 июня 1940 года директивой наркома обороны СССР С. К. Тимошенко было создано управление Южного фронта во главе с генералом армии Г. К. Жуковым, отличившимся в боях на Халхин-Голе. Начальником штаба назначили генерал-лейтенанта Н. Ф. Ватутина. Военную операцию, которая в дальнейшем получила название Прутский поход, планировалось провести силами трех армий: 5-й и 12-й – от Киевского особого военного округа и 9-й – от Одесского. В целом группировка насчитывала свыше 460000 человек, почти 12000 орудий и минометов, около 3000 танков и 2200 самолетов.

Советские войска начали концентрироваться на границе с Румынией якобы для участия в крупномасштабных учениях, а 22 июня Военный Совет фронта представил наркому обороны план операции по возвращению Бессарабии. Предполагалось сразу же после бомбардировки аэродромов нанести охватывающие удары войсками 12-й армии из района севернее Черновиц (ныне Черновцы) вдоль реки Прут на Яссы и 9-й армии из района Тирасполя южнее Кишинева на Хуши с целью окружения румынских войск в районе Бельцы-Яссы и под прикрытием 300 истребителей и конно-механизированной группы десантировать на 120 самолетах три воздушно-десантные бригады в районе города Тыргу-Фрумос. На море в боевую готовность приводился Черноморский флот. В случае отказа от военного разрешения конфликта и мирного отвода румынских войск за реку Прут части фронта должны были быстро занять новую территорию и взять под контроль эвакуацию из Бессарабии. Штаб разместили в Прокуроре, и к 27 июня 1940 года советские войска завершили свое развертывание. А накануне Советский Союз, заручившись поддержкой Германии, потребовал от Румынии немедленно вернуть Бессарабию, а также передать ему Северную Буковину.

При таком раскладе политических и военных сил Коронный совет счел благоразумным согласиться с территориальными требованиями СССР. И по договору Румыния должна была оставить в полной сохранности железнодорожный транспорт, заводское оборудование, запасы материальных средств.

28 июня войска Южного фронта перешли границу. Двигаясь за арьергардами румынской армии, они заняли Кишинев, Черновицы, Хотин, Аккерман и вышли к Пруту. Чтобы ускорить занятие юга Бессарабии и пресечь мародерство румынских частей, было решено силами 201-й и 204-й воздушно-десантных бригад, находившихся в 350 км от района высадки, захватить мосты через Прут.



29 июня в течение двух часов свыше ста самолетов выбросили у Болграда более 1370 десантников 204-й бригады. Рассеянные на обширной территории, они с большим опозданием заняли сначала город и станцию Троянов Вал, а в последующие два дня после небольшого боя – порт Ренис и город Кагул. Днем 30 июня самолеты с 809 десантниками 201-й бригады появились над аэродромом города Измаил. После посадки 12 бомбардировщиков выяснилось, что аэродром не сможет принять весь транспорт, поэтому 509 бойцов выпрыгнули с парашютами, а три машины вынуждены были вернуться с десантом на базу. В течение нескольких часов Измаил был взят под контроль: десантники выставили охрану на границе, которая теперь проходила по реке Прут, заслоны на дороге, а также пресекли грабеж местного населения румынскими солдатами. И все это – с минимальными потерями: погибли 3 человека и еще 12 получили травмы. Однако начальник Управления боевой подготовки РККА генерал-лейтенант В. Н. Курдюмов, докладывая 24 июля 1940 года наркому обороны об итогах воздушно-десантной операции, подчеркнул крайне неудовлетворительную, на его взгляд, ее подготовку и проведение. Вот лишь некоторые выдержки из его доклада: «Воздушная переброска десанта проводилась по-мирному, без прикрытия боевой авиацией… Выброска проводилась неорганизованно… и очень растянуто… Воздушные бригады выбрасывались и высаживались, не имея никаких задач и указаний о характере действий… При использовании бригад не учитывалась степень их состояния и подготовленности… Пункты выброски командованию бригад стали известны лишь от командиров летных частей… Время на подготовку к операции от момента получения распоряжения и до вылета исчислялось 4 часами… Пополнение выброшенных бригад огнеприпасами и продовольствием по воздуху, а также эвакуация раненых и больных предусмотрена не была… Перечисленные недочеты в боевой обстановке неизбежно привели бы к провалу воздушно-десантной операции и к напрасной гибели людей». Оценка однозначно негативная и, пожалуй, не учитывавшая того, что 201-я, 204-я и 214-я воздушно-десантные бригады, обладавшие к тому времени боевым опытом, не имели достаточной практики десантирования. Но недаром говорят: нет худа без добра. Проанализировав все «за» и «против», советское командование пришло к выводу о необходимости более массированного применения ВДВ и увеличении численности воздушно-десантных частей. В условиях надвигающейся угрозы войны руководство РККА в марте 1941 года приступило к формированию пяти воздушно-десантных корпусов, каждый из которых имел в своем составе, помимо органов управления и подразделений боевого и тылового обеспечения, три бригады, артиллерийский полк и отдельный танковый батальон. Все они были дислоцированы на западных рубежах Советского Союза. А спустя два месяца после начала Великой Отечественной войны, 29 августа, «крылатую пехоту» выделили в самостоятельный род войск – войск, впереди у которых был долгий путь к Победе и которые поныне с честью выполняют возложенную на них миссию…

Автор Евгений МУЗРУКОВ
Первоисточник http://www.bratishka.ru


За день до этого:

В 1918 году Румыния, пользуясь гражданской войной в России, ввела на территорию Бессарабии свои войска и присоединила к себе эту область. Советское правительство не признало это присоединение и впоследствии неоднократно заявляло о своих территориальных претензиях на Бессарабию. Но Румынии удавалось заручиться поддержкой других стран и серьёзных столкновений удавалось избежать.

Но всё изменилось после подписания договора Риббентропа-Молотова, в котором Германия и СССР разделили сферы влияния. 29 марта 1940 года, на сессии Верховного совета, Молотов сделал громкое заявление: «У нас нет пакта о ненападении с Румынией. Это объясняется наличием нерешённого спорного вопроса о Бессарабии, захват которой Румынией Советский Союз никогда не признавал, хотя и никогда не ставил вопрос о возвращении Бессарабии военным путём». Стало понятно, что конфликт назревает.

Румыния пыталась заручиться поддержкой Германии, но получила отказ. Германия намекнула Румынии, что та может сделать территориальные уступки СССР, поскольку скоро получит всё обратно. Поэтому, правительство Румынии приняло решение уступить Бессарабию и Буковину СССР. И 28 июня 1940 года советские войска перешли через Днестр.

Н.С. Хрущёв с бессарабскими крестьянами.



Генерал армии Г.К. Жуков выступает на военном параде в Кишиневе.



Жители Кишинева на параде по случаю прихода Красной Армии.



Советские бронеавтомобили БА-10 на дороге в Бессарабии.



Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко с бессарабскими крестьянами.



Советский офицер разоружает румынских жандармов.



Советский танк Т-26 и бронеавтомобили БА-10 на дороге в Бессарабии.



Жители Бессарабии наблюдают за проезжающими по дороге советскими бронеавтомобилями БА-10.



Бессарабские крестьяне наблюдают за переправой советских войск через реку Днестр.



Советские тракторные тягачи СХТЗ-НАТИ буксируют 152-мм гаубицы 1909/30 на параде в Кишиневе.



Тракторные тягачи «Сталинец» буксируют 122-мм корпусные пушки А-19 во время парада в Кишиневе.



Советские танки БТ-7 на параде в Кишиневе.



Армейский комиссар 1-го ранга Л.З. Мехлис и Н.С. Хрущев в Бессарабии.



Советские и румынские офицеры на переговорах во время бессарабской операции.



Разоруженные Красной Армией румынские жандармы в строю.



Советский офицер разоружает румынского жандарма.



Советские кавалеристы на марше на дороге в Бессарабии.



Местные жители приветствуют советские танки.



Местные жители наблюдают за советским самолётом.



Советские артиллерийские тягачи Т-20 «Комсомолец» с 45-мм пушками на параде в Кишиневе.



Переправа на плотах через Днестр.



В ожидании переправы.



Советские солдаты в Бессарабии.



Жители Бессарабии возле советского самолёта.



То же.



Н.С. Хрущёв и С.К. Тимошенко и местные жители.



Г.К. Жуков на военном параде в Кшинёве.



Источник:

http://waralbum.ru


См.также:

Провал планов "Великой Румынии": Румыния против СССР

Советско-финская война 1939-1940 годов

Железный кулак РККА.

Венгрия присоединяет Трансильванию в 1940 году

Одесса под "игом" румын




Tags: армия, военные, политика, румыния, ссср
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments