y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in picturehistory,
y4astkoviu
y4astkoviu
picturehistory

«Аврора» под китайским флагом



Корабль его Величества (HMS – His Majesty Ship) «Аврора», водоизмещением 6 тысяч тонн, был построен в 1936 году на верфях Портсмута. Вооружение его также составляли 152-мм орудия.

Британская «Аврора» успешно дралась с немцами всю войну, сопровождая конвои и высаживая десанты в Италии и Франции.

Крейсер «Аврора» на рейде у о. Мальта
Официальная передача крейсера «Аврора» ВМС Китая состоялась 19 мая 1948 года в Портсмуте, однако оконча­тельно «китаянкой» бывшая богиня ста­ла 10 июня на Мальте, когда ее покину­ли английские моряки, и в командование кораблем вступил Дэн Чжаосян. 46-лет­ний кэптен Дэн считался одним из луч­ших морских офицеров китайского фло­та. Он получил отличное военное обра­зование: окончил военную академию Вампу, Яньтайское военно-морское учи­лище, Нанкинское военно-морское мин­ное училище, а в 1929 году — Королев­ский военно-морской колледж в Англии.

Дэн Чжаосян и британский адмирал.


На службе «красному» Китаю.


С инспекцией на учебном корабле, 1958 год.


Отставной адмирал Дэн Чжаосян, 60-е.
Следует заметить, что достоверных сведений о последующей службе крей­сера, получившего у новых хозяев назва­ние «Чунцин», практически нет. Некото­рые встречающиеся в печати факты ско­рее напоминают анекдоты, хотя не ис­ключено, что ряд из них соответствует действительности. Например, упомина­ния о случаях массового — до 50% — де­зертирства среди экипажа крейсера, о крайне низком уровне подготовки его матросов и офицеров, их неумелом об­ращении с техникой.

В серьезных боях под флагом Гоминь­дана корабль участвовал осенью 1948 года, когда огонь его орудий обрушился на части 4-й колонны (командующий У Кэхуа, политкомиссар Мо Вэньхуа) 2-й Народно-освободительной Армии Китая. По занятым 10-й, 11-й и 12-й дивизиями «красных» Ташаньским позициям, борь­ба за которые продолжались шесть су­ток, было выпущено до 1500 снарядов главного калибра.

По признанию коман­дования НОАК, 4-я колонна потеряла более 10 тысяч человек (!), но, тем не менее, наступление гоминьдановцев провалилось (Встречаются упоминания о том, что во время Цзиньч-жоуской операции от огня тяжелых морских орудий до­сталось 41-му корпусу НОАК. Но на самом деле речь идет об одном и том же соединении: в конце 1948 — начале 1949 годов 4-я колонна была переформирова­на в 41-й корпус).

Офицеры гоминь­дановского крейсера «Чунцин»
Позднее «Чунцин» действовал в ус­тье реки Янцзыцзян, причем одной из его главных задач считалось недопущение бегства своего же флота в море. Однако 2 марта 1949 года крейсер вышел из гавани Усункоу (рядом с Шанхаем) и в порту Вэйхай (Шаньдун) был сдан войскам Народно-освободительной армии. Что произошло на корабле на самом деле, установить практически невозможно.

«Аврора» (слева), во время передачи правительству Гоминь­дана, 1948 год
Можно предположить, что после ряда поражений гоминьдановцев моральный дух его экипажа заметно упал. По одной из версий, инициатором бегства оказал­ся сам кэптен Дэн, по другой — восста­ние против «преступного режима Чан Кайши» поднял один из унтер-офицеров, а командир крейсера просто примкнул к восставшим. Необходимо отметить, что часто встречающаяся в литературе вер­сия о сдаче «Чунцина» в Шанхае не име­ет ничего общего с действительностью, поскольку этот город перешел к «крас­ным» только в конце мая.

Мао Цзэдун писал в мемуарах: «Британское правительство в феврале 1948 года передало Гоминьдану тяжелый крейсер «Чунцин» - величайший крейсер гоминьдановского флота. 25 февраля 1949 года офицеры и команда крейсера восстали, порвали с реакционным гоминьдановским правительством и присоединились к Китайскому Народному флоту».

Участники восстания на «Чунцине»
Дэн Чжаосян получил от коммунисти­ческого руководства полное прощение прошлых грехов: в 1955 году он стал вице-адмиралом Народного флота, был награжден орденом «Освобождение» I степени, занимал весьма ответственные посты (командовал военно-морскими базами, был заместителем командующе­го Северным флотом).
По свидетельству советских специалистов, он приложил немало усилий для развития китайского подводного флота. Однако все это про­исходило до «культурной революции», и неизвестно, как сложилась судьба адми­рала в годы расправ и чисток.

По утверждению китайской и совет­ской прессы, Чан Кайши, узнав о перехо­де на сторону врага своего самого круп­ного корабля, лично отдал приказ унич­тожить его любой ценой. Спасаясь от авианалетов, «Чунцин» ушел на север Ляодунского залива, но и там ему укрыться не удалось. В порту Таку 19 (по другим данным, 20 или 21) марта 1949 года его потопили гоминьдановские бом­бардировщики В-24. Впрочем, советский контр-адмирал А.Кузьмин писал, что «Крейсер... в целях сохранения был за­топлен своим экипажем».

Пожар на «Чунцин» после авианалетов
Если дело обстояло именно так, то надо признать гру­бейшие ошибки «хранителей»: корабль лег на борт, что впоследствии изрядно затруднило его подъем. Есть также вер­сия (британская), что бывшая «Аврора» подверглась 20 марта атаке бомбарди­ровщиков В-24 у о.Калабаш (Calabash).
В таком случае, ее затопление в Таку (в факте гибели крейсера непосредствен­но у пирса сомнений нет!) могло стать следствием как повреждений, так и, дей­ствительно, стремления «укрыть» цен­ную единицу флота до лучших времен.

Затонувший в порту Хулудао «Чунцин»
Тем более, что самолетов В-24 в соста­ве чанкайшистских ВВС имелось всего то ли два, то ли три, подготовка их эки­пажей оставляла желать лучшего, а бом­бардировка с горизонтального полета — далеко не самый эффективный способ борьбы с боевыми кораблями.

Между прочим, бывшую «Аврору» упо­мянул в произнесенной 30 апреля 1949 года речи сам Мао Цзэдун: «Может ли быть, что мистер Этли не знает, какая страна передала Гоминьдану «Чунцин», тяжелый крейсер, который был недавно потоплен?».
В официальном издании речей «великого кормчего» к этим словам есть примечание: «Британское прави­тельство в феврале 1948 года передало Гоминьдану тяжелый крейсер «Чунцин», величайший крейсер гоминьдановского флота. 25 февраля 1949 года офицеры и команда крейсера восстали, порвали с реакционным гоминьдановским прави­тельством и присоединились к Китайско­му Народному флоту. 19 марта империа­листы США и гоминьдановские бандиты послали тяжелые бомбардировщики и потопили «Чунцин» в Хулутао, в Ляодун­ском заливе в северо-восточном Китае».

Крейсер «Чунцин» после подьема
Подъем крейсера осуществлялся со­ветскими специалистами ЭПРОНа. В своей книге «Служба особого назначе­ния» бывший начальник Аварийно-спа­сательной службы ВМФ Н.П.Чикер так описывал ход работ: «Любопытным в инженерном отношении является и подъем крейсера «Чунцин» (7322 т). Ко­рабль лежал в одном из портов на глу­бине 11 м с креном 92° на правый борт. От носовой части его до стенки прича­ла было всего полметра, от кормы — 13м. Поэтому перед поворотом корабль пришлось оттащить от причала с помо­щью 28 пар 60-тонных гиней, взятых за мертвяки на другом причале. Для облег­чения крейсера заделали палубные от­верстия, отжали воздухом до 3000 куб. метров воды и остропили четыре 80-тонных понтона.
Затем с помощью гиней корабль был поставлен на ровный киль. После установки шахт на палубные отверстия, на­ходившиеся ниже уровня воды, крейсер был осушен и всплыл на поверхность.
Работа обошлась почти в три раза дешевле расчетной стоимости. Техни­ческое руководство проектированием и подъемом осуществляли инженеры В.Н.Григорьев и А.И.Завтраков». Инте­ресно, что Н.П.Чикер не упоминает о повреждениях крейсера, что косвенно подтверждает версию о его «затоплении для сохранения»
.

О дальнейшей службе крейсера в со­ставе ВМС КНР известно очень мало. Сообщается, что сразу после подъема «Чунцин» переименовали в «Хуанхэ» (1951 г.), затем в «Бэйцзин» (1951 г.) и позже в «Гуаньчжоу». С 1955 года он ис­пользовался в роли стационарного учеб­ного корабля и в море больше не выхо­дил.

Крейсер «Гуаньчжоу», 1957 год
В начале 60-х годов китайские товарищи хотели вернуть кораблю первое название «Аврора» и тоже поставить в качестве памятника морякам революции, но затея сорвалась после охлаждения отношений с Советским Союзом. Его разобрали на металл в 1960-е годы (вероятно, в 1966-м).

Б.В.Соломонов.




Tags: история, китай, корабли, статья, флот
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments