?

Log in

No account? Create an account
Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

y4astkoviu in picturehistory

Эвакуация через перевал Бечо



Семьдесят пять лет назад состоялся беспрецедентный переход жителей поселка Нижний Баксан (ныне г. Тырныауз) через перевал Бечо – один из горных проходов в отрогах Главного Кавказского хребта. Эта героическая страница Великой Отечественной войны навсегда вошла в историю горняцкого города и некогда гремевшего на всю страну флагмана индустрии республики – Тырныаузского ордена Трудового Красного Знамени вольфрамо-молибденового комбината.

Когда в 1942 году фашисты вырвались на просторы Северного Кавказа и двинулись к Баксанскому ущелью, стремясь захватить имевшие большое значение для выхода в Закавказье горные перевалы, горнорудное предприятие только-только становилось на ноги. Практически все взрослое население Нижнего Баксана было занято на его промышленных и вспомогательных объектах. С приближением врага стала очевидной опасность захвата комбината, производившего стратегическую продукцию – вольфрам и молибден. Да и оставаться на оккупированной территории было смерти подобно.

Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат (ТВМК), 1940-год.
В августе 1942 года, когда враг подходил к Тырныаузу, было принято решение эвакуировать население Баксанской долины, вывести войска и военную технику, вынести ценный молибденовый концентрат. Войска уходили в Грузию через перевал Донгуз-Орун, мирные жители - через перевал Бечо. Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат был взорван, наиболее ценное оборудование вывезено. Беженцам раздали по 100-500 грамм драгоценного концентрата (всего 18 тонн!), который несли с собой и военные и гражданские. Почти каждый десятый боец был тяжело ранен в боях под Нальчиком, под прикрытием войск передвигалось более 1500 беженцев, в том числе женщин и детей, да еще и 30000 голов племенного рогатого скота.

С фронтов были срочно отозваны специалисты по альпинизму для подготовки перехода через перевал Бечо жителей Баксанской долины. Эта операция поручалась известным альпинистам А. Малеинову, Ю. Одноблюдову, А. Сидоренко, Н. Моренцу и другим.

Юрий Одноблюдов, начальник ледового перехода.
Эвакуация длилась 23 дня, с 11-го августа по 2-е сентября. Осуществлялась она партиями по 60-80, иногда по 100 человек в группе, каждую из которых вели два альпиниста - ведущий и замыкающий. Трасса была заранее проверена. Опытные альпинисты ее расчистили, перекрыли трещины и промоины, на снежных ледяных подъемах вырубили тысячи ступенек, натянули канаты. Но несмотря на все эти меры, подъем был очень тяжелым. Главная трудность выпала на долю женщин с детьми, ведь у некоторых было по двое - трое малышей. Лишь благодаря высокому профессионализму проводников и скоординированным действиям эвакуацию удалось провести без единого несчастного случая.

Сидоренко Александр


Николай Моренец


Алексей Малеинов
Катастрофически не хватало и специального горного снаряжения. На подготовку к переходу оставалось совсем мало времени. Группа молодых работников комбината срочно занялась оборудованием маршрута: прокладывала деревянные мостки над трещинами, которые нельзя было обойти, вбивала в лед металлические штыри с кольцами, протягивала через них веревочные перила, высекала ледорубами ступеньки. Когда все было готово, началась эвакуация. До поселка Тегенекли, откуда начинался маршрут, людей доставили на полуторках и подводах. На склонах Бечо соорудили два перевалочных пункта – северный и южный приюты.

Северный Приют
Туда подняли палатки, продукты, заготовили дрова. Помочь людям преодолеть довольно сложный перевал высотой почти три с половиной тысячи метров над уровнем моря взялись опытные альпинисты Георгий Одноблюдов, Алексей Малеинов, Александр Сидоренко, Николай Моренец и другие. Взрослые несли малышей на руках, в рюкзаках за спинами или привязанными к себе простынями. По склону люди тянулись длинной вереницей.

Перевал Бечо. (Снято с ущелья Ирик.)
Необходимо было преодолеть около сорока километров коварных каменистых осыпей, ледников с глубокими трещинами, узких троп, проложенных на головокружительной высоте по крутым, почти отвесным склонам. Благодаря мерам безопасности, мужеству, отваге, выдержке и умелому взаимодействию руководителей перехода все его участники благополучно дошли до цели. Временным пристанищем для эвакуированных стал небольшой грузинский городок Зугдиди…

На самом хребте проходила оборона.
В память о легендарном переходе на перевале Бечо установлен обелиск. Под изображением воина-альпиниста, бережно прижавшего к груди маленькую девочку, высечена надпись: «Через этот перевал в 1942 году альпинисты Одноблюдов, Сидоренко, Малеинов, Кухтин, Моренец, Двалишвили перенесли 230 детей, спасая их от фашистской чумы».

Обелиск на перевале Бечо. Его установили энтузиасты из одесского туристского клуба «Романтик».


Абдул-­Халим Ольмезов, горноспасатель, президент Федерации альпинизма Кабардино-Балкарской Республики:
«Переход через перевал Бечо – героический факт в обороне Кавказа. Это была вынужденная мера, когда спасаясь от гитлеровцев, столько людей преодолели ледовый маршрут к Чёрному морю. Альпинисты перевели женщин, детей, больных и стариков. Большинство первый раз поднялись в горы на такую высоту. Опасный маршрут. Холод, лёд, отсутствие снаряжения, навыков – условия экстремальные. Это очень сложно даже при наличии современного снаряжения. Ледник подтаял, рельеф изменился, но в любом случае горы ­ это всегда сложный и опасный путь. И переход через перевал Бечо остаётся символом массового героизма советских людей».

promo picturehistory march 24, 2016 11:48 3
Buy for 50 tokens
Друзья! Рекомендуем жж активного релизера сообщества: kstk71 размещает у себя много ретро-фото в стиле: история одной фотографии. Подписка на камрада обязательна!

Comments

В чем героизм то? У жителей был выбор -расстрел большевиками или " экскурсия"
И почему у автора всюду используется слово " фашисты":-) ? Там итальянцы собирались Кавказ покорять? Не знал:-)
Так они ничего страшного мирному населению не делали.
Утверждаю!

February 2018

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com