kaschey_lp (kaschey_lp) wrote in picturehistory,
kaschey_lp
kaschey_lp
picturehistory

Эволюция шкафа

"Массив-фанеровка-ламинат". Собственно, я не про мебель, а про автомобильные кузова "woody", очень мною любимые. К середине пятидесятых деревянные кузова, столь популярные и модные ещё пару лет назад, практически повсеместно вымерли: на смену стримлайну и помпезному арт-деко шли аэрокосмический стиль "детройтского барокко" и поп-арт, в которых деревянной отделке места уже не было. Не вписывалась.

Chrysler Town & Country Convertible (C-39N) '1946

В первые послевоенные годы деревянные кузова были скорее "вынужденной модой" - сказывался недостаток тонкого листового металла, шедшего на военные нужды, и не случись война - вряд ли она бы возникла, но как только квоты на поставку его были сняты, дерево во внешней и внутренней отделке стало стремительно терять позиции.

Chrysler Town & Country Sedan '1947

Дерево всё-таки по всем параметрам уступает цельностальному кузову, а технология производства стальных кузовов была уже давно отработана. К тому же деревянные кузова напоминали о "лишениях" военного времени (хотя в применении к Америке в сравнении со странами, воевавшими не "удалённо" это звучит несколько... не звучит, короче). Хорошо заработавшая на войне страна рвалась потреблять и наконец радоваться жизни, экономика получила могучий пинок и побежала вперёд вприпрыжку. Опять же - прорыв в авиации, за которой всегда чутко следовало автомобилестроение: за какие-то десять лет от самолётов с фанерно-тканевой конструкцией до сверхзвукового Bell X-1 в 1947 и массовый переход на реактивную авиацию, повлёкший за собой моду на "авиационно-ракетные" мотивы в "бытовом" дизайне, когда обычный пылесос мог выглядеть как реактивный истребитель. Да что "мог" - обязан был выглядеть!

Вот такими были типичные американские woody конца 30-х и в сороковые: International D-2 Woody Station Wagon Red Frt Qtr. '1940


Chevrolet Fleetmaster Station Wagon (47EK-2109) '1947


Oldsmobile Special 66/68 Station Wagon (3581) '1947




Пик моды на деревянные кузова: вторая половина 1940-х. Некоторые производители, получившие более крупные квоты на автолист, в угоду моде декорируют обычные цельнометаллические кузова деревянными панелями, как сделано на этом Chevrolet Fleetmaster Country Club Sport Coupe (47EK-2124) '1947


Ford Super Deluxe Sportsman Convertible '1947–48


Cadillac Series 62 с кузовом ателье Bohman & Schwartz '1949 для президента Мексики Мигеля Алемана


Nash Ambassador Suburban Sedan '1947


Buick Roadmaster Estate Wagon (79) '1947 Деревянные кузова изготавливались не на заводах Buick, а на стороне, компанией Ionia, по заказу Buick и продавались через дилеров марки. В послевоенные годы эта компания строила деревянные кузова для многих марок, коим было невыгодно организовывать своё деревообрабатывающее производство: тут и Chevrolet и Pontiac, Ford с Mercury, Chrysler, а также выполняла отдельные частные заказы на изготовление единичных экземпляров деревянных кузовов, например, для Cadillac


Packard Standard Eight Station Sedan (2201-2293) '1948


Chevrolet DeLuxe Styleline Wood Wagon (2109-1061) '1949

Очень быстро дерево в отделке остаётся лишь у грузопассажирских модификаций, рассчитанных на публику в основном степенную, семейную и консервативную - чтобы хоть как-то примирить таковых со стремительно меняющейся модой и всё повышающейся развесистой кучерявостью напиравшего "аэростиля", для которых "в старое доброе время" "было лучше – трава зеленее, солнышко ярче". И то, мутировав из кузова почти полностью деревянного, у которого металлическими были только капот да оперение, во вставочки в цельнометаллическом кузове, исполнявшие чисто декоративные функции.

Chrysler Town & Country Newport (C-49N) '1950

В 50-60-е бал в эстетике правит поп-арт: люди за это десятилетие с небольшим лет вышли в космос и даже натоптали на Луне и освободили негров зачем-то, "а дерево - это архаично, это отжило!" Деревянная отделка пропадает с машин, казалось бы, навсегда. Только Ford и его ближайший родственник Mercury сохраняют её на моделях Country Squire, Comet, Colony Park и других station-wagon, что выглядит, на мой взгляд, довольно нелепо - словно ситцевые занавесочки с рюшечками на иллюминаторах космического корабля. И то - нагрузки никакой, окромя декоративной, эти панельки на боковинах больше не несли, лишь визуально "осолиднивая" автомобиль. Словно мебель из дешёвой ДСП оклеили тоненьким слоем фанеры и залакировали, чтобы подороже продать. Да ещё Jeep на некоторых моделях. В фаворе искусственные материалы: пластик, синтетика, яркие цвета и кричащие сочетания. Однако довольно быстро выяснилось, что яркий пластик быстро выгорает на солнце, винил сидений и отделки трескается, в "немнущихся" нейлоновых рубашках либо невыносимо жарко и потеешь, либо жутко холодно, да и вообще некомфортно, а остромодные формы ежегодно переоформляемых автомобильных кузовов устаревают столь стремительно, что машина пятилетней всего лишь давности смотрится седой древностью.

Ford Crestline Country Squire (79C) '1952


Ford Country Squire '1956


Ford Country Squire '1960


На смену буйной и цветастой автомобильной моде второй половины пятидесятых приходит строгая и лаконичная шестидесятых. К концу этого десятилетия поколение молодых солдат, вернувшихся с фронтов Второй Мировой, успело давно обзавестись семьями, домами, кредитами, отрастить животики и лысины порой. А кое-кто даже и дедушками/бабушками стать, превратившись в почтенных бюргеров среднего возраста. Остепенились к семидесятым, жирком обросли. Куролесили теперь их дети – "поросль" послевоенного "бэби-бума": кто хипповал, кто зачинал хард-рок, кто воевал во Вьетнаме, кто зачитывал до дыр Мао, Троцкого и преклонялся перед "заслуженным революционером всея Америки и Африки" Че Геварой… А для их родителей куда приятнее был уютный домашний мирок – свой дом в пригороде, вместительный семейный "стэйшн-вэгон" в гараже, стабильная работа и жизнь без потрясений. Тот самый мирок, который так манил сладостным запахом советских диссидентов и немалую часть простых советских обывателей "эпохи застоя". Эта атмосфера очень здорово показана в американском телесериале "Чудесные Годы"/The Wonder Years. А с советской стороны - в фильме "Блондинка за углом".

Mercury Colony Park '1962


Ford Country Squire '1964


Ford Falcon Squire Station Wagon '1965


Jeep J-Series Wagoneer Station Wagon '1966


Ford Fairlane 500 Squire Station Wagon '1967

Деревянные кузова продолжали строить только упёртые известные своей консервативностью британцы, такие как Morgan да Marcos, да и то в исчезающе малых количествах. Да ещё был Austin Mini Countryman (ADO15) 1960–1969.
Вот тогда-то и наступает ренессанс "вуди-стайла"! Конечно уже на ином уровне: ладить кузова из дерева теперь мешали и сильно ужесточившиеся нормы безопасности, и технологическая сложность, и высокая трудоёмкость изготовления. Да и мастеров, способных работать с деревом на высоком уровне, становилось всё меньше: место квалифицированных мастеров на конвейерном производстве в автоиндустрии стали занимать негры, или как их теперь стало принято корректно-толерантно называть "афроамериканцы". "Автомобильная столица" США, город Детройт, ныне пожинает эти плоды, о чём был хороший пост у Андрея amonov. Потому "старые песни о главном" превратились из "оркестровых исполнений" в "ремиксы" и натуральное дерево на бортах автомобилей заменила виниловая плёнка с рисунком, имитирующим структуру деревянных панелей. Модели с таким оформлением присутствовали в обязательном порядке в линейках всех производителей на протяжении всех семидесятых и восьмидесятых. В таком виде эти теперь уже "ложные вуди" дожили аж до середины 90-х годов прошлого века на бортах постепенно вымирающего класса традиционных американских "стэйшн-вэгонов", плавно пришедших им на смену минивэнов, да на некоторых моделях "вседорожников" марки Jeep.

Ford Country Squire '1968


Buick Sport Wagon Custom '1968


Dodge Monaco Wagon '1970


Oldsmobile Custom Cruiser '1971


AMC Ambassador Station Wagon '1974


Dodge Royal Monaco Wagon '1975


AMC Pacer D/L Wagon '1977


Pontiac Bonneville Safari '1980


Chrysler LeBaron Town & Country Wagon '1981


Oldsmobile Cutlass Cruiser '1983


Chrysler LeBaron Town & Country Convertible '1983–86 - одна из немногих попыток "возродить вуди" не в кузове station-wagon


Pontiac Parisienne Station Wagon '1984


AMC Eagle Wagon '1985


Buick Century Estate Wagon '1989–96


Chrysler Town & Country '1991–96


Ford Flex '2012


Однако история и мода движутся по спирали: нынче мы наблюдаем новый виток моды на "натуральные материалы" - теперь это "экологично и стильно" (и снова в моде пушок на женских лобках - куда более эротичный, чем ничем не прикрытое естество, повсеместное в последние лет пятнадцать!). Так что - кто его знает? Глядишь, и вновь увидим старые добрые woody на дорогах?

И под конец - фанатское творчество: Plymouth Barracuda-Challenger от Аарона Бека

Tags: авто
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments