to4et (to4et) wrote in picturehistory,
to4et
to4et
picturehistory

Category:

С. М. Прокудин-Горский. Общий вид пристани Кын. 1912 год и 104 года спустя.


 Дальше очень длинное описание -


Урал. Село Кын, вдали река Чусовая.
Снимок сделан со склона Плакун-горы, я думал с самой вершины, теперь заросшей лесом, но при совмещении понял, что надо было спуститься даже ниже современной кромки леса, почти к самой одиноко стоящей сосне, видимо лес и раньше был на вершине. Фото без зума с одинокой сосной -

Внизу река Кын (холодная, мёрзлая), слева Чусовая. Пристанью на Чусовой называли не просто причал, а целый комплекс сооружений, позволяющий построить барку, загрузить её и поднять уровень воды на столько, что-бы она смогла выйти в реку при любом уровне воды в ней. Где то слева за кадром был шлюз, позволяющий поднять уровень воды в Кыну и вывести барки в Чусовую. Барок здесь строилось немного, полтора десятка в год, но зато их грузили своей продукцией. Справа за кадром находится железоделательный завод, который на момент съёмки уже год как закрыт из-за истощения руды, видимо поэтому весь передний план завален дровами, на них резко упал спрос после остановкой доменной печи.
Справа Свято-Троицкий храм, за церковью гора Мёрзлая, сейчас она приоделась в лесную шубу и возможно стала немного теплее. Кроме церкви сохранилось несколько деревянных домов, я насчитал пять штук.  Слева, из-за края снимка, выглядывают ветви дерева, оно живо до сих пор!
Кадрированая церковь -

 Моя реставрация -

С подкрашенными куполами -

 В селе сохранилась Кыновская пристань с массивной каменной кладкой, к которой причаливали барки с продукцией уральских заводов -

Подобных пристаней на Чусовой всего две, здесь и в вымершем селе Илим -

Династия Строгановых интересовалась археологией и скупала у рабочих строящих Кыновский завод артефакты найденные в земле. Поэтому сохранилось несколько найденных металлических блях с изображением медведя, изучая которые учёные придумали целый Пермский период. «Медведь в жертвенной позе» - самый узнаваемый артефакт пермского звериного стиля, магического искусства, связанного с древними жителями Прикамья. Он рассказывает нам об особой системе мира, образе вселенной, какой представляли ее себе наши предки. В мире известно только шесть таких находок. Пять из них найдены в селе Кын. Три из них хранятся в Эрмитаже. Все они были отлиты из металла древними кузнецами больше тысячи лет назад.
На Гугл карте -
Направление на карте (красное) -

На дороге из Рассолёнок в Кын мне встретился лось-

Колея не везде бетонная, местами есть и деревянная -

На въезде в Кын -

Экстремальная парковка -

Понравившийся мне ракурс с деревом -

Кыновское лесничество -

Так обозначена граница между Пермской и Свердловской областями, на дороге из Рассолёнок в Кын.
 История села.
248000 лет до нашей эры здесь появились люди. В 1983 году археолог А.Ф. Мельничук в бассейне Чусовой (близ устья Сылвы) открыл древнейшую стоянку неандертальского человека на Урале (Ельники II).  Её возраст – около 250 тысяч лет! Каменный век.
35000 лет до нашей эры, Неандертальцев прогнали от сюда кроманьонцы. В 1965–1968 годах начальник Камской археологической экспедиции, академик О.Н. Бадер открыл стоянку кроманьонцев на берегу Усьвы в бассейне Чусовой (в гроте скалы Усьвинские Столбы). Возраст стоянки оказался 35–40 тысяч лет.
1650 лет до нашей эры, сюда приходят воинственные турбинцы из необъятных пространств Сибири. Они уже умеют изготавливать инструменты из металла, на Урале начинается эпоха бронзы.
800 лет до нашей эры, здесь появляются Ананьинцы. Ананьинцы, "лесные всадники", принадлежали к финно-угорской языковой группе. Они занимались скотоводством, охотой, рыболовством и собирательством. Занимались ткачеством, прядением, умели изготавливать посуду и керамику, обрабатывать кожу и кости. А самое главное – ананьинцы освоили чёрную и цветную металлургию, бронзолитейное и кузнечное дело! В раннем периоде Ананьинской культуры сосуществовали как бронзовые, так и железные орудия труда и оружие. Вот когда на Урале появилась своя металлургия!
В 0000 году из Ананьинской вырастает Гляденовская культура. Эта общность уже относится к древнему этносу коми.
В 0300 году наступило Великое Переселение Народов! В это время в Прикамье мигрировала большая группа угорских и саргатских племен из урало-сибирской лесостепи с новым погребальным обрядом – курганными могильниками. Образовалась новая финно-язычная культура – Ломоватовская культура. В городищах строились целые центры металлургического производства! Искусные изделия делали в "продвинутых" литейных и кузнечных мастерских, "продуманно" устроенных. Причём металлургами зачастую были женщины! То был "золотой век Пермского звериного Стиля"
В 0890 году массовая гибели людей, предположительно была война между древними финнами (предками коми) и древними тюрками (предками болгар и печенегов). Древние финны на правах победителей и дали имя Великой Реке  – Чусовая!
В 1100 году сюда проникают первые северные русские поселенцы, поморы.
В 1200 году на Чусовую пришли "чужаки", на языке коми – вогулы. Сами они себя называли манси – "младшие братья" коми, которые вытеснили "старших". Новые хозяева уже не строили протогородов, не вели сельского хозяйства. Манси  охотились, ловили рыбу, пасли оленей. Жили в стойбищах, состоящих из лёгких переносных чумов, которые передвигались вслед за оленьими гуртами.
В 1568 году, эта земля, и дальше до реки Утки, были подарены Строгановым Иваном Грозным.
В 1581 году здесь проходил Ермак.
В 1703 году с Уткинской, тогда ещё казённой пристани, по реке Чусовой, здесь прошёл  первый железный караван.
В 1759 году, Н.Г.Строгановым на реке Кын, притоке реки Чусовой, начато строительство Кыновского железоделательного завода.
В 1761 году заработал Кыновский завод, доменная печь и два молота. В долине реки Кын было несколько железных рудников. Также здесь находилось месторождение медноколчеданных руд и залежи каменного угля.
В 1779 году в Кыну построили первую деревянную церковь.
В 1837 году граф Григорий Строганов построил  Нижнюю плотину ближе к устью Кына. При плотине тогда возвели новую деревянную пильную мельницу с водяным приводом. Она была как раз под Плакун-горой.
В 1841 году мимо Кына проплывала экспедиция британского геолога Мэрчисона, который в истории планеты открыл Пермский период, посмотрев на бляхи найденные здесь.
В 1848 году первая деревянная церковь сгорела во время пасхальной утренней службы. В том же году поставили вторую деревянную церковь.
В 1862 году в Кыне произошла крупнейшая в его истории авария. В результате сильного наводнения были размыты все четыре находящиеся на реке Кын плотины. Хлынувший водяной вал разрушил большинство заводских строений.
В 1864 году в селе Кын был учреждён первый потребительский кооператив – начало российского бизнеса!
В 1864 году на средства графа С. Г. Строганова построен каменный Свято-Троицкий храм, который мы и видим на фото. Снаружи здание имеет вид корабля. Верхний этаж занят церковью, а нижний - складами.  Кресты, обитые белой жестью, укреплены на шарах с цепями до глав.
В 1869 году, вторую деревянную церковь перевезли в д. Ослянская Пристань.
В 1891 году начал действовать пост Кыновской метеостанции, которая работает до сих пор!, не смотря на то, что в этом веке метеостанции повсеместно закрываются.
В 1911 году завод был закрыт из-за истощения руды.
В 1912 году Кын сфотографировал С. М. Прокудин-Горский.
В 1914 году в окрестностях села прошла железная дорога, и появилась станция Кын, теперь Кын называют Завод-Кын, что бы не путать со станцией Кын.
В 1918 году в 40 километрах от сюда, в Палёном Логу погиб красный бронепоезд №2 "Мститель". Белые спёрли костыли и двое суток атаковали сошедший с рельс бронепоезд. В его команде были матросы с Авроры, красные оборонялись пока не кончились патроны, потом они взорвали бронепоезд и ушли под покровом ночи. Кын несколько раз переходил от красных к белым и наоборот. И каждый раз это сопровождалось кровопролитиями. В селе и около него находятся несколько братских могил расстрелянных заложников с обоих сторон конфликта. Могилы расстрелянных белых были уничтожены.
В 1930-е годы сюда стали свозить спецпереселенцев.
В 1936 году храм в Кыну закрыли, сломали венчание, здание служило цехом. Работники НКВД вывезли церковные ценности в Лысьву на телегах. Священнослужителей не репрессировали, они продолжали жить в Кыну.
В 1974 году прекратили молевой сплав и спецпереселенцы получили вольную.
В 1990 остатки церкви возвращены верующим.
В 2010 году малый колокол был возвращён из Соликамского музея Свято-Троицкому храму и водружён на своё исконное место.
В 2010 году на берегу реки Чусовой был установлен памятник «Начало Пермского края» и памятник «Сплаву железных караванов» в виде чугунного лота —
В 2012 году обновлён мост через реку Кын.
Древняя история -


Tags: гифка, история, промышленность и производство, путешествия, ретрофото, российская империя, россия, церковь
Subscribe
promo picturehistory märz 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments