mgsupgs (mgsupgs) wrote in picturehistory,
mgsupgs
mgsupgs
picturehistory

Categories:

Повесть о настоящем человеке 2.

Оригинал взят у mgsupgs в Повесть о настоящем человеке 2.


Помните я написал пост про  Прокофьева-Северского и озаглавил его "Повесть о настоящем человеке"?
Так вот  Северский был оказывается не одинок. В Русской армии был по крайней мере еще один летун без ноги,
и именно он гораздо ближе к "Карповичу"  Полевого...

Оригинал взят у glavholod в post
Думаю, многие из вас читали в детстве «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Да-да, ту самую – о безногом летчике Мересьеве.

Книгу Полевой писал по биографии совершенно реального летчика – Алексея Петровича Маресьева, однако ни автор, ни сам герой никогда не говорили о том, кто же из героев вымышлен, а кто «списан» с реальных людей, кроме самого Мересьева. Похвастаюсь - у  меня сохранилось издание еще 50-х годов, с вклеенными иллюстрациями.Сейчас таких книг уже просто не делают )
 
Впрочем, я хотел бы рассказать о герое, который, безусловно, имел реального прототипа. Вот только вывести его под своим именем Полевой не смог или не захотел. Знаем ли мы имя этого человека?

Итак, читаем роман Бориса Полевого :



Это была статейка о русских летчиках времен первой мировой войны. Со страницы журнала глядело на Алексея незнакомое лицо молодого офицера с маленькими усиками, закрученными
"шильцем", с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо.
- Читай, читай, прямо для тебя, - настаивал Комиссар. Мересьев прочел. Повествовалось в статье о русском военном летчике,поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче. Летая над вражескими
позициями, поручик Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей "дум-дум". С раздробленной ногой он сумел на своем "фармане" перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрел протез собственной конструкции. Он долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию. Он служил инспектором в школе военных пилотов и даже, как говорилось в заметке, "порой рисковал подниматься в воздух на своем аэроплане". Он был награжден офицерским "Георгием" и успешно служил в русской военной
авиации, пока не погиб в результате катастрофы.



Однако, ни одна книга о летчиках Первой Мировой не упоминает поручика Карповича. А ведь о таком герое наверняка писали бы в газетах, да и фото должны были сохраниться. Значит, скорее всего, Полевой вывел под этим именем другого летчика.

Собственно, я сам заинтересовался этой темой, когда узнал о биографии американского авиаконструктора Александра Прокофьева-Северского. Казалось бы, именно он и послужил прототипом для поручика Валерьяна Карповича, который стал примером для Мересьева. Совпадали многие детали биографии, была ясна и причина,по которой Полевой не смог написать реальное имя героя. Вроде бы все сходилось.
 Кстати, о Прокофьеве-Северском писал не только Борис Полевой.


Есть у классика литературы Александра Куприна рассказ - «Сашка и Яшка».
Так вот он как раз написан о мичмане Прокофьеве-Северском:




Ника из семьи военных летчиков Прокофьевых. Ее отец - известный инструктор; его специальность - тяжелые боевые аппараты. С огромного "Фармана" N 30 он сбрасывал бомбы на немцев.
Брат Жоржик знаменит на всех аэродромах как виртуоз по высшему фигурному пилотажу: ему нет равного в изяществе и законченности петель, скольжений и штопоров. Все системы летательных машин он попробовал на личном опыте.
Другой брат, Александр (Ника его зовет просто и непочтительно - Сашкой), - военно-морской летчик. Он перегнал отца по службе и, в шутку, подтягивает его. За ним числится несколько сбитых германских машин. Он старший лейтенант, рукоятка его кортика украшена георгиевским темляком, а за последние подвиги при обороне Эзеля он непременно получит и Георгиевский офицерский крест.


Интересно, что отец Александра Прокофьева – Николай Георгиевич Прокофьев-Северский прославился больше не как летчик (хотя в годы войны был инструктором в Гатчинской авиашколе), а как прекрасный певец оперетты, автор и исполнитель романсов.
Да, ну а что же сам мичман Прокофьев?
6 июля 1915 г. при посадке самолета, внезапно взорвалась имевшаяся на борту 10-фунтовая бомба. Летчик был тяжело ранен, механик самолета погиб. И снова послушаем Куприна:



Прокофьев рассказывал потом, что в этот момент он не слышал взрыва и не видел пламенного столба. Он только почувствовал, что какая-то дьявольская сила выхватила его из сиденья, взметнула на воздухе и швырнула в море. Ему удалось выбраться на поверхность с большим трудом.
...
Мичману отняли ногу немного пониже колена. Доктор не ручался за исход операции - больной был чересчур слаб. Но стойкая, живучая натура вынесла. После операции, сделанной в Кронштадте, Прокофьева перевезли в Петербург, в лазарет адмирала Григоровича, где он стал с каждым днем быстро и заметно поправляться.
...
Мичману Прокофьеву сделали искусственную ногу. В долгие дни, пока он к ней приучался, все его мысли и разговоры (а вероятно, и сны и молитвы) были сплошь полны тревожным вопросом: сможет ли он послужить родине с деревяшкой или не сможет? Оказалось, смог.
Надо только представить себе его буйную радость, когда ранним свежим июньским утром он отделился от земли и свободно поплыл ввысь, и аэроплан, как и прежде, с чуткой готовностью был послушен тонким движениям его пальцев.



К октябрю 1917 года подпоручик Прокофьев-Северский был одним из самых известных лётчиков-асов в России. Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе Золотое оружие и орден Св. Георгия 4-й степени.
  12 октября 1917 года «за отличие в делах против неприятеля» произведен в чин поручика. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Занимал должность командующего истребительной авиацией Балтийского флота и технического консультанта при Адмиралтействе.
  А потом эмиграция и совсем другая жизнь в Америке – жизнь бизнесмена, авиаконструктора, военного теоретика. Вместе с Александром Картвели (надеюсь тоже рассказать о нем) он создал истребитель сопровождения Р-35, который позже превратился в знаменитый Republic Р-47 Thunderbolt.

 

В общем, под впечатлением от биографии Александра де Северского (как его знали в США), я решил сделать хороший и подробный рассказ о нем. Но, пока я собирал фото и материалы к статье, вышел отличный материал у mgsupgs - «Повесть о Настоящем Человеке».
Такой удар со стороны классика! А?

  Итак, казалось бы, все сходится и многие источники говорят о Прокофьеве-Северском, как прообразе поручика Карповича. И тут я вспомнил портрет Карповича:



Со страницы журнала глядело на Алексея незнакомое лицо молодого офицера с маленькими усиками, закрученными "шильцем", с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо.



Ну разве мог профессиональный писатель Полевой так описать Прокофьева?
Тогда о ком речь? Может, был еще один летчик, Георгиевский кавалер, который смог вернуться в авиацию, потеряв ногу? Оказывается, был!

На этом фото – корнет Юрий Гильшер, Юрочка, как звали его друзья, погибший в бою 20 июля 1917 года. Согласитесь, что его фото намного ближе к описанию Бориса Полевого. Давайте узнаем о его биографии.

  Итак, Юрий Гильшер. Родился в Петербурге в 1894, детство провёл в фамильном имении под Москвой. Окончил элитное Николаевское кавалерийское училище. Его первой воинской частью был 13-й драгунский Военного ордена графа Миниха полк, являвшийся одним из старейших и знаменитейших полков в русской кавалерии.
  В 1915 Юрий Гильшер учится в Гатчинской авиашколе. Начальник школы полковник Ульянин дал ему следующую лаконичную аттестацию: "Предназначенный в 4-й армейский авиаотряд прапорщик Ю. В. Гильшер - отличный".
26 Апреля 1916 года 7-й истребительный авиаотряд, куда перевели Гильшера, отправился на Юго - Западный фронт, и расположился на аэродроме у деревни Яблонов. На вооружение авиаотряда поступили 3 новых истребителя "С-16", считавшиеся очень перспективными. Свой первый боевой вылет в 7-м отряде прапорщик Гильшер совершил 16 апреля, а 20-го он уже участвовал в групповом воздушном бою. Обычно Юрий в полет уходил один, без летчика-наблюдателя. Летали почти ежедневно, иногда по несколько раз в день. В полетах иногда происходили столкновения с противником, но добиться победы никому не удавалось.
10 мая Юрий вместе с наблюдателем - прапорщиком Квасниковым отправился на вечернее патрулирование. Не обнаружив ни одного самолёта противника, экипаж решил вернуться на базу. На обратном пути у "С-16" ( № 201 ) вышла из строя система управления элеронами. Машина несколько раз перевернулась через крыло, из-за чего рули высоты заклинило. Аэроплан вошёл в штопор, а все попытки экипажа вывести истребитель оказались безуспешными. Напомню, что метод вывода аэроплана из штопора изобрел Арцеулов осенью того же,1916 года.
  С высоты 1000 м аэроплан рухнул на землю и разбился. Оба летчика получили множественные ранения и без сознания лежали среди груды обломков. У Гильшера была оторвана стопа левой ноги и разбита голова. Пострадавших срочно отправили в госпиталь, где Гильшеру ампутировали левую ногу до колена.
Однако Гильшер удивительно быстро освоился с протезом и снова рвался на фронт. О возвращении летчика в строй ходатайствовал генерал для поручений при Заведующим авиацией Н. Ф. Фогель. Однако, ходатайство не понадобилось.
  В те времена бытовало мнение, что служба в авиации требует меньших физических сил, чем в других войсках. В результате в ноябре 1916 года Юрий Гильшер вернулся на фронт и принял командование 7-м авиаотрядом вместо уехавшего во Францию Ивана Орлова.
  Юрий успевал и летать на боевые задания, которые иногда не обходились без воздушных боев.  Не забывал и о своей давней любви к лошадям: когда не было полетов, он по утрам ездил верхом. Также Гильшер стал учиться беспроволочному телеграфу, азбуке Морзе. Сконструировал специальный качающийся тренажер для поддержания навыков стрельбы из пулемета, коим с удовольствием пользовались все летчики отряда.
31 марта летчики 7-го авиаотряда провели групповой воздушный бой, в результате которого сбили два немецких самолета, один из которых отправили на землю поручик Макиенок и прапорщик Янченко , а второй — корнет Гильшер.

В конце мая пришло известие о том, что приказом по 7-й Армии № 705 от 20.05.1917 г. корнет Гильшер «за отличие в делах против неприятеля» награжден Орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Чуть позже Гильшер был награжден «за сбитый 2.5.1917 самолет противника» Орденом Святого Георгия 4-й степени.
  После гибели командира отряда подпоручика Орлова, Юрий Гильшер стал исполнять его обязанности. Командир 7-го авиадивизиона дал на него такую аттестацию: «Временно командующий 7-м авиационным отрядом истребителей корнет Гильшер отличный боевой летчик, хладнокровный. Горячо любит авиацию. Будучи командующим отрядом, поддерживает в отряде дисциплину и порядок. Высоких нравственных качеств, относится серьезно и добросовестно к поручаемому делу. Выдающийся. Считаю достойным кандидатом на должность командира отряда.»

  Вечером 7 июля эскадра немецких самолетов произвела налет на город Тарнополь. На перехват взлетели лишь пять русских истребителей. Из них 3 - Гильшера, Янченко и Макиёнка - принадлежали к 7-му авиаотряду. В завязавшемся бою он одержал свою пятую победу, и в этом же бою — геройски погиб.

  Командование отрядом принял поручик Макиенок, который в тот же день (7 июля) издал приказ:



«Сего числа командир отряда, военный летчик корнет Гильшер вьлетел для преследования эскадрильи противника из 8 самолетов, направляющихся на Тарнополь. Вступив в бой, несмотря на значительный перевес противника, доблестный командир отряда был сбит, будучи атакован несколькими неприятельскими самолетами сразу.
В лице корнета Гильшера отряд теряет второго Командира, свято, идейно и героически исполнявшего свой долг перед Отечеством.
Да послужит всем боевым орлам, этот святой, геройский подвиг Военного летчика Корнета Гиьшера, как пример безграничной преданности Родине и безупречного святого выполнения своего долга».


Прожив лишь 22 года, летчик-ас Юрий Гильшер имел на своем счету 5 подтвержденных побед, был награждён орденами: Св. Анны 4-й степени, Св. Станислава 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени, Св. Георгия 4-го класса, Золотым Георгиевским оружием. Похоронен был Гильшер в Бучаче под Тернополем. Интересно, сохранилась ли его могила…
P.S. Интересна судьба боевых товарищей Гильшера.

Донат Макиёнок после революции вернулся в Польшу, успел в составе польской армии принять участие в польско-советской войне. В 1921-м его назначили комендантом авиапарка летной школы в Быдгоще. С этой должности он в 1929 году вышел в отставку в чине майора. В 1939 или 1940 г., во время оккупации, Макиёнок был арестован немцами. В мае 1941 года он попал в концлагерь Освенцим и всего через месяц погиб.
За свою летную карьеру Донат Макиёнок совершил около 600 боевых полетов, провел несколько десятков воздушных боев, одержал 9 воздушных побед, 4 из которых нашли офицальное подтверждение. За доблесть, проявленную на фронтах 1-й мировой, Донат Макиёнок получил следующие российские награды: солдатские Георгиевские Кресты 4-й, 3-й и 2-й степени; 7 офицерских орденов (включая высший из них - орден Св.Георгия 4-й степени). Союзная Сербия наградила его орденом "Белого Орла" 4-й степени. Позже Польша наградила его орденом Виртути Милитари 5 класса (Virtuti Militari), Крестом за доблесть (Krzyż Walecznych), медалью за победу (Médaille de la Victorie) и Крестом за независимость (Krzyż Niepodleglosci).

Василий Янченко в воздушных боях одержал 16 побед, в том числе 6 - официально. Помимо полного банта Георгиевских крестов, получил ордена Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени и румынский Рыцарский крест ордена Звезды.
После Октябрьского переворота служил в авиации Вооруженных сил юга России (ВСЮР). Причем Василий продолжал числиться поручиком, хотя в справке общего отдела штаба ВСЮР от 23 мая 1920 года сообщалось, что старший Янченко 13 ноября 1917 года был произведен в поручики, 19 апреля 1920 года в штабс-капитаны и 20 апреля 1920 года в капитаны.
Эвакуировался в 1920 году из Крыма. В начале 1920-х годов он появился в США и несколько лет проработал инженером у Игоря Сикорского. В 1930-е годы он уехал в Нью - Йорк и работал инженером - конструктором в Сиракузах. Умер в 1952 году в США.









Источники информации:
1) «Мир Авиации» С.Аверченко «Юрий Гильшер»
2) «Уголок неба». Донат Макиенок
3) «Уголок неба». Василий Янченко
4) Асы Первой Мировой. Юрий Гильшер

Tags: личность, россия
Subscribe

promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments