to4et (to4et) wrote in picturehistory,
to4et
to4et
picturehistory

С. М. Прокудин-Горский. Мост через р. Катаву у завода. 1910 год и 106 лет спустя.




Южный Урал. Город Катав-Ивановск. Река Катав.
Точка съёмки заросла кустами, из-за которых мне пришлось снимать чуть ближе чем надо, и потом исправлять перспективу в ФШ.
На Гугл карте мост назван Красным, видимо любят здесь красный цвет, и больница у них красная и железнодорожный вокзал, я бы до кучи назвал красным. (он из красного кирпича)
Красная больница -

 Железнодорожный вокзал -

При советах здесь было пассажирское движение, но после перестройки его отменили, так и не электрифицировав дорогу. Поэтому вокзал стоит наглухо закрытый железными ставнями.
Мост сейчас действительно красный, а вот в прошлом я так и не понял какого он был цвета. Возможно он был выкрашен  чем-то вроде серебрянки, которая отражая окружающий свет, меняла свой цвет. Даже наверху, где перекладину закоптили паровозы, пятно выглядит не чёрным, а каким-то зелёным. Под этим пятном, сквозь мост видна вообще нереально зелёная гора. Я пытался избавиться от этой зелени, но при этом более менее реальные облака и горы приобретали нереальный цвет. Перекрашивать эту гору кисточкой, я не стал, потому что уверен что она не такого цвета как все остальные, но и в то что трава может быть такого цвета мне не верится.
Металлическая конструкция моста полностью новая, а вот каменные опоры остались старыми.  При постройке, железнодорожная насыпь, во многих местах была выложена каменной кладкой. Видимо при ручном труде было легче сделать каменную стену чем натаскать немного больше щебёнки. После постройки ж.д. щебень возят по ней и  не экономя постоянно подсыпают на всём протяжении насыпи. Вся старая кладка вдоль дороги давно скрылась под толстым слоем щебёнки, а сама ж.д. насыпь в среднем стала выше на метр. Исключение лишь здесь, видимо высоту ограничил мост и рельсы остались на том же уровне.
Железнодорожная ветка Вязовая - Катав-Ивановск построена в 1905 году. Интересно что до этого Катав-Ивановский завод был как сапожник без сапог, до крупнейшего производителя рельс не было железной дороги. В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский – Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент, в середине прошлого века цементное производство перенесли за город и теперь поезда здесь ходят очень редко возя только продукцию литейно-механического завода.
Справа за кадром находится Катав-Ивановский завод снятый Горским со склона горы что слева -

Домики на горе слева, не сохранились, но появились новые.
В 1774 году, с этой горы,  Салават Юлаев более трёх дней пускал в заводчан стрелы и пули , но так и не покорил завод, моста тогда ещё не было.
Сейчас на склоне горы, между домиком и мостом, выложен геоглиф "Я люблю Катав", но с этого ракурса его не видно и я о нём узнал уже после поездки, разглядев на карте -

Справа, из-за края снимка над рельсом выглядывает крыша дома -

сначала я думал это ж.д. вокзал, но когда чертил направление на карте, он у меня не захотел попадать в кадр, да и крыша на нём была полосатая и с печными трубами -

в итоге где мог стоять этот дом я так и не понял.
На старом фото за мостом мне мерещатся ступени ведущие налево, вверх, сейчас там просто тропинка, выходящая на ул. Чапаева между домами №93 и 95.
Строительство моста -

 За спиной находится заброшенная водонапорная башня для заправки паровозов -


 Панорама, с противоположного берега -

 Фото без зума -

На фото виден рабочий Катав-Ивановского завода, который идёт поинтересоваться кто мы такие, а главное пожаловаться на то что завод редко работает, из-за чего зарплата настолько маленькая, что даже закурить нечего.
 Моя реставрация -

 Направление на карте -

На Гугл карте -
На Паствю карте -
pastvu.com?g=54.759447,58.200259&z=19&s=google&t=hyb&type=1
Фильм о здешних местах с прекрасными пейзажами и фото Прокудина-Горского.
Сказ о железном деле ч 1 -
Сказ о железном деле ч 2 -
Сказ о железном деле ч 3 -
История Катав-Ивановска.
1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1774 год - Салават Юлаев более трёх дней пускал в заводчан стрелы и пули с Елеоновской горы, но так и не покорил завод. (Елеоновской горы в инете я не нашёл, предполагаю что так раньше называли высокий берег реки Катав, который виден на этом фото слева, это единственная возвышенность с которой до завода могут долететь стрелы.)
1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1862 год - Громадным наводнением разрушило заводскую плотину, несколько фабричных зданий и до 200 домов стоявших на низменностях, не обошлось без человеческих жертв.
1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1883 год - Громадным пожаром было истреблено до 700 домов.
1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1898 - Снова пожаром уничтожено более 500 домов, пострадали и заводские постройки.
1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1910 - Катав-Ивановск, по железной дороге, посетил С. М. Прокудин-Горский вместе со своим вагоном-фотолабораторией.
1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр.
1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
1947 - Катав-Ивановский завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1951 - Школу перевели в старое здание (около красной больницы, бывший монастырский дом), там был один пятый класс.
1952 - Школа стала семилетней №4. Директором была Землянская Елена Тимофеевна.
1954 - Школу перевели в новое здание Приборостроительного завода. В здании разместился хирургический стационар, затем туберкулезный диспансер, местные зовут её красной больницей, сейчас она заброшена, крыша сорвана ветром, коровы прячутся в ней от жары.
1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.

Tags: гифка, города, ретрофото, российская империя, россия
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment