mgsupgs (mgsupgs) wrote in picturehistory,
mgsupgs
mgsupgs
picturehistory

Category:

Паровой автотранспорт

Оригинал взят у mgsupgs в Паровой автотранспорт

Паровой транспорт в эпоху пара — пассажирский локомобиль Даджeна, середина XIX века


Когда паровые дилижансы даным-давно ушли в историю, паровые трактора уступили место бензиновым, а дизельные экспрессы шутя выиграли у паровозов битву за скорость, паровые автобусы продолжали исправно возить пассажиров. Многие из них сохранились до наших дней и ежегодно участвуют во всяческих смотрах и ралли.






Паровой автобус в Великобритании, 1904






Один из двух паровиков, подвозивший пассажиров железной дороги в Стаффордшире к станции.






Ту же задачу выполнял паровик Лондонской и Юго-Западной железной дороги






Городской паровик компании Torquay, 1907




Паровой автобус в Берлине, 1908





Паровой De Dion выполнял регулярные рейсы по Парижу.

В Лондоне первые автобусы (французские Де Диона на паровой тяге и немецкие Даймлера с бензиновым двигателем) принадлежали «Лондонской компании паровых омнибусов» и в качестве эксперимента были запущены инженером Стракером между вокзалом Виктория и Кеннингтон-Гейт в 1898 г., вскоре после отмены закона 1896 г. о локомотивах, который ограничивал скорость «безлошадных экипажей» до 2 миль в час. Они продержались на улицах целых 2 года, но особым успехом не пользовались.







Автобус на шасси парового трактора Foden, 1913



Еще один Foden, 1918 года выпуска



1931 год: Sentinel DG4 на базе грузового локомобиля



Еще один Sentinel — 1934 года, на базе грузового паровика S4



Цветные фотографии сделаны на британских «паровых ралли» в разные годы.


Паровые машины продолжали служить человеку через много лет после завершения Века Пара и Электричества. Конструкторы упорно не желали отказываться от энергии пара. Они совершенствовали двигатели и создавали могучие транспортные средства, которые по многим статьям могли поспорить с бензиновыми и дизельными автомобилями. Настоящим заповедником паровиков была и остается Великобритания, где производство локомобилей продолжалось до 1950 года.





Предлагаю вашему вниманию небольшую галерею грузовиков, тягачей и дорожных локомотивов с паровым двигателем.




Thornycroft, 1900 год



Yorkshire, 1905 год




Foden Colonial Tipper, 1913 год




Sentinel Standard Waggon, 1916 год




Atkinson 6-ton, 1918 год



Mann Wagon, 1919 год



Aveling and Porter Lady Fiona, 1922 год



Garrett Undertype Lord, 1926 год



Yorkshire, 1927 годКроме грузовиков-локомобилей, выпускались паровые тракторы (которые далеко не всегда использовались лишь в сельском и лесном хозяйстве; ведь слово tractor означает «тягач», и артиллерийские тягачи начала ХХ века выглядели примерно так же, как этот силач, выпущенный уже после Первой мировой):



Aveling and Porter Shamrock, 1922 годЕще один любопытный вид транспорта — дорожный локомотив. Появился в середине девятнадцатого века, дожил до середины двадцатого:



Allchin Road Locomotive, 1931 год


Предназначались эти локомотивы для буксировки нескольких прицепов и активно использовались владельцами передвижных ярмарок и бродячих цирков. Иногда с ними происходили всякие неприятности, от которых ни один экипаж — конный или безлошадный — не застрахован:



Дорожные локомотивы иногда называли Showman’s Engine что прямо указывало на их принадлежность к шоу-бизнесу. Добравшись до пункта назначения, они не отдыхали, а выполняли роль стационарных двигателей для аттракционов. Вот одна из самых известных машин этого типа:



Fowler Iron Maiden, 1920 год


Да, их считают олицетворением викторианской эпохи. Но посмотрите на год выпуска!

И еще одна машина той же фирмы, только помоложе:



Fowler King Carnival II, 1932 год





Первенство по количеству сохранившихся до наших дней паровых грузовиков (у локомобилей хозяйственного назначения, дорожных локомотивов, паровых тракторов и катков — свой счет) держит компания Sentinel, название которой на русский переводится как «часовой».


Она была основана в Глазго в 1906 году и с самого начала специализировалась на выпуске грузовых машин, оснащенных двухцилиндровым паровым двигателем одинарного расширения с вертикальным котлом. Работал этот двигатель на каменном угле. Передача была цепная.





Ранние грузовики Sentinel от большинства своих конкурентов отличались тем, что по компоновке больше напоминали «нормальный» автомобиль, а не паровой трактор. Впрочем, впоследствии компания выпускала и тракторы — вот Sentinel Tractor Elephant 1924 года, однако классификация обманчива — перед нами тягач для внутризаводских перевозок:




В 1915 году производство было перенесено на новый завод в Шрусбери. Компания получила название Sentinel Waggon Works. Необычное написание слова ‘wagon’ призвано было показать, что завод выпускает необычные машины. При этом конструкция грузовика особых изменений не претерпела, а классифицировали его как Steam Lorry. Хорошее, кстати, слово - ‘lorry’! Когда я начал учить английский, а было это довольно давно, грузовик во всех учебниках именовался так и только так. Термин ‘truck’ вошел в мой лексикон значительно позже. Но вернемся к теме.




В 1924 году на смену порядком устаревшему первенцу фирмы пришел усовершенствованный грузовик Super Waggon. Паровая машина осталась прежней, цепная передача сохранилась, а конструкция ходовой части была значительно улучшена.







На базе 5-тонного грузовика выпускались самые разные машины — от простенькой грузовой платформы до самосвалов и автобусов. Вот 32-местный Sentinel Omnibus 1924 года. Четыре таких красавца ходили по Лестеру:



Пятый был отправлен на испытания в Прагу. В том же году на заводе Skoda в Пльзени началось производство паровиков по британской лицензии:



Надо сказать, что выяснить технические характеристики Sentinels оказалось не так-то просто. Информация обнаружилась на чешском сайте, посвященном этим машинам. Super Waggon имел небольшой запас хода — около 40 км, рассчитан был на работу на невысоких скоростях (15-25 км/ч), паровая машина развивала мощность 70 л. с. В рейс грузовик брал с собой 300 кг угля и 800 л воды. Для подготовки к рейсу требовалось 30 минут — на разогрев котла. Типично городская машина. Но грузоподъемность у него была высокая — до 7.86 т, а в эксплуатации он обходился как минимум на треть дешевле, чем бензиновый или дизельный грузовик аналогичных габаритов. Кстати, на сайте есть и чертеж Skoda-Sentinel.




Освоив британскую технологию, чехи выпустили паровые тракторы для пльзеньской пивоварни. Надо сказать, что паровики пользовались особой популярностью именно у пивоваров, доказательства этого мы увидим чуть ниже.


Производство Skoda-Sentinel продолжалось до 1935 года. В 1936-м один из последних грузовиков этого типа поставили на рельсы:



Служили чешские паровики долго, проблем своим владельцам не доставляли. Разве что иногда попадали в аварии:



Снимок сделан в Праге в 1940-е годы, во время германской оккупации.


* * *



Вернемся в Шрусбери, где с 1923 года выпускались не только грузовики, но и железнодорожные локомотивы. Впрочем, автомобильной продукции расширение производства ничуть не повредило.



Производство модели Super Waggon продолжалось до 1929 года, когда ее сменила серия DG:





Кроме двуосных машин, в эту серию входили и трехосные DG6:





На базе этой серии были созданы тягачи Sentinel DB4, которые выпускались до конца 1930-х годов:



На этом снимке, между прочим, особенно хорошо просматривается деревянная задняя часть кабины Sentinel. Но у следующей серии S кабина была полностью металлической, архаичный дизайн уступил место сверхсовременному, а двухцилиндровая паровая машиина была заменена четырехцилиндровой, увеличенной мощности, с задним расположением и с котлом, который при надобности можно было перевести на нефтяное отопление:



Если верить британским источникам, мощность Sentinel S доходила до 200 л. с., а максимальная скорость — до 100 км/ч. Однако эти данные нуждаются в перепроверке.



В серию входили три варианта шасси — двухосное, трехосное:



и даже четырехосное:



Многие грузовики Sentinel несут на бортах и кабинах эемблемы пивоварен — больших и малых, безвестных и знаменитых. Это не реклама, а констатация факта — паровые грузовики широко использовались для транспортировки пива. Вот один из них:



Производство грузовых локомобилей и паровых тягачей в Шрусбери не прекращалось даже после того как другие фирмы в период Великой Депрессии свернули выпуск паровой техники.





Это фотография, несмотря на невысокое качество, мне очень нравится. Превосходно передает атмосферу туманного английского утра. А для такой погод и такого ландшафта ничто не подходит лучше парового грузовика!



Тягач, выпушенный в 1936 году. Носит имя Queen Mary.


Вторая мировая война положида конец производству локомобилей Sentinel. Предприятие перешло на выпуск компонентов дизельных двигателей, а после войны был запущен в серию дизельный грузовик, мало чем отличавшийся от своих британских современников и собратьев. Тем не менее паровые локомотивы в Шрусбери производили до 1952 года, а в 1950-м возобновили выпуск локомобилей серии S  в варианте карьерного самосвала - Аргентина заказала 100 таких машин. Две из них сохранились до сих пор. В Великобритании же на ходу десятки (!) грузовиков Sentinel всех времен и образцов. Они ежегодно участвуют в выставках и автопробегах.






Tags: авто, история
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments