ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

История Эмиля Шкоды и его завода.



Пожалуй ни одна чешская марка так не популярна на свете как пльзеньская ”Шкода” (и пльзеньский ”Праздрой” - ”Пильзнер Урквел” ). О том как возникла ”Шкода” и о жизни замечательного человека – Эмиля Шкоды сегодня и пойдёт речь.

Эмиль Шкода родился 19 ноября 1839 года в Пльзене. Его предки были крепостными из соседней деревни Доланы, которым удалось заработать денег и выкупиться. Дед будущего автомагната – Ян Шкода был кузнецом, которому удалось построить большую по тем временам кузню, где работало 22 человека. Отец Эмиля – Франтишек Шкода был уважаемым человеком, депутатом австрийского рейхстага.

Эмиль Шкода был способным студентом и начал своё образование инженера в Праге, а закончил в немецком Карлсруэ. После работы инженером во Англии, Германии, США и Франции, в 1866 году молодой инженер решил осесть на родине – в Пльзене, где он устроился на станкостроительный завод графа Вальдштейна. Именно тогда у Шкоды возникла идея стать предпринимателем. В 1869 году он уговорил семью собрать вместе деньги и купить завод Вальдштейна. В 1870 году завод Вальдштейна стал принадлежать семье Шкода. Поговаривают, что и женитьба на богатой Гермине Ханенкамм была тоже меркантильной вещью, связанной с покупкой завода.


Как бы то ни было, завод стал его и он начал массивную его модернизацию. Увы! В это же самое время в Австро-Венгрии начался экономический кризис, который больно ударил по многим предприятиям. Шкода придумал гениальное решение – даже во время кризиса люди покупали сахар, а значит сахарным заводам требовалось оборудование. Эмиль Шкода быстро перееориентировал свой завод на выпуск оборудования для сахарных заводов и вскоре продавал своё оборудование с неплохой прибылью по Австро-Венгрии, а потом и за границу – в Российскую империю и в балканские государства. Успех изделий Шкоды в Российской империи был так высок, что он открыл в 1878 году в Киеве своё первое иностранное представительство, где работало 22 человека.




Постепенно шкала и география продаж расширялась – в 1880-х Шкода продавал своё сталелитейное оборудование в Германию, что было большим успехом ибо Германия была индустриализирована куда больше Австро-Венгрии.

В 1886 году Шкода решил поучаствовать в прибыльных военных заказах, но как это сделать, ведь конкуренция была неимоверно высокой? Шкода построил сталелитейный завод, который отливал самую высококачественную сталь в Австро-Венгрии. Единственным конкурентом ему был только немецкий промышленник Крупп. Заказы потекли рекой, а Шкода построил другие заводы, которые производили турбины судов и пушки со снарядами.

Его 75-мм горное орудие образца 1902 стало хитом в армиях стран с горным рельефом (и, кстати, потом использовалось и вермахтом).

Увы, но к тому времени Шкода был уже тяжело болен. Он так и не дождался времени когда концерн ”Шкода” купил завод ”Лаурин и Клемент” и начал крупносерийное производство своих знаменитых автомобилей. Эмиль Шкода умер в поезде 8 августа 1900 в Штирии, когда ехал на лечение...

После смерти Эмиля Шкоды его концерн ”Шкодовы заводы” был арсеналом Австро-Венгрии, который производил высококачественную сталь, пушки, снаряды, турбины и так далее. Например, все австрийские линкоры ”Тегетхоф” были вооружены пушками Шкоды, а его знаменитые горные орудия экспортировались по всему миру.



Орудия Тагетхофа

Военная специализация была не единственной для ”Шкоды”, например, завод поставлял часть оборудования для электростанции на Ниагарском водопаде, ворота для Суэцкого канала, оборудование для пивоваренных заводов для Европы и так далее.

После падения Австро-Венгрии и возникновения Чехословакии ”Шкода” оказалась в тяжёлой ситуации – молодой республике не было нужно столько оружия, но фирма с честью вышла из положения. После успешной конверсии бОльшей части производства, ”Шкода” начала выпускать свои знаменитые локомотивы, суда и даже самолёты.



Руль "Нормандии"

В 1924 году произошло историческое событие, которое предопределило дальнейшую судьбу фирмы на десятилетия вперёд - ”Шкода” купила завод Вацлава Лаурина и Вацлава Климента, который производил качественные автомобили.



У фирмы ”Лаурин и Клемент” была интересная история – двое страстных велосипедистов механик Лаурин и букинист Клемент в 1895 году основали небольшой заводик велосипедов. Причина была смешная – они поругались с магазином дорогих велосипедов, который им продал некачественные велосипеды за высокую цену. Двое Вацлавов были настолько вне себя, что тут же основали собственный заводик велосипедов. Через 4 года пришла мысль – если людям нравятся наши велосипеды, почему бы им не нравились наши мотоциклы? И действительно – мотоциклы Лаурин&Клемент стали популярны. Ещё через 5 лет двое Вацлавов придумало собрать первый автомобиль. И получилось – их ладно скроенный Voiturete A стал хитом продаж. В 1924 году на заводу случился пожар и Лаурин с Клементом стали искать инвестора – им и оказался чешский гигант ”Шкода”.



Шкода B534

В 1928 году ”Шкода” купила и другую фирму – авиазавод ”Авиа”, став таким образом главным производителем самолётов в Чехословакии (”Летов” и ”Аэро” были не так сильны).

В 1933 году, одновременно с поликарповскими И-15 и И-16, ”Шкода” начала выпускать очень хороший по тем временам истребитель – Avia B-534, который, кстати, в составе словацкой армии, поучаствовал и во вторжении в СССР.



Танки Шкода LT35

В следующем году – в 1934 в Пльзене начали производить и свой знаменитый танк LT-35, а в 1939 году LT-38, который считается лучшим лёгким танком Второй мировой войны. Чехословацкие LT-35 и LT-38 после оккупации Чехословакии стали немецкими танками Panzer 35 и Panzer 38, которые участвовали во Второй мировой войне.

Кстати, и Советскому Союзу перепали шкодовские вооружения – Германия продала СССР документацию тяжёлых пушек M1939 калибра 210 и 305 мм, которые в Красной Армии стали пушками Бр-17 и Бр-18, громившими позднее укрепления Вермахта.
Но увы - в 1939 году заводы Шкода были переданы в личное пользованию Герману Герингу и стали кузницей вооружений вермахта. Кроме танков LT-35 и LT-38 ”Шкода” производила самоходки Хетцер и множество видов пушек, а также пистолеты, винтовки, миномёты и так далее.



Шкода M1939 - Бр-17 и Бр-18, автор One half 3544

После войны ”Шкода” сконцентрировалась главным образом на автомобилях, поездах и трамваях. И очень успешно, кстати. Автобус ”Škoda 706” был одним из лучших европейских автобусов 1950-х лет, преемник - ”Škoda RTO” был легендой – до сих пор в Чехии и Словакии существуют клубы фанов этого автобуса и есть слёты владельцев. По моим детским воспоминаниям, это был прекрасный мягкий автобус, таких уже не делают – шутка :)

В 1959 году ”Шкода” выпустила первые свои ”народные” дешёвые автомобили - ”Фелицию” и ”Октавию”, а в 1964 знаменитую ”Škoda 1000 MB”, которая стала популярна не только в Чехословакии, но и в странах с развитой автомобильной промышленостью, например, в одном из фильмов Луи де Фюнеса он разъезжает на этой машине.



Шкода 1000, фото Людек

Через 5 лет последовала улучшенная версия - ”Škoda 100”, а в 1976 году совершенно другие модели - ”Škoda 105” и ”Škoda 120”, которые, увы, уже не были такими качественными и не являлись на тот момент машинами мирового уровня, подобно ”Шкоде 1000”. Ситуацию несколько исправили 10 лет спустя ”Фаворит” и ”Форман”, которые были сделаны лучше и новая ”Фелиция” - по сути улучшенный ”Фаворит”.




Шкода 130, автор Mikerinos
См. также:
Чешские суперпушки. Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

История марки Wartburg или ГДР в миниатюре

Немецкие танки. Уникальные и парадоксальные




Tags: авто, интересно, личность, оружие, техника, технологии
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments