to4et (to4et) wrote in picturehistory,
to4et
to4et
picturehistory

С. М. Прокудин-Горский. Заречная часть деревни Межевая Утка. 1912 год и 104 года спустя.




У деревни очень богатая история, это первый русский населённый пункт на территории современной Свердловской области, сейчас она называется Усть-Утка. А вот то что и на левом берегу Чусовой, в этом месте были дома, без этого фото сейчас ни кто бы и не подумал. Место низкое, и думаю весенний паводок их подтапливал, из за этого в домах не было погребов, да и фундаментов видимо тоже. Мне не удалось найти точное место где они стояли, те ямы которые я нашёл на этой поляне, не выстроены в линию улицы и находятся ближе к горе.
Перед домами находится неприметный ручеёк Чичериха, текущий с горы Старуха. Его русло проходит в кустарнике который закрывает часть ближнего дома и показывается лишь у брёвен на старом фото. На современном фото его совсем не видно, потому что русло стало глубже, а берега поросшие одинаковой травой сливаются в этом ракурсе. Русло ручья которого не видно на фото -

Выше по течению на сто метров, у подножия горы, русло ручья перекрыто земляным валом, вода сворачивает направо и растекается по поляне, чтобы она не вернулась обратно, вдоль старого русла тоже идёт насыпь. Насыпи давно поросли травой, когда и для чего они были сделаны я не понял. В одном месте вода всё же пробила насыпь, и теперь в этом месте ручей раздваивается, половина возвращается в старое русло, а вторая половинка течёт по поляне пробивая себе новое русло. Эту половинку мы и видим на современном фото. Место раздвоения ручья -

Гора, слева, так заросла, что её видно только с того места, где стояли дома -

 Фото без зума -

Фото сделано почти с той же точки что и "Общий вид пристани Межевая Утка." -

надо только отойти от берега метров на тридцать. Фото Усть-Утки с этого места -

На Гугл карте -
Направление на карте -

 История.
В 1568 году, земли до реки Утки, были подарены Строгановым Иваном Грозным.
В 1574 году здесь была построена крепость для защиты строгановских земель, от местного населения. По реке прошла межа между владениями Строгановых и Сибирским ханством, поэтому река Утка стала Межевой Уткой.
В 1581 году в этой крепости останавливалась дружина Ермака, сначала они пыталась перевалить в Сибирь по Межевой Утке, но но их непустили местные и казаки спустились до реки Серебрянки.
В 1703 году с Уткинской, тогда ещё казённой пристани, отправился первый железный караван.
В 1709 году, во время Алдаро-Косюмовского башкирского бунта,(башкир обложили непосильными налогами и заставляли сменить веру) Усть-Утка подверглась нападению башкир, селение было сожжено, хлебные запасы увезены, скот угнан. Строгановские крестьяне были разорены.
В 1722 году строгановская деревня - крепость, стала называться Баронской деревней, так как купцам Строгановым был жалован баронский титул, это название сохранилось до сих пор.
В 1725 году часть деревни на левом берегу Межевой Утки, от Строгановых перешла во владение Акинфия Демидова.
В 1759 году Демидовы построили в Усть-Утке пристань. Усть-Уткинская пристань была самой крупной на реке Чусовой и самой технически оснащенной. Порождённая Нижнетагильским и Выйским заводами, в свою очередь она дала возможность появиться на свет Лайскому, Верхнесалдинскому, Нижнесалдинскому, Николо-Павловскому, Черноисточинскому, Висимо-Уткинскому и Висимо-Шайтанскому заводам. Для тагильской «империи» Демидовых Усть-Утка стала «окном в Европу». Не случайно её называли главными воротами Нижнего Тагила. С пристани ежегодно отправлялось до 90 судов, с сотней тонн груза в каждом. На старом фото видны тросы удерживающие деревянные плоты, думаю таким способом вылавливали брёвна сплавляемые по Межевой Утке, для постройки новых барок.
В 1857 году на Усть-Уткинской пристани тагильским мастеровым Максимом Утемовым было начато строительство первого на Чусовой парохода «Опыт». Его строительство продолжалось три года. В 1860 году пароход был готов. Он был приспособлен для быстрого течения и малых глубин, плавал от Усть-Уткинской пристани до устья Чусовой и обратно, мог вести за собой несколько барж.   Здесь нужно пояснить, что примерно до середины ХIХ века в России был, так называемый переходный период в судоходстве и суда по рекам двигались несколько иначе, чем сейчас. На палубе первых речных пароходов была установлена паровая лебедка, называлась она - кабестан, а использовалась, та лебедка, для наматывания канатов завозных якорей (якоря, на маленьких лодках, завозились вверх по течению, там опускались на дно и пароход, как бы подтягивался против течения). При помощи таких якорей, судно, вместе с буксируемыми гружеными баржами, поднималось вверх по реке. Такой тип судов назывался так же - кабестаном. Против течения кабестан, с караваном барж, мог преодолеть за сутки в среднем 30 километровый отрезок пути. Гребные же колеса вращались лишь тогда, когда судно шло вниз по течению или маневрировало.
В 1899 году, в Баронской, построена часовня Николая Чудотворца, на месте более старой. В советское время в здании часовни размещалась больница, а сейчас турбаза" Баронская"  История здания -
В 1918 году прошёл последний сплав железных караванов, потому что в 1878 году уже появилась железная дорога.
В 2006 году, в рамках проекта «Демидовская пристань» возле выходного шлюза Демидовской пристани в Усть Утке открылся мемориальный комплекс, символизирующий доблесть и мощь Урала-

Изначально на перекладине висел бронзовый колокол массой 90 килограммов, но естественно, долго без охраны провисеть ему было не суждено.
В 2010 году до Усть-Утки дотянули асфальт и построили мост через Межевую Утку, на котором асфальт и заканчивается, дальше идёт каменистая грунтовка. До появления моста, здесь была канатная дорога, грузы и даже людей переправляли на Баронский берег по воздуху!


Tags: гифка, путешествия, ретрофото, российская империя, россия
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments