y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in picturehistory,
y4astkoviu
y4astkoviu
picturehistory

Category:

Найдите на фотографиях проститутку, артистку и официантку.

Таю (太夫) - куртизанки хай-класса, королевы среди себе подобных. Когда собственно секс занимает последнее место, а на первое выходит искусство общения и обольщения. Только таю имела право отказать клиенту в сексе, если ее что-то не устраивало. И количество золота, заплаченное клиентом за ее услуги, никакой роли не играло. Если уж говорить честно и откровенно, то такой отказ иногда дорого обходился таю. Но ведь за все надо платить.

Часто говорят, что таю водятся только в Киото и Осаке, крупнейших после старого Эдо центрах и культуры и проституции. А в самом Эдо в известнейшем квартале Йошивара охотой на самураев занимались ойран (花魁). Для многих (и даже для многих японцев) нет вообще никакой разницы между ойран и таю.
Факт, однако, что ойран из Токио (Эдо) и таю из Киото (и Осаки) существуют только примерно две сотни лет.


Всегда были женщины, по разным причинам предпочитавшие за еду и прочие материальные блага расплачиваться самым простым образом.
Дамы эти в здешних краях имели много названий, так или иначе описывающих их услуги и образ жизни: "укарэмэ" или "юко джёфу" (遊行女婦 - дословно "скользящая по жизни"), "асобимэ" (遊女 - "женщина для игры"), позднее превратившееся в "юджё", и "сабуруко" ( 左夫流子 - "та, что прислуживает"). Некоторых из них привела нужда и угроза жизни, кое-кто был просто продан или выкраден, а отдельные дамы даже из вполне благополучных семей занимались этим чисто из любви к искусству.

Первые организованные публичные дома начали появляться в Японии примерно во времена Хэйана, в 8ом веке. Города множились и разрастались, более насыщенная событиями и комфортная городская жизнь привлекала многих, работы для женщин в городах не хватало. И самая распространенная работа прислуги, так или иначе совмещаемая с продажей секс-услуг.
Протитутки не только ожидали своих клиентов в городах, но и путешествовали по самым оживленным дорогам и концентрировались возле известных центров религиозного паломничества, предлагая свои услуги путникам, которых домашний секс ждал не скоро.

Самых миловидных и грамотных среди "сабуруко" зачастую брали под крылыло состоятельные господа из аристократии. Как правило, такие дамы происходили не из самых плохих семей, волею случая оставшись без средств к существованию и не имея ничего, кроме приятной внешности, манер и грамотности. Есть свидетельства (небольшое эссе Оэ Масафуса, жившего в начале 11го века, "Юджёки"), что "благородной" проституции покровительствовал и сам Фудживара Мичинага.

Далее следовало смутное время войн и феодальной междоусобицы. Мужчин убивали, оставляя их жен и дочерей практически на произвол судьбы. "Дикая" проституция цвела пышным цветом. "Благородная" не отставала. Примерно на 13-14 века приходится расцвет культуры "ширабёши" - профессиональных танцовщиц из благородных семей. Основной их работой были танцы, модифицированные из традиционно мужских ритуальных плясок "бугаку". Даже одежда ширабёши напоминала мужскую вплоть до шапки-эбоши и мечей, носимых на поясе. Секс был необязательным, но часто встречающимся дополнением к танцам.
Разброды продолжались вплоть до конца 16го века. Пока власть над объединенной Японией не взял в свои руки широко известный Иэясу Токугава. Говорят что он не сам додумался урегулировать такую стихийную сферу жизни как секс, а развил и углубил идеи Тойотоми Хидейоши.

В 1612 году было решено проституцию не легализовать (вне закона никогда (до 1956 года) не считалось), а упорядочить.
Де-факто существовашие старые разрозненные кварталы развлечений во многих крупных городах, включая столичный Киото, дополнились де-юре новыми. И прежде всего - в Эдо, где демографический перекос в сторону молодого и бодрого мужского населения грозил обернуться крупными неприятностями криминально-сексуального характера.
Натолкнувший правительство Токугавы на это, представитель Ассоциации Борделей Средневековой Японии Шёджи Джин-эмон почитается как отец-основатель первого квартала Йошивара в Эдо.
В марте 1617 года было выдано разрешение на строительство закрытого квартала публичных домов и всей сопутствующей "инфраструктуры" на окраине новой столицы. Квартал построили с опережением всех планов. Девушек собирали по всей Японии.

Первым обитательницам первого квартала Йошивара ("старый" Йошивара или Мото-Йошивара) запрещалось покидать территорию и носить яркую, вызывающую одежду. Все должно было быть исключительно строго и скромно. Кроме того, первый Йошивара не обслуживал клиентов по ночам (дабы не отвлекать от семейной жизни). Самые красивые и успешные среди первых йошиварских проституток назывались "коуши" (格子).
В Киото девушки легкого поведения традиционно собирались недалеко от Императорского Дворца Гошо. Понятно, что самые богатые клиенты водятся либо прямо там, либо их можно перехватить по дороге туда или обратно. Чтоб легче решать некоторые общие проблемы, публика одной профессии часто предпочитала жить рядом, общинами. Понятно, что оставались в избытке и вольные охотницы-одиночки, и любительницы вроде прислуги и официанток в чайных домиках и общественных едальнях, а также девушки из публичных бань, юна. Но основной контингент группировался в районе Року-джё-Мисуджи-мачи. В 1640 году старый квартал получил новое название "Шимабара", обзавелся главными воротами и официальным статусом квартала развлечений.

Изначально слово "таю" (сокращенное от "но-таю") входило в словарь терминологии актеров традиционных театров Но, позаимствованное из китайской театральной терминологии. И значило "лидирующий артист". Позже, в самом конце 16го века, этот же термин присвоили первые актрисы женского Кабуки под чутким руководством Изумо-но Окуни, бывшей мико по происхождению, актрисы по призванию и проститутки по личному желанию.

Большинство девушек ее труппы так или иначе солировали на представлениях и носили гордый титул "но-таю" или просто "таю". Что не мешало девушкам по вечерам подрабатывать (в том числе и на постоянной основе) в публичных домах. Грубо говоря, дневное представление было своего рода рекламой для вечерней основной работы.

Так что на начальном этапе в отношении профессиональных таю"обозначало прежде всего "женщина-артистка", а вовсе даже не проститутка. В самом начале 17го века в Киото "таю" - женщина-артистка. Но не гейша. Гейш пока не существует в природе вообще.
Понятно, что дама, совмещающая актерский талант и сексуальность, зарабатывала в целом много больше моно-профильных. На начальном этапе девушке достаточно было быть только талантливой артисткой, чтобы получить титул "таю". Но буквально несколько лет позже одного таланта стало уже недостаточно. Таю должна была олицетворять идеал женщины, а потому соответствовать довольно строгим стандартам красоты.
К 1620-30 годам, когда женщины указами правительства были полностью изгнаны со сцены, термин "таю" остался в обиходе как показатель красоты и таланта одновременно. В Киото в то время было около десятка таю, среди которых и знаменитая Йошино Таю.

Первые таю одевались относительно скромно. Профессию выдавал пояс, завязанный спереди, и прическа. Такие прически только-только вошли в моду и первыми эту моду установили как раз проститутки.
И в 1643 г. в Йошиваре было 75 таю из общего количества проституток 987 человек. Каждый публичный дом имел одну-две "таю", если хозяин считал их достаточно красивыми и талантливыми. Никаких общих критериев и стандартов пока не существовало. Коуши стали занимать вторую позицию в табели о рангах, а хаши - третью. Бесперспективные девушки самого низшего сорта из серии "дешево и сердито" именовались "санчяджёро" (散茶女郎)

Ппосле переезда в 1656 г. в новый и более просторный квартал Шин-Йошивара ("Новый Йошивара") ситуация стабилизировалась:
В 60е года 17го века в осакском Шинмачи 11 таю, в киотосском Шимабаре 13 таю, в эдосском Йошиваре 7 таю. При этом Йошивара был самым крупным из трех по общему количеству девушек.
В Новой Йошиваре хозяева публичных домов получили не только большую площадь, но и некоторые послабления в режиме: уже можно было обслуживать клиентов и по ночам.

В конце 17го века (Гэнроку-эра) в Киото из 329 проституток было 13 таю. В Осаке из 983 - 17 таю. В Эдо из 2780 - 3 таю.
Стремительно растущее население Эдо с сильным перекосом в мужскую, сексуально-активную, но бессемейную, часть нуждалось в быстром удовлетворении. Немногие таю существовали чисто для красоты. Чтобы соответствовать титулу, таю должна была быть не только красивой и талантливой, но и стоить вполне определенную цену (1-2 рё за ночь, не считая прочих неизбежных трат, общая сумма которых могла достигать 15-20 рё (видела цифру в пересчете, что это примерно 3000 современных долларов)). Их услугами могли воспользоваться только даймё (самурайные землевладельцы самой высшей категории) или богатейшие из купцов, которых в Эдо было немного.
А вот в состоятельно-купеческой Осаке и аристократическом Киото никто никуда не спешил. И денег было много. Потому культура таю цвела пышным цветом.

Практически каждая таю становилась легендой. Печальные повести об их жизни, любви и смерти часто становились основами для пьес Кабуки или Бунраку. Таю определяли направление моды в одежде, прическах, макияже, украшениях и прочих мелочах обихода и обстановки. Таю были подлинными идеалами эпохи и источником вдохновения для художников и артистов. Ломались судьбы, рушились состояния и возникали вновь только по воле самых красивых, самых изысканных и самых несчастных женщин эпохи культурного расцвета.
Продолжительность жизни девушек из кварталов было сильно ниже, чем в среднем для женщин того времени. Самоубийства были обычным делом. И хотя срок отработки, после которого девушка имела право на свободу, в среднем составлял около 10 лет, далеко не все доживали до свободы.

Помимо таю остальные проститутки имели свою иерархию. Которая, к тому же, менялась с годами и была своя в каждом городе. И тут надобно отметить, что таю не рождались. Таю становились по результатам первых нескольких лет работы. И потерять титул было намного легче, чем заработать.
В 18ом веке первые красотки уже не казались скромницами. На запреты Иэясу Токугавы постепенно положили, и роскошь таю уже становилась все более нарочитой и вызывающей. Высота обуви плавно увеличивалась, количество побрякушек в прическах росло, наряд представлял собой кучу шелка, расшитую шелками и золотом. Три-четыре слоя плюс верхняя накидка-учикакэ - считалось стандартом. А пояса были подлинными произведениями искусства.

В Эдо, как и в прочих городах, таю имели целый штат, вроде свиты при королеве. В эту свиту в обязательном порядке входило 1-3 "камуро" (учениц, девочек от 6 до 10 лет), одна-две "яритэ" (служанка, дуэнья, часто из бывших или состарившихся проституток), одна или две "шинзо" (проститутка более низкого ранга), один или два "вакаимоно" (слуга публичного дома, к которому принадлежала таю, молодой мужчина, работой которого было нести зонтик над таю, ее багаж, если таю собиралась ночевать не в своем публичном доме, да и просто физическая защита), два "тайкомочи" (гейша-мужчина, которые развлекали гостей грубоватыми шутками "ниже пояса"). Вся эта свита одевалась и кормилась за счет своей королевы.
В Йошиваре было два мини-квартала на разных концах с названиями Эдо и Киото. И центральная улица, соединявшая эти мини-кварталы, была аналогом Токайдо - дороги между Киото и Это, по которой регулярно проезжали даймё для представления императору и по делам. Путешествовали высшие из самураев.

По аналогии с самурайскими шествиями в Йошиваре уставилась традиция шествий таю по центральной улице между "Эдо" и "Киото". Ежевечерний парад блеска и роскоши, поглазеть на который сбегались все, кто не был занят на тот момент.
Крупнейшие города Эдо, Киото и Осака соревновались в роскоши и элегантности. В каждом городе установился свой стиль: в Киото делали акцент на юность, украшая прически таю большим количеством украшений с цветочным орнаментом, с особой роскошью украшалось только самая верхняя накидка-учикакэ, нижние слои кимоно были обычно монотонными или с небольшим рисунком и изобилием красного. В Эдо - упирали на дорогую роскошь и многоцветье, побольше черепаховых шпилек, громоздкие и тяжелые прически, многослойные кимоно.

С течением времени и сменой приоритетов менялись и люди вокруг таю.
Сначала из среды женской обслуги чайных домиков выделились полупроститутки-полуартистки, славные продолжательницы дела Изумо-но Окуни, в противовес и конкуренцию тайкомочи. Их задачей было развлекать гостей таю танцами, песнями и поддерживать беседу. Эти девушки полулегкого поведения поначалу назывались "одорико" (дословно "дитя танца").
Потом в среде камуро, приближающихся к возрасту инициации, выделились более талантливые и более красивые, получившие название "оира-но-токоро-но онэсан" (おいらの所の姉さん - "моя старшая сестра").

К 1760 году таю в Йошиваре плавно заместились "старшими сестрами" из подрастающего поколения, которые теперь назывались "ойран". А "одорико" выросли в количестве и качестве, получив название "гейша". Грубо говоря, одна большая роль таю была разделена на две поменьше: гейша как артистка и ойран как артистичная проститутка.
В 1761 году была зарегистрирована последняя таю из Йошивары. Кое-что от былых привилегий таю осталось и у ойран, а пышностью и показной роскошью они даже превосходили своих предшественниц, но факт, что легендарных женщин среди них уже практически не было.
Эпоха таю из Йошивары закончилась. Началась эра ойран. 1760-е.

Ойран просуществовали в своем показном блеске примерно до 20х годов прошлого века. Но началом их заката стала начавшаяся в 1870х индустриализация Японии. В Эдо - теперь уже Токио - опять хлынул поток молодых мужчин. Но это были в большинстве своем бывшие крестьяне, которым церемонии не нужны была ни с одной стороны.

На первое место вышла потребность в быстром сексуальном удовлетворении с минимумом затрат. К тому же, если хочется поговорить и прочих зрелищ, к услугам желающих были гейши, количество которых было лишь ненамного меньше количества проституток. Йошивара был перестроен. Улицы стали шире и чище, появилось электричество, старые деревянные ворота были заменены новыми железными, украшенными лампочками. В 1886 году был открыт госпиталь для проституток.

Но в 20м веке Йошивара превратился в обычный квартал красных фонарей. Логическую точку в медленном умирании когда-то блестящего мира поставил закон о запрете проституции в 1956 году. Йошивара больше не существует.
Шинмачи в Осаке разделил судьбу Йошивары, хотя и не так трагично. Осакцы - люди легкие и не склонные к особым трагедиям. А Шимабара в Киото, прекратив деятельность, сохраняется как музей уникальной культуры. Последние таю из Шимабары в количестве 4х человек продолжают развлекать своих клиентов, став одной из разновидностей местных гейш. Некоторые чайные дома, основанные в начале 17го века и помнящие многих звезд среди профессиональных красоток, существуют и поныне, работая, как и раньше, для избранных клиентов, и сохраняя остатки материальной культуры прошлых веков.


Tags: женщины, интересно, статья, япония
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments