kaza4ka (tov_boluta) wrote in picturehistory,
kaza4ka
tov_boluta
picturehistory

Category:

Русские авиатриссы начала века



Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник (1886—1962) — русский авиатор, первая (недипломированная) женщина-пилот. Жена инженера Павла Андриановича Кузнецова (1875–1963), пилота-авиатора № 4 России, ставшего впоследствии лётным инструктором. Домникия Иларионовна целиком разделяла увлечение мужа авиацией: принимала участие в подготовке его лекций по навыкам пилотирования, по воздухоплаванию, была прекрасно знакома с техническим обеспечением полётов. И всё-таки в мае 1911 года во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге Домникия Иларионовна попыталась самостоятельно подняться в воздух на их «Блерио-ХI» (на последним фото – супруги возле этого аэроплана перед началом лекции в Смоленске). Но Домникия Иларионовна не смогла удержать в равновесии оторвавшийся от земли аэроплан и, перевернувшись, он рухнул на землю. К счастью, сама Кузнецова серьёзно не пострадала, но больше желания летать у неё не возникало. И тем не менее, петербургский журнал «Вестник воздухоплавания» (№9 за 1911 г.) назовёт Домникию Иларионовну Кузнецову-Новолейник “первой русской женщиной-авиатором”. Впоследствии Домникия Иларионовна посвятила себя театральному искусству. Карьера актрисы была весьма успешна. Пробовала она себя и в роли режиссера. Умерла первая российская авиатрисса в Кисловодске в 1962 году, в возрасте 76 лет.

с мужем


Лидия Виссарионовна Зверева (1890 — 2 (15) мая 1916) — первая (дипломированная) русская женщина-пилот.
Лидии Зверевой, когда она была ещё гимназисткой, удалось тайком от родителей подняться на воздушном шаре. С этого началось серьёзное увлечение авиацией. Она постоянно присутствовала на публичных полётах, познакомилась с первыми русскими лётчиками и мотористами. Отважная девушка добилась зачисление в лётную школу и в 1911 году получила звание пилота. Зверева пыталась привлечь женщин в авиацию и хлопотала, правда, без успеха, об открытии специальной школы для девушек.
Работала, как конструктор новых самолётов и как испытатель, в том числе скоростных истребителей.


Лидия Зверева перед полетом на биплане Фарман IV


Лидия Зверева с курсантами и инструкторами авиашколы на аэродроме в Гатчине


Лидия у первого серийного самолета «Россия-А» авиационного завода «Первое Российское товарищество воздухоплавания Щетинина и К°».( фото 1910 г.)



Второй авиатриссой царской России была княгиня Евгения Михайловна Шаховская (1889-1920). Первая в мире женщина – военный лётчик. Дочь тайного советника, сенатора, князя Михаила Шаховского (по одной из версий родилась в богатой семье эстляндского губернатора, по другой - родилась в 1889 году в Санкт-Петербурге в семье богатого купца Михаила Петровича Андреева, княгиня по мужу (?)). Закончила Смольный институт благородных девиц. Имела разносторонние способности и интересы: обладала хорошими вокальными данными, любила русские романсы и великолепно их исполняла; увлекалась спортом – верховой ездой, автомобильными гонками и стрельбой из огнестрельного оружия. Лицензию пилота княгиня Шаховская получила 16 августа (29 августа – по новому стилю) 1912 года в Йоханнистале (Германия). Летала как на одиночных, так и на парных аэропланах. С началом Первой мировой войны подала прошение Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы. Царь удовлетворил её просьбу, и в ноябре 1914 года Шаховская оказалась в 1-м армейском авиаотряде в чине прапорщика. Служила в Ковенском авиационном отряде.
Позже возникло обвинение в шпионаже в пользу Германии. Шаховскую арестовали и приговорили к смертной казни. Однако царь заменил её пожизненным заключением. Княгиню освободили большевики. С 1917 года служила следователем в Киевской ЧК. Страдала от наркотической зависимости. Трагически погибла в 1920 году в пьяной перестрелке.

С Абрамовичем Всеволодом Михайловичем



Софья Алексеевна Долгорукая (Долгорукова) (1887 — 1949) — русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов. Прошла начальную лётную подготовку в Шартской школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба в 1912 году, а затем, в России, закончила школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и получившая удостоверение авиатрисы в 1914 году. В начале 1917 года её направили на переподготовку в Гатчину, а затем в корпусной авиаотряд (26-й КАО). С началом Первой мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено, и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф.Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. После установления Советской власти некоторое время жила в России, позже уехала в Англию. В 1921 году возвратилась в СССР, чтобы вызволить из тюрьмы своего мужа и уже вместе с ним вернулась в Лондон.
В 1926 году, уже во Франции, вновь сдала экзамены на право вождения автомобиля и стала работать водителем такси. Муж подрабатывал переводами, работал бухгалтером и клерком, в 1927—1928 годах он работал в Дьеппе в казино барона Гинзберга, где Софья Алексеевна также подрабатывала гидом-переводчиком. Умерла во Франции 12 декабря 1949 года, похоронена на одном из кладбищ Парижа.


Долгорукая во время Императорского пробега 1910 года


Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1912



Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна (1889–1961). Профессиональная певица, окончила авиационную школу ПРТВ “Гамаюн”. 22 октября 1911 года ВАК вручил ей диплом пилота – авиатора № 56. В ноябре 1912 г. ставит в Берлине на самолёте “Фоккер” мировой рекорд высоты для женщин. Л.Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы “Фоккер”. Летом 1913 г. ей довелось участвовать в перелёте Берлин-Париж и, уже во Франции, она продолжила свои выступления. Когда разразилась война, Любовь Александровна вернулась в Россию. Она передала свой “Вуазен” армии и на время отошла от лётного дела. Но “болезнь неба” дала о себе знать и вскоре Голанчикова стала проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф. Терещенко. Поначалу Голанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она занималась подготовкой красноармейцев-пилотов. После окончания Гражданской войны Голанчикова эмигрировала сначала во Францию, затем в США. В Нью-Йорке подрабатывала шофёром. Там же, в Нью-Йорке, в 1961 году Любовь Александровна скончалась.


Любовь Галанчикова среди авиаторов. 1912г.



Самсонова Елена Павловна (1890–1958) – дочь военного инженера, окончила с золотой медалью курс Белостокской гимназии, состояла слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге. Окончила шоферские курсы в Варшаве. В сентябре 1913 года участвовала в соревнованиях в пригороде Москвы. Была награждена по итогам соревнований специальным призом – аналогом современного приза “За волю к победе”. Летом 1913 года в школе Б. Масленникова Самсонова сдала пилотский экзамен (диплом пилота-авиатора ИВАК №167 от 23.08.1913). Испытания проводились в присутствии комиссии Общества воздухоплавания по принятой в России программе. Требовалось, чтобы летчица, поднявшись на высоту не менее 50 метров, описала 10 “восьмёрок” вокруг двух укреплённых на поле флагов и совершила 2 планирующих спуска в намеченный круг диаметром 50 метров. Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме, и 5-й в России – после Галанчиковой, кн. Шаховской, Зверевой и Анатра. После начала Первой мировой войны Самсонова пошла работать сестрой милосердия в военный госпиталь в Варшаве, но затем быстро сменила косынку с красным крестом на “баранку” в 9-й армии. По неподтверждённым данным, Самсонова возила генерала, составившего ей протекцию в переводе в 5-й КАО. Военной “пилотессой″ она пробыла недолго, т.к. командир отряда Г.Л.Шереметьев, очень недовольный присутствием женщины среди лётчиков и не слишком веривший в её способности пилота-разведчика, добился её откомандирования. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО вместе с С.Долгорукой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми.
Tags: авиа, история, россия
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments