to4et (to4et) wrote in picturehistory,
to4et
to4et
picturehistory

Categories:

С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Катав-Ивановского завода. 1910 год 106 лет спустя.




Южный Урал, город Катав-Ивановск, церковь Иоанно-Предтеченская 1824 года постройки.
Снимок сделан с самого верха высокого берега реки Катав, чуть правее тропинки которая идёт от ул. Чапаева к железнодорожному мосту. Мост прячется внизу за кадром. Если смотреть снизу, точка съёмки левее дома циклопа, возможно с соседнего огорода, я снимал от забора -

Катав-Ивановский завод основан в 1755 закрыт в 1908 году в связи с кризисом, производство остановилось, но дрова , похоже, продолжали заготовлять надеясь на лучшее, на старом фото виден склад под завязку забитый топливом.
Внизу слева, у края снимка видно здание жд вокзала, конечной станции ветки Вязовая -  Катав-Ивановск. Кажется что здание сохранилось, исчезла лишь одна дверь и печные трубы, вот только из деревянного оно стало кирпичным. Вокзал вблизи -

При советах здесь было пассажирское движение, но после перестройки его отменили, так и не электрифицировав дорогу. Поэтому вокзал стоит наглухо закрытый железными ставнями.
Интересно что до постройки этой жд, Катав-Ивановский завод был как сапожник без сапог,  до крупнейшего производителя рельс не было железной дороги. Изготовленные в течении года рельсы, а это бывало до миллиона пудов!, зимой перевозили на склады станции Вязовой, и от туда отправляли дальше по жд уже круглый год. В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский – Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент.
За сто лет сохранилось удивительно много зданий, слева от церкви  Городской краеведческий музей и ещё с десяток деревянных домиков. Не повезло только самой церкви, на неё обрушилась советская власть.  Кадрированное сравнение -

В 1929 году церковь закрыта, масляные росписи уничтожены. В помещениях церкви был устроен рабочий клуб. В этом же году снесен верхний ярус колоколен, закрыт главный портик и снесен фронтон над ним, заложены дверные и оконные проемы, как на 1-м, так и на 2-м этажах и пробиты новые проемы. К концу 30-х годов 20-го века колокольни храма подверглись еще большему разрушению. Но окончательно колокольни были утрачены в начале 1960-х годов при проведении капитальной реконструкции храма. В 1970-х годах в результате пожара значительно пострадала стропильная система кровли церкви. Устранение последствий пожара не проводилось. Многие архитектурные детали на фасадах и штукатурке также утрачены. Позднее в церкви размещался кинотеатр и городской музей.
В 1990 году здание храма возвращено верующим. Поскольку восстановление разрушенных колоколен требует много времени и средств, в храме соорудили временную звонницу. Она располагается у входа в храм. В звоннице два больших колокола и пять малых. -

На Гугл панораме -
https://goo.gl/maps/HiqFRtddUaS2
Чуть левее -

И ещё несколько фото церкви, которых ещё не было в инете 2016 года, поэтому сравнения с ними я не пытался сделать -




Ещё фото завода, сделанное левее, но судя по дровам, тоже в 1910 году -

Фото из книги -

Горский снял так же и заводскую плотину, и книжное фото послужило связующим звеном для панорамы -

На горизонте гора Аксарка, у правого края снимка на ней появилась ложбинка, которой не было в прошлом. Проведя на карте линию в том направлении я узнал что при советах там был зенитно ракетный комплекс, дивизион С-75, видимо при его строительстве вырубили столько леса что изменились очертания гор.
Фото без зума -

На Гугл карте -
Направление на карте -

История Катав-Ивановска
1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1774 год - Салават Юлаев более трёх дней пускал в заводчан стрелы и пули с Елеоновской горы, но так и не покорил завод. (Елеоновской горы в инете я не нашёл, предполагаю что так раньше называли высокий берег реки Катав, с которого сделан снимок, это единственная возвышенность с которой до завода могут долететь стрелы.)
1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1862 год - Громадным наводнением разрушило заводскую плотину, несколько фабричных зданий и до 200 домов стоявших на низменностях, не обошлось без человеческих жертв.
1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1883 год - Громадным пожаром было истреблено до 700 домов.
1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1898 год - Снова пожаром уничтожено более 500 домов, пострадали и заводские постройки.
1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр.
1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
1947 - Завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1951 - Школу перевели в старое здание (около красной больницы, бывший монастырский дом), там был один пятый класс.
1952 - Школа стала семилетней №4. Директором была Землянская Елена Тимофеевна.
1954 - Школу перевели в новое здание Приборостроительного завода.
1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.


Tags: гифка, города, промышленность и производство, ретрофото, российская империя, россия, церковь
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments