ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

Фотограф Эрвин Волков (1920–2003) / «ДОРОГА ЭРВИНА»

Эрвин Волков - человек необычной судьбы. Сын плененного во время Первой мировой войны немца и петербурженки Надежды Волковой повторил судьбу отца в 1942 году на юге СССР, попав в советской плен. Следующие шесть лет провел в Союзе, после чего был направлен в ГДР для работы в прессе. Увлеченный путешественник, журналист, автор нескольких книг и фотоальбомов о Москве и Ленинграде и талантливый фотограф Эрвин Волков в 1957 году по заданию восточногерманской газеты «Вохенпост» (Wochenpost) отправляется в полугодовое путешествие по Союзу, ошеломляющее по своей географии.



Еженедельно отсылая в редакцию репортажи о разных уголках страны, Эрвин с командой проезжает на машине Мурманск, Красноярский край, Иркутскую область, Байкал, Дальний Восток, всю Волгу, Северный Кавказ, Грузию, Азербайджан, Абхазию, Черноморское побережье от Адлера до Новороссийска, Крым, Украину с заездом в заповедник Аскания-Нова, Белоруссию. После Эрвин еще не раз возвращается (в 1961, 1965, 1967г.) и открывает для себя новые места и новые дороги на карте страны.


Его путешествие длиною в десять лет превращается в литературные и фотографические путевые заметки о России (только так он называл СССР), своеобразное роуд-муви (англ. road movie) в фотографическом жанре. Дорога становится не только и не столько основным местом действия, но ключевым состоянием, формообразующим элементом, сближающим фото-повествование Волкова с эстетикой культового «дорожного кино». Как и героев классического роуд-муви, Эрвина за рулем автомобиля «Варбург» ожидают неожиданные приключения, судьбоносные встречи и новые спутники, одним из которых после северной части маршрута становится московский фотокор журнала «Огонёк» Юрий Кривоносов. Встреча с ним положила начало долгой дружбы и спустя полвека сделала возможным открытие архива неизвестного и самобытного фотографа Эрвина Волкова. «А ведь в этом [архиве] вся его жизнь» (покойная жена Э.Волкова).

Вот что пишет о своем друге Юрий Кривоносов: «Профессиональным фотографом он не был, но у него был необыкновенно острый взгляд, выхватывающий из текущей жизни какие-то интересные ситуации. Словом, глаза его косили как-то особенно, и если снимки получались не совсем „правильными“ по форме, то по содержанию могли поспорить с самыми знаменитыми фоторепортёрами». И действительно, Москва и Россия в объективе Волкова может «поспорить» с «Москвой глазами иностранца» Анри Картье-Брессона или Уильяма Кляйна, которые запечатлели столицу в те же 1950-е и 1960-е. По стилистике фотографии Эрвина Волкова — сознательно или бессознательно — тяготеют к европейской традиции стрит-фотографии с присущей ей нездешней раскованностью, свободой в выборе сюжетов и художественных средств.

Увлеченно снимая все вокруг, он выхватывает необычные, не вполне советские сюжеты и типажи. Здесь завораживающие европейские лица, красивые светские леди в модных очках и явно заграничных костюмах. Привычные сюжеты и знаковые события в объективе русского немца преломляются в непривычном ракурсе. Разве можно себе представить, чтобы эпохальное для страны событие, которое, пожалуй, есть в архиве каждого советского фотокора, — встреча Ю. Гагарина на Красной площади в апреле 1961, было снято так, как это сделал Эрвин? Ни лица главного героя, ни вдохновленных «космической победой» советских граждан, ни намека на парадную торжественность происходящего. А только исчезающая в перспективе плотная стена из спин собравшихся на загадочное мероприятие; весенние голые ветви деревьев, обрамляющие квадрат Красной площади, и выхваченный шпиль Никольской башни Кремля с разлетающимися в россыпь птицами.

По содержанию фоторепортаж Эрвина Волкова достигает гораздо большей глубины проникновения, чем работы его маститых коллег. В его фотографиях не сквозит политического подтекста, обличительной интонации, явной или скрытой иронии, карикатурности советского быта. Отношение Эрвина к России и русскому человеку — глубоко личное. Безусловно, во многом благодаря своему происхождению ему удалось запечатлеть неродную страну изнутри и стать «своим» для людей в кадре, которые — совершенно очевидно — открывали двери перед русским немцем, как перед «своим». Рассказ русско-немецкого фотографа «о России с любовью» — вот, что делает фото-повествование Эрвина Волкова по-настоящему притягательным и уникальным.







































































См.также:

Запрещённый в СССР фотограф Витас Луцкас

СССР - 47 глазами американских гостей.

ГДР - Германская Демократическая Республика

СССР в 1958-1960-х годах

От 1959 до 1969 года: СССР глазами Джеральда Блонкура



Tags: жизнь, люди, подборка фото, путешествия, ссср, фотохудожник
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment