to4et (to4et) wrote in picturehistory,
to4et
to4et
picturehistory

Categories:

С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Усть-Катавского завода. 1910 год и 106 лет спустя.



 1910 год, использована реставрация Прохорова Сергея -

 2016 -

Южный Урал. Город Усть-Катав.
Точку съёмки я так и не нашёл. Слева, на старом снимке, насыпь железной дороги, вдоль которой сейчас выросли деревья -

Возможно точка съёмки где то впереди у железной дороги, а может чуть правее с земляных куч, хотя кучи земли не выглядят столетними. Я пошёл правее, ошибочно приняв подъездные пути к козловому крану, за старую железную дорогу -

И хотя это место гораздо правее чем надо, гора Могильная справа не должна попадать в кадр, но зато я смог взглянуть поверх деревьев забравшись вот на этого козла -

Под краном был пункт сбора металлолома, а кран грузил металлолом в вагоны. В шестнадцатом году там даже собранный металл ни кто не охранял, я не смог найти у кого спросить разрешения и влез на кран без спроса. Судя по отсутствию крана на современных снимках его самого уже сдали на металлолом. Вот такая панорама получилась у меня с этого крана -

В основном её я использовал для сравнения, попытавшись создать иллюзию, что снимок сделан левее и ниже.
Левее центра, гора Никольская, с часовней на вершине. Раньше на этом месте бил родник, и откуда только берётся вода на вершинах гор? В 1873 году над родником поставили часовню, освящённую в честь чудесного избавления царя Александра II от покушения на него. Часовня видимо была деревянной, потому что к 1896 году она обветшала и её заменили на каменную, освящённую в память коронации царя Николая II. Гора и часовня на ней стали называться Никольской.
Часовня вблизи -

В 1930-е годы, при борьбе с пережитками, часовню снесли, а Никольскую гору назвали просто Шихан. Шихан это одиночный холм, хорошо выделяющийся в рельефе, возвышенность с правильными склонами и вершиной. Сейчас на горе рядом с местом бывшей часовни установлен памятный крест -

Эта же Никольская-Шихан гора видна на другом снимке Прокудина-Горского "Заводский пруд и Никольская гора.". Репродукция №20615 -

Справа, сразу за кадром, река Катав, гора Могильная и заводской пруд. Этот пруд, на реке Катав, появился в 1758 году при строительстве железоделательного завода. Так как Катавский завод уже был, выше по течению (Катав-Ивановск), завод назвали Усть-Катавским. Со временем завод стал градообразующим, сейчас это ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова».
Заводские постройки тянутся вдоль всего снимка, между зарослями и частными домами на склоне гор.  Слева, с трудом можно разглядеть частокол деревянного Французского моста через реку Юрюзань, с которого Прокудин-Горский сделал снимок "Ледорезы на р. Юрезани.". Мост -
Река Юрюзань течёт за кустами от моста на право и где то за краем снимка в неё впадает река Катав.
В 1899-1900 годах, на правом берегу Юрюзани появилась «Колония», посёлок иностранцев, главным образом, бельгийские специалисты, акционеры бельгийского «Южно-Уральского анонимного металлургического общества», взявшие Усть-Катавский завод в аренду. Сейчас на этом месте Первомайский район в городе Усть-Катаве. Заброшенные бараки «Колонии» -

Бельгийцы, и возможно другие иностранцы, поселившиеся в «Колонии» и построившие деревянный железнодорожный мост, разговаривали на французском языке, поэтому мост и называется «Французским».
В 1912 году представители завода выбрали для моста одну из двух неполных мостовых ферм длиной 88 метров, шириной 5 метров и высотой 8 метров, ранее использовавшихся на реке Большой Кинель у ст. Кротовка Самаро-Златоустовской железной дороги. К Кротовке же мостовые фермы были перевезены с Ташкентской железной дороги, где они были сняты с пути из-за ветхости и несоответствия грузоподъёмности. Мостовые сооружения, рассчитанные на пропуск паровоза и нескольких вагонов, были куплены как лом по 25 копеек за пуд и перевезены в г. Усть-Катав на 22 вагонах. В 1913-1914 гг. мостовая ферма была собрана и установлена по подряду бригадой юрюзанских рабочих. Руководил установкой главный директор вагоностроительного завода Г.Г. Шефер.
Мост до 1917 года тщательно охранялся двумя сторожами, ходить по нему могли только иностранцы. После Февральской революции (с марта 1917 года) проход был разрешен и жителям Усть-Катавского поселка. Во время Гражданской войны в июле 1919 года Французский мост и поселок Усть-Катавский завод были обстреляны колчаковцами, в результате чего на мосту появились три пробоины, которые позднее были заклепаны. В июне 1922 года во время наводнения был подмыт один из устоев, мост накренился, угрожая падением. Полностью устранить последствия наводнения удалось только в октябре 1923 года. Во время наводнения 1943 года были размыты железнодорожные пути, но мост не пострадал. После постройки (1976 год) рядом нового моста длиной 88 метров, шириной 4 метра и высотой 11 метров, Французский мост больше не используется как железнодорожный. В настоящее время он предназначен только для пешеходов, гужевого и автомобильного транспорта.
Вид современного моста с квадрокоптера -

Слева вдали Гора Прямушка, на ней появились две ретрансляторных вышки, а лес бывший на ней раньше исчез, как будто от их излучения :-)
Справа гора Кладеная.
Вид с крана на Усть-Катав без зума -

Вид на Усть-Катав из Посёлка Первомайского (колония) -
Вид с крана на посёлок Первомайский (колония) -

 Просто река Юрюзань -

 Направление на карте -

На Гугл панораме из далека -
На Гугл карте -
На Паствью карте -
pastvu.com?g=54.937714,58.154226&z=18&s=yandex&t=hyb&type=1
 История Усть-Катава.
1758 - На реке Юрезани, в устье реки Катав, основан железоделательный завод.  Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
1773 - Завод беспрепятственно занял отряд пугачёвского полковника И.Н. Грязнова. С Грязновым к Челябинску ушла и часть устькатавцев.
1774 - В мае через поселок прошла правительственная команда подполковника И.И. Михельсона, преследовавшая восставших, а в июне отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева,  выполняя указ Пугачева, сжег Усть-Катавский завод и окрестные деревни.
1775 - Завод восстановлен.
1820 - Построена первая каменная церковь, церковь Рождества Христова.
1862 - Продукция Усть-Катавского завода демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке.
1890 - Через Усть-Катав построена  Самаро-Златоустовская железная дорога. Построена  ж.д. станция Усть-Катав. (сейчас Остановочный пункт 1799 км)
1890 - Построен деревянный Французский мост.
1901 - Катав-Ивановский завод начинает строить трамваи.
1911 - Пожар, за три часа сгорело 262 дома.
1914 - Построен железный Французский мост.
1917 - В поселке, мирным путём, установлена Советская власть.
1930 - Закрыта церковь Рождества Христова.
1936 - Взорван Герасимов камень.
1939 - Церковь Рождества Христова переоборудована под продовольственный магазин, главный вход  расположился на месте порушенного алтаря.
1940 - Построены опоры моста на реке Юрюзань. (Будущий Брянский мост)
1941 - В Усть-Катав эвакуированы брянские рабочие с семьями и оборудование  Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13.
1943 - Посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город «Усть-Катав».
1944 - Завершено строительство Брянского моста на ранее построенных опорах..
1947 - Построен Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова.
1960 - На предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов.
1969 - Начат выпуск трамваев «КТМ-5М3», ставших самой массовой моделью трамвайного вагона в мире!  (14 991 вагонов)
1972 - Сдан в эксплуатацию молокозавод.
1973 - Заработал хлебозавод.
1977 - Брянский мост закрыли для автомобильного движения, мост стал только пешеходным.
1980 - Построена новая плотина.
1987 - Построена новая ж.д. станция Усть-Катав, близ посёлка Шубино.
1994 - Открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
1991 - Церковь Рождества Христова возвращена верующим.
2015 - Закрыт Кинотеатр «Родина».


Tags: гифка, города, ретрофото, российская империя, россия
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments