Впервые техника Komatsu стала поступать в СССР почти 50 лет назад, после открытия в 1968 году представительства. Первыми в 1969 г. поступили бульдозеры с тяговым усилием от 9,5 до 50 т, которые были поставлены на предприятия «Главдальлеспрома» Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР.
Бульдозер Komatsu D125A в исполнении УХЛ, специально
построенный для испытаний в Хабаровске в 1969 г.
Затем в 1971 году последовало создание сбытовых компаний в Бельгии, США и Сингапуре. К этому времени компания выпускала ковшовые колёсные и гусеничные погрузчики, бронетранспортеры и телеуправляемые бульдозеры для подводных работ на побережъе.
Первая собственная разработка самосвала появилась в 1973 году – через 15 лет после выпуска первого самосвала Komatsu. HD320 грузоподъёмностью 32 т оснащался 6-цилиндровым 19-литровым двигателем собственного производства мощностью 420 л.с. и 6-ступенчатой гидромеханической КП Torqflow.
Семейство HD320 (а вернее, типоразмер, поскольку конструкция машины менялась) оказалось редкостным долгожителем, и машины грузоподъёмностью 32 т, Прошло 2 года, и компания представила один из самых больших самосвалов в мире – HD1200 грузоподъёмностью 120 т. V-образный 12-цилиндровый турбодизель объёмом 46,3 л развивал мощность 1200 л.с. Автомобиль выпускался в двух вариантах: с 8-ступенчатой гидромеханической или с электрической трансмиссией и тяговыми мотор-колёсами. Дисковые тормоза с жидкостным охлаждением и колёсами размером 51”.
Эти машины стали основой всей последующей гаммы карьерных самосвалов, и в 1976 г. Komatsu HD1200 под серийным номером 5 поступил на Гайский горно-обогатительный комбинат, в течение года прошёл комплекс эксплуатационных испытаний. Два аналогичных самосвала работали в Японии и ещё два в Австралии.
В 1978 г. самосвал был рекомендован к закупкам для горнодобывающей и угольной промышленности, а в 1979 г. был подписан первый контракт на поставку партии карьерных самосвалов Komatsu HD1200 в СССР. Первые 30 единиц 120-тонных самосвалов в разобранном состоянии доставлялись заказчикам гигантами Ан-22 «Антей» – самыми большими в мире турбовинтовыми самолётами! Сборка и сварка крупных деталей производилась уже на месте эксплуатации.
За период с 1981 по 1985 годы было поставлено более 1400 трубоукладывающих машин и порядка 2000 бульдозеров, более 1200 автосамосвалов Komatsu грузоподъемностью 120 тонн, типа «HD1200».
Карьерные гидравлические экскаваторы не имеют такой длительной истории эксплуатации на открытых разработках страны. Широкое применение со времен строительства БАМа нашли экскаваторы с ковшом вместимостью до 2 кубометров.
Всего, в рамках глобального кредитного соглашения между Японией и СССР компанией Komatsu было поставлено техники на 250 млн. долларов (с учетом инфляции сегодня эта сумма была бы во много раз больше).
За всю историю СССР, корпорация Komatsu поставила в общей сложности 22 тысячи единиц строительной техники.
Самосвалы HD1200 остаются самыми распространёнными в России и на постсоветском пространстве. Они работают в объединении «Якутуголь», в Лебединском и Михайловском ГОКах, на месторождениях «Удачный», в Нерюнгри, Междуреченске, Ковдоре, Апатитах и других регионах России, в Казахстане, Армении, Украине, Узбекистане.
Community Info