

Причём, судя по всему, некоторые создатели картинок, фильмов и прочих компьютерных игр восприняли слово «украшали» слишком буквально, а посему лепили (и до сих пор лепят) эти полосы как бог на душу положит, исключительно из соображений «чтобы было красивше».
Хотя на самом деле эти полосы, конечно же, рисовались вовсе не для красоты, а являлись дополнительными опознавательными знаками, подчинявшимися очень строгой, но при этом не особо и сложной системе.
Первый попавшийся пример: с авианосца «Дзуйкаку» из известной игры эффектно взлетает истребитель «Зеро» с маркировкой почему-то авианосца «Кага»...

Для согласованных действий такого количество кораблей и самолётов требуется разработка специальных тактик, унификация подготовки, отработка взаимодействия, словом, всё то, что делает разрозненные части или соединиения единым организмом. То есть, требовалось создание новое структуры с единым командованием и собственным штабом. Этой структурой стал созданный 10 апреля 1941 г. «Дай-ити коку кантай», Первый Воздушный флот.
«Отцом» 1-го Воздушного флота обычно считают знаменитого главнокомандующего Объединённым флотом Японии адмирала Исороку Ямамото. Однако на самом деле инициатором создании этого объединения был другой человек – контр-адмирал Дзисабуро Одзава, тогдашний командир 1-й дивизии авианосцев. Именно он сначала предложил, а затем и смог продавить (преодолевая сопротивление своего непосредственного командования) создание данной революционной структуры.

Инициатор создания 1-го Воздушного флота контр-адмирал Дзисабуро Одзава
Все самолёты палубной авиации получили единообразную нумерацию, наносившуюся красным цветом на вертикальный стабилизатор по следующей схеме:

Кроме того, для упрощения опознавания при совместных действиях авиагрупп сразу нескольких авианосцев, каждой дивизии авианосцев был присвоен ещё и «свой» цвет, которым наносили дополнительные опознавательные полосы вокруг задней части фюзеляжей. У самолётов флагмана дивизии была одна такая полоса, у машин его мателота – две. Эти цвета показаны на иллюстрациях ниже (состав дивизий авианосцев приведён на период сражения при Мидуэе, начало июня 1942 г.)
1-я дивизия авианосцев
Алый цвет полос, буква А в тактических номерах самолётов.

2-я дивизия авианосцев
Синий цвет полос, буква B в тактических номерах самолётов.

4-я дивизия авианосцев
Жёлтый цвет полос, буква D в тактических номерах самолётов.

5-я дивизия авианосцев
Белый цвет полос, буква E в тактических номерах самолётов.

Ещё одним важным элементом распознавания были командирские полоски, расположенные на вертикальном стабилизаторе, которые работали по тому же принципу, что и всем знакомые лычки на погонах – чем их больше, тем выше звание, или, в данном случае, должность. Они могли наноситься разными цветами и по разным схемам, но общий принцип во всех случаях был один: одна «лычка» – командир звена, две – командир эскадрильи, три – командир авиагруппы корабля.

С этой маркировкой самолёты 1-го Воздушного флота в течении первых семи месяцев войны одерживали победу за победой, пока им, наконец, не настал полный Мидуэй. В ходе сражения 3-7 июня 1942 г. 1-я и 2-я дивизии авианосцев в полном составе пошли на дно Тихого океана. Потерянные дивизии «воскресили» самым незамысловатым образом: 14 июля 1942 г. 5-я дивизия авианосцев была переименована в 1-ю, а 4-я – во 2-ю.
При этом данные дивизии сохранили как уже имевшиеся буквенные индексы, так и свои цвета. То есть E и белый, а также D и жёлтый. Кроме того, в каждую добавили по лёгкому авианосцу, и, соответственно, их самолёты получили индексы EIII (белый) и DIII (жёлтый), а значит уже по три полосы на фюзеляж.

Истребители А6M2 Zero и бомбардировщики D3A Val на палубе IJN Zuikaku
Community Info