ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Category:

День летающих танков в музее “Flying Heritage Collection”

В субботу 17 сентября 2016 года в музее авиации “Flying Heritage Collection” в городе Эверетт в США состоялось мероприятие под названием “День летающих танков” (“Flying Tanks Day”). Все собравшиеся смогли насладиться полетами легендарных машин, пообщаться с пилотами и даже стать свидетелями стрельбы из главного орудия танка Т-34. Пропустив уже несколько лет подряд это ежегодное мероприятие, я наконец-то смог посетить его и своими глазами увидеть полеты самолетов Ил-2, P-47, B-25 и P-51.
1.


Прочитав на сайте музея “Flying Heritage Collection” анонс об этом мероприятии, я очень обрадовался. Ведь в программе полетов был указан советский штурмовик Ил-2. Я долгое время мечтал увидеть его в воздухе. И хотя полеты в музее проходят часто, этот самолет, как правило, летает всего один раз в год. Однако на сайте было сказано, что полеты могут быть отменены в любой момент из-за погодных условий или состояния воздушной техники. А прогноз погоды не радовал. На субботу передавали дожди и низкую облачность. Несмотря на это, я все же поехал на аэродром, надеясь на то, что полеты состоятся. Прибыл я прямо к открытию музея. Воздушная техника уже была выставлена на улице.
2.


Конечно, самым интересным для меня был самолет Ил-2. Это единственный в мире представитель этого семейства, до сих пор способный подниматься в воздух. Кажется невозможным то, что самый массовый боевой самолет в истории авиации, насчитывающий более 36 тысяч произведенных машин, имеет всего одного до сих пор летающего брата. Но самое поразительное, что сохранен этот летающий экземпляр не в России, а в США.
3.


История этой машины не простая. Это модификация Ил-2М3, известная так же под названием “крыло со стрелкой”. Она была спроектирована летом 1943 года. Крыло самолета было переработано и получило стреловидность 15°, что позволило сместить вперед центровку самолета, которая была нарушена после размещения в фюзеляже стрелка с пулеметом. Так же деревянные элементы конструкции крыла были заменены на металлические. Это повысило живучесть самолета и улучшило ремонтно-эксплуатационные свойства. Данный самолет был произведен в Куйбышеве (ныне Самаре) в середине 1943 года и отправлен в 828-й штурмовой авиационный полк Карельского фронта. 10 октября 1944 года самолет был сбит зенитным огнем противника во время атаки аэродрома и разбился недалеко от реки Титовка в Мурманской области. Его удалось обнаружить в 1991 году с вертолета. Несколько лет спустя компания “Авиареставрация” в Новосибирске используя разные детали с трех других найденных самолетов Ил-2, восстановила его до летного состояния по заказу американской стороны. И хотя самолет получился сборным, большую его часть составляют детали с Ил-2 с серийным номером 305401. После восстановления самолет поднялся в воздух 27 сентября 2011 года. Он принял участие в Параде Памяти в Самаре 7 ноября 2011 года. А в 2012 году он был переправлен в США.
4.


Мне были интересны и другие самолеты. Например, P-47D “Thunderbolt”, полет которого я так же никогда не видел.
5.


А вот за полетами B-25 “Mitchell” я наблюдал уже несколько раз. Даже в Жуковском. Но, не смотря на это, я ждал его полет так же с нетерпением. Это модификация B-25J. Самолет был построен в последние дни 1944 года в городе Канзас-Сити. После 1951 года он попал в партию из 117-и самолетов, которые были переоборудованы в летающие классы, где происходила подготовка специалистов для работы с радарами управления огня Hughes E-1. В середине 1990-х годов B-25 был выкуплен музеем “Flying Heritage Collection” и переделан обратно в военную конфигурацию.
6.


На улице стояли еще два представителя советской армии. Один из них – оперативно-тактическая ракета Р-11М на стартовом агрегате 8У218 "Тюльпан". Р-11М – это советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета на долгохранимых компонентах топлива. Она была принята на вооружение армии СССР 1 апреля 1958 года.
7.


Вторым представителем был знаменитый советский танк Т-34. Легендарная машина времен второй мировой войны. В музее представлена его последняя модификация – Т-34-85 с пушкой калибра 85 мм. Танк имеет башню увеличенного объема с усиленной броневой защитой. Эта модификация была принята на вооружение 23 января 1944 года.
8.


Пока самолеты готовились к полетам, я решил пройтись по музею. Я был здесь пару лет назад. Отличительной особенностью этого музея является то, что почти все его экспонаты находятся в летном состоянии. Поэтому музей и называется “Flying Heritage Collection” – Коллекция летающего наследия.
9.


Возле самолета Мессершмитт Bf.109 была установлена трехколесная мотоколяска той же фирмы. Я видел ее в музее Американских автомобилей “America’s Car Museum” в городе Такома, откуда она и была временно передана в музей “Flying Heritage Collection”. Это модель 1956 года под обозначением KR200. После второй мировой войны фирма Мессершмитт не могла производить самолеты, поэтому мощности заводов были переключены на производство товаров широкого потребления. Одним из таких товаров стала мотоколяска, получившая название “Kabinenroller”, что переводится как “мотороллер с кабиной”.
10.


Советский фронтовой истребитель И-16 тип 24. Он был построен в 1940 году и принимал участие в военных действиях на востоке страны, пока не был сбит Финнами. Его удалось найти в 1991 году, после чего его восстановили на том же заводе, где когда-то он был изготовлен. Некоторое время самолет находился в воздушной коллекции в Новой Зеландии. В 1998 году он был выкуплен музеем “Flying Heritage Collection”.
11.


Это один из немногих И-16, до сих пор находящихся в летном состоянии.
12.


Многоцелевой тренировочный самолет По-2. Он был построен в 1944 году и принимал участие в войне. После ее окончания он был восстановлен Польским аэроклубом и в 2000 году выкуплен музеем “Flying Heritage Collection”.
13.


Самолет окрашен в цвета 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, носившего прозвище “Ночные ведьмы”. Надпись на борта “Мстим за Дусю” посвящена запороженке Евдокии Носаль ­– “ночной ведьме”, первой летчице, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно), погибшей в бою.
14.


Еще мое внимание привлек вот этот аппарат. С виду это немецкая крылатая ракета Фау-1 (Fi.103). Но в глаза бросается остекление фонаря кабины пилота. Оказывается, на базе ракеты Фау-1 был изготовлен ее пилотируемый вариант. Ракета получила обозначение Fi.103R и название “Reichenberg”. Она должна была применяться для уничтожения кораблей и укрепленных целей. После наведения ее на цель, пилот должен был открыть фонарь и выпрыгнуть с парашютом. Однако почти все пилоты при испытаниях погибли, а окончание войны не дало Германии применить этот аппарат по назначению.
15.


Кстати, кабина занимала отсек, где прежде располагался баллон со сжатым воздухом, который был перенесен на место, ранее занимаемое автопилотом.
16.


F-105G “Thunderchief” – временный гость музея “Flying Heritage Collection”. Он был взят в аренду у национального музея военно-воздушных сил США “National Museum of the United States Air Force”. Созданный в 1964 году как модификация F-105F, этот самолет с бортовым номером 336 известен многим американским пилотам, летавшим во Вьетнаме. Во многих летных книжках осталась запись о полете на нем. А пилоту Dewey Vandevender эта машина особенно дорога. Он был подбит на ней над Северным Вьетнамом в 1968 году. Израненная машина смогла доставить его до базы. Потребовалось 532 часа, чтобы отремонтировать этот F-105 и вернуть его в строй.
17.


В 1971 году самолет был модернизирован в вариант F-105G. После возвращения из Вьетнама он использовался воздушной национальной гвардией США до начала 1980-х годов.
18.


МиГ-29УБ. Этот учебно-боевой самолет, совершивший свой первый полет в 1981 году, базировался на Украине. После распада СССР на Украине остались более 200 самолетов МиГ-29. В 2008 году этот двухместный МиГ был выкуплен и переправлен в Америку.
19.


В конце 2009 года его восстановили до летного состояния для выполнения демонстрационных полетов. Это один из нескольких самолетов МиГ-29 в мире, принадлежащий частным владельцам.
20.


Обойдя экспонаты музея, я вернулся на улицу. Самолеты готовили к вылету. Однако организаторы предупреждали, что разрешения на полеты до сих пор нет. И это очень пугало. Было сказано, что если разрешение так и не будет получено, самолеты просто проедутся перед зрителями по земле.
21.


Заправка самолета азотом.
22.


Началось шоу с представления пилотов, которые через несколько минут должны занять свои места в кабинах. Я тоже представлю их.
И мне хочется начать с представительницы прекрасной половины человечества – пилота Nancy Robertson (крайняя справа). Работая финансовым директором, она мечтала летать. Ее мечта осуществилась в 1986 году, когда она начала учиться управлять самолетом на аэродроме Harvey Field в штате Вашингтон. С тех пор она освоила множество летательных аппаратов, включая бомбардировщик B-25. Именно она сегодня должна поднять в воздух эту машину.
А помогать ей будет ее муж, стоящий рядом с ней – Lancer Robertson. Начав управлять самолетом с 20 летнего возраста, он налетал уже более 18000 часов. Был пилотом в гражданской авиации. Летал на различных пассажирских судах, включая MD-80, Boeing 727, Boeing 757 и Boeing 767. В данный момент он является шеф-пилотом корпоративного летного департамента аэродрома Boeing Field.
Рядом с ним (в центре) стоит пилот Carter Teeters – инструктор по самолету Boeing 737 авиакомпании Alaska Airlines. Carter с детства мечтал быть летчиком. После школы он хотел летать в сельскохозяйственной авиации, но после узнал, что опасны не сами полеты, а разбрызгиваемые химические вещества. С 1967 по 1971 год он служил в армии, правда служба не была связана с авиацией. Он побывал во Вьетнаме, затем служил в Вирджинии и Германии. Только в апреле 1976 года он начал учиться летать и уже через месяц совершил свой первый самостоятельный полет. Carter налетал более 2000 часов на самолетах времен второй мировой войны. При этом не только на американских машинах, но и на самолетах других стран. Это По-2, И-16, “Zero”, “Spitfire”, F4F “Wildcat”, F6F “Hellcat”, F8F “Bearcat”, P-51 “Mustang” и P-47 “Thunderbolt”. И сегодня он должен поднять в воздух истребитель-бомбардировщик P-47D.
Рядом в кепке стоит Jason Muszala (второй слева). Он знаком с военными самолетами с очень малого возраста. Его отец и его дядя летчики. Впервые Jason совершил полет на самолете P-51 “Mustang” в возрасте 4-х лет. Его отец летал на B-25. Поэтому отец и сын несколько лет летали на различные авиашоу. Самостоятельно Jason стал летать с 16 лет и сейчас имеет более 400 часов налета на самолетах T-6 “Texan II” и P-51 “Mustang”. И сегодня он поднимет в воздух именно “Mustang”.
И наконец, Ross Granley (крайний слева). Он родился в авиационной семье на военной базе королевских военно-воздушных сил Канады в 1963 году. Его отец был там инструктором по самолету T-6 “Texan II”. Ross с малых лет проявлял любовь к авиации и в 1985 году вступил в ВВС Канады. В 1987 году он получил летные крылышки , а чуть позже стал инструктором по самолету CT-114 “Tutor”. Спустя несколько лет он прошел переучивание на самолеты CF-5 “Freedom Fighter” и CF-18 “Hornet”. В 1997 году, налетав на боевых самолетах 3100 часов, Ross ушел из ВВС и с женой и сыном переехал в город Эверетт в США. Сейчас он пилот авиакомпании United Airlines. И сегодня именно он поднимет в небо советский штурмовик Ил-2.
23.


Дана команда и пилоты занимают места в самолетах. Carter Teeters в кабине P-47D “Thunderbolt”.
24.


Ross Granley залазит в кабину самолета Ил-2.
25.


Jason Muszala занимает место в своем любимом P-51D “Mustang”.
26.


Пока пилоты готовились к запуску двигателей, нам показали небольшое шоу с участием наземной техники. Оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-11М продемонстрировал свои ходовые качества, а после поднял ракету в пусковое положение. Затем танк Т-34 совершил несколько проездов с разворотами и вращением башни. Было слышно, как лязгали его гусеницы. К сожалению я стоял так, что почти весь вид мне закрывали самолеты. Поэтому снять толком ничего не получилось. В какой-то момент я отвлекся и стал снимать приготовления пилотов. Но вдруг я заметил, что все зрители вокруг стоят, закрыв пальцами уши. Тоже самое делал и ведущий, который комментировал все происходящее. Я понял, что сейчас будет выстрел. Я смотрел на Т-34 и мне очень хотелось это снять. Но танк стоял метров в 20-и от меня и я подумал, что нужно последовать примеру других. Я опустил камеру и закрыл уши руками. Прошло еще секунд 10, и раздался оглушительный выстрел. Его сложно описать словами. Весь танк качнулся, а из дула вырвалось пламя. Даже с закрытыми ушами это было настолько громко, что я подумал: “Хорошо, что я вовремя заметил, что все закрыли уши”. Дым от выстрела накрыл площадку с самолетами. Этот кадр сделан всего через несколько секунд после него.
27.


Техники с огнетушителями заняли места возле самолетов и пилоты по очереди начали запускать двигатели.
28.


29.


Через какое-то время все четыре самолета были готовы к рулению, тормозные колодки были убраны, а в воздухе стоял рев поршневых моторов.
30.


31.


Первым с места тронулся B-25J “Mitchell”.
32.


За ним последовал P-47D “Thunderbolt”.
33.


Наконец-то с места тронулся Ил-2.
34.


35.


Замыкал строй Jason Muszala на самолете P-51D “Mustang”.
36.


37.


Все зрители направились к полосе. По громкой связи объявили, что до сих пор не ясно будут полеты или нет. В воздухе висело напряжение. Все смотрели как самолеты удаляются от нас, направляясь к началу полосы. Это был волнительный момент. Если взлет не разрешат, то они просто прорулят мимо нас. Самолеты остановились у торца полосы. Из толпы доносились одиночные крики: “Давай взлетай!” Все ждали. И вдруг B-25 начал движение и занял место на полосе. Зрители оживились. “Он на старте” – кричали те, у кого были бинокли. За ним на полосу вырулили остальные самолеты. Разрешение есть! B-25 начал разбег. Толпа ликовала! Под всеобщие свисты и аплодисменты первый самолет поднялся в воздух.
38.


За ним следом в небо поднялся P-47D.
39.


И вот, тот самый момент, которого я ждал больше всего. Ил-2 в небе!
40.


41.


Не успел я повернуться обратно, а P-51D уже пролетал мимо меня.
42.


Нервное напряжение сменилось невероятным позитивом. Самолеты поднялись в небо, и ушли на разворот для прохождения строем.
43.


После этого они разделились и прошли мимо зрителей по очереди, а я только и успевал направлять свой объектив от одного самолета к другому. Ил-2 был прекрасен. Я очень много фотографировал его.
44.


45.


46.


В одном из очень низких проходов B-25 открыл бомболюк. Это вызвало восторг у зрителей.
47.


Так же низко шли и остальные. Я уже много раз видел P-47 на земле. И он всегда стоял с выпущенными стойками шасси. А сейчас я видел его с убранными стойками. Каким же пузатым он кажется без них )))
48.


49.


Кстати, на самолете Ил-2 установлен не оригинальный двигатель. Этот штурмовик оснащался советским V-образным 12-цилиндровым двигателем АМ-38. Но за последнее десятилетие никто не производил этот двигатель. А поддерживать самолет в летном состоянии с восстановленным АМ-38 очень сложно. Поэтому вместо него был установлен V-образный 12-цилиндровый поршневой двигатель V-1710-113 “Allison” от самолета P-38. При этом разведчик P-38 имеет два разных по направлению вращения двигателя. И был выбран именно -113, вращающийся влево, что соответствует направлению вращения оригинального двигателя Ил-2. Пропеллер так же был взят от самолета P-38. Новый двигатель мощнее, чем АМ-38. И, по словам пилота Ross Granley, это делает управление самолетом легче.
50.


51.


Запомнился еще один проход, когда каждый самолет показал зрителям свою “спину”. Это была отличная возможность снять их сверху.
52.


53.


54.


55.


А Ross Granley так сильно наклонил Ил-2, что крен составил почти 90°.
56.


Кстати здесь очень хорошо видно новое стреловидное крыло модификации Ил-2М3.
57.


С фотографированием P-51D было сложнее всего. Он проносился на огромной скорости и пару раз я даже не успел развернуться, чтобы его снять. Позже, когда я общался с его пилотом Jason Muszala, он сказал, что ему приходилось сильно снижать скорость чтобы держаться в одном строю со всеми. И это было очень сложно. Поскольку на этих скоростях самолет может свалится. Кстати, изначально в программе не был указан P-51. И почему он поднялся в воздух с остальными я не знаю. Но мне было интересно увидеть его в полете.
58.


Начались проходы парами.
59.


60.


61.


62.


И вот самолеты опять встали в один строй для финального прохода.
63.


64.


65.


Сделав роспуск, они пошли на посадку. Точка касания было очень далеко от меня. Да и пробег у этих самолетов совсем небольшой. Все они по очереди прорулили мимо зрителей.
66.


67.


Конечно, обзор вперед у самолетов с хвостовым колесом никакой. Поэтому приходится вот так вылизать из кабины.
68.


69.


70.


71.


“Летающие танки” развернулись и под овации зрителей отправились на стоянку к музею.
72.


Ross Granley приветствует собравшихся.
73.


Jason Muszala тоже приветствует зрителей.
74.


75.


76.

После остановки самолеты быстро обнесли заграждениями, а пилоты отправились в главный ангар раздавать автографы. Здесь мне и удалось пообщаться с каждым из них.
77.


Очень интересно было расспрашивать их про полеты на советских самолетах. Оказалась, что вся кабина самолета Ил-2 не только в метрической системе измерения, но и на русском языке. Как сказал Ross Granley, это просто цифры. Всего несколько приборов были заменены на американские. А на мой вопрос, где он научился летать на Ил-2, он ответил, что читал инструкции. Оказалось, что он умеет читать по-русски и у него есть свой Як-18T, который он когда-то купил в Москве. В конце мы сделали совместное фото.
78.


Я еще раз прошелся вдоль стоящих на улице самолетов.
79.


Кабина самолета Ил-2. На приборной панели написано на русском языке “Останавливать винт при малом шаге”.
80.


Ну и в конце хотелось сказать несколько слов о наземной технике. Стартовый агрегат 8У218 "Тюльпан" с поднятой ракетой Р-11М. Ее дальность стрельбы составляет от 60 до 200 км, а боевая часть может быть как фугасной, так и ядерной. Время подготовки к пуску составляет 30 минут.
81.


Стартовый агрегат 8У218 "Тюльпан" разработан СКБ Кировского завода в 1955-1956 году на базе тяжелой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152К. Выпускался серийно с 1959 по 1962 год. Всего было построено 56 единиц.
82.


Расчет включает 5 человек.
83.


Т-34. Это уже второй советский танк, который я увидел в США. Но этот до сих пор на ходу. А его выстрел меня потряс и в прямом и в переносном смысле. )))
84.


И до этого я никогда не был внутри Т-34.
85.


86.


Вот так прошел этот день. К сожалению это было крайнее мероприятие в музее с полетами самолетов в этом году.
Спасибо огромное музею “Flying Heritage Collection” за проведение этого незабываемого мероприятия. За сохранение истории не только американской но и мировой авиации. Спасибо пилотам за полеты! Спасибо сотрудникам музея за интересные рассказы и ответы на вопросы. Удачи вам всем!




Tags: авиа, интересно, музей, самолеты
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment