endegor (nikolai_endegor) wrote in picturehistory,
endegor
nikolai_endegor
picturehistory

Categories:

Древний Египет в портретах

Меня всегда интересовало, как возникло и развивалось искусство портрета. В памятниках древнеегипетской цивилизации можно проследить эволюцию изображения человека на протяжении нескольких тысячелетий. В отличие от влажной глинобитной Месопотамии, где не было в достатке ни камня, ни дерева, Египет обладал и материалами, и особым сухим климатом, который позволял сохраняться образам созданным в камне, в дереве, и даже на ткани....






Раннее и Древнее царства, 3200 - 2150 гг. до н.э.

Объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов произошло около 3100 года до нашей эры. В это время в дельте Нила был основан Мемфис, первая столица единого Египта, которая постепенно превратилась в политической, религиозной и торговый центр страны.

Во время Раннего царства начинает развиваться искусство изображения человека. Небольшие скульптурные фигуры приобретают определенное изящество, хотя их еще трудно назвать портретными, да и вряд ли они несли тогда какую-то персонификацию.

Женская фигура из зуба крокодила, 3100-2700 гг. до н.э. Лувр, Париж


Жест руки, прижатой к телу, весьма характерен для египетских статуй, т.е. уже в этой старинной работе можно найти черты будущей традиции.


Женщина с ребенком, ок. 3000 г. до н.э. Новый музей, Берлин.



С развитием власти фараонов постепенно складывается монументальный стиль и вырабатываются каноны, которые потом свято соблюдались на протяжении десятков веков. Их суть в том, что всё египетское искусство являлось составной частью заупокойного ритуала, призванного обеспечить умершим загробную жизнь.

Неса, супруга Сепа. 2700-2620 гг. до н.э. Лувр, Париж


Статуя Несы - это один из первых скульптурных портретов, дошедших до нас со времен Древнего царства. Этот архаичный стиль узнаваем по целостности форм: как будто скульптор еще не решался глубоко врезаться в камень. Сами изображения были призваны навечно сохранять черты живших когда-то людей, поэтому лица их так безмятежны, а позы неподвижны и спокойны.

По представлениям египтян, умерший также нуждается в доме и еде, как и живой. Из этих убеждений родилось стремление сохранить тело усопшего или хотя бы его голову; постепенно были выработаны сложные приемы мумификации. В гробницу ставили статуи умерших на случай порчи мумий, помещали фигурки слуг, утварь, инструменты, пищу. Считалось что душа может возвращаться в мумию, статую или изображение и оживлять их, тем самым обеспечивая посмертную жизнь человека.

Принцесса Нефертиабет, 2620-2500 гг. до н.э. Лувр, Париж


Эта стела из гробницы принцессы имела ритуальное назначение: через неё помощью умершая получала силы от поднесенных ей даров и жертв. Женщина протягивает руки к подносу, наполненному ломтиками хлеба. Над столом находятся иероглифы, обозначающие различную еду: куски мяса, окорока, домашнюю птицу. Надпись над головой сообщает, что покойная Нефертиабет ("красавица востока") была царской дочерью, принцессой времени правления великого фараона Хеопса, строителя самой большой пирамиды.


"Запасная голова", ок. 2450 г. до н.э. Музей истории искусств, Вена


Во времена Хеопса в гробницы клали так называемые "запасные головы", изображавшие умерших. По-видимому головы должны были помочь душе узнать "своё" тело при возвращении в него. Благодаря этой традиции мы имеем возможность увидеть самые древние портретные изображения людей. К сожалению, после смерти Хеопса этот обычай исчез. Загадкой запасных голов остаются намеренно нанесенные им повреждения (например, отколотые нос, уши...). По одной из гипотез, это делалось для того, чтобы душа узнавала правильное тело, но не переселялась в запасную голову.


Сидящий писец, 2500-2350 гг. до н.э. Лувр, Париж


Эта статуя времен Древнего Царства - один из шедевров Лувра. Однако кем был этот человек, неизвестно. Несомненно, что он занимал высокое положение: это не скромный служитель, готовящийся к письму, - "писцами" в те времена часто представляли выдающихся государственных деятелей. Статуя особенно привлекательна тщательностью исполнения, оригинальными красками, интеллектуальным выражением лица. И фигура, и лицо детально проработаны, необычайно выразительны глаза, обрамленные медью. Особым свойством этих глаз является "неуловимость" их взгляда: с какой стороны ни подойдешь к статуе, писец смотрит мимо или сквозь тебя...




Инспектор писцов Рахерка и его жена Мерсеанх, 2500-2350 гг. до н.э. Лувр, Париж


В захоронениях времен Древнего Царства часто оставляли высеченные из цельных кусков известняка изображения семейных пар. В этой скульптуре создается впечатление, что женщина прячется за спину своего мужа и одновременно подталкивает его локтем. Их круглые лица выражают спокойствие и уверенность, что характерно для искусства того периода.


Голова мужчины, 2300-2150 гг. до н.э. Египетский музей, Барселона


Часть погребальной статуи, по-видимому, портрет простого человека. Благодарю жаркому сухому воздуху Египта деревянная скульптура прекрасно сохранилась, донеся до нас лицо мужчины, которому исполнилось бы сейчас четыре тысячи двести лет.



Смута (I-й переходной период), 2150 - 2040 гг. до н.э.

Когда сильная и долгая засуха расшатала хозяйство Египта, массовое сознание возложило вину за природный катаклизм на центральное правительство и лично фараона. В стране начались беспорядки, и вскоре единое царство распалось на отдельные номы, а власть перешла в руки номархов ("градоначальников"). Утрата единства стала причиной разрушения обще-египетской ирригационной системы, что вызвало дальнейший экономический кризис и массовый голод. По стране бродили разбойничьи шайки, которые грабили храмы и усыпальницы. Культура и искусство пришли в упадок, памятников этого времени почти не осталось.

Портрет мужчины (т.н. "Голова Солта"), II-III тыс. до н.э. Лувр, Париж


Один из самых прекрасных и самых загадочных портретов Египетской коллекции Лувра. Получил свое название по имени Генри Солта, британского собирателя и консула в Египте, который передал экспонат Лувру в 1826 году. Неизвестно, кто изображен на портрете, когда он выполнен и где был найден. По косвенным признакам его относят то к Древнему царству, то к Среднему, датировки разнятся от 2700 до 1400 года до н.э., мог он быть изготовлен и во время смуты....



Среднее царство, 2040-1800 гг. до н.э.

В 2040 до н. э. фиванский монарх Менухотеп сумел вновь объединить страну, жаждавшую твердой руки и наведения порядка. При нем и его потомках фараонах-фиванцах была построена новая оросительная сеть - фаюмские ирригационные сооружения. Общий хозяйственный подъем способствовал развитию культуры, в стране появились первые школы, возобновилось строительство пирамид и храмов. Это отразилось и в искусстве, где стало наблюдаться большее тяготение к реализму, причем это проявлялось не только в официальных образах царей, но и частных скульптурах.


Хранитель печати Нахти, ок. 1950 г. до н.э. Лувр, Париж

Фото - Википедия

Гробница Нахти была найдена археологами неразграбленной. Кроме многочисленных скульптур господина в окружении слуг, в гробнице оказалась довольно высокая статуя, вырезанная из акации и покрытая охрой. Тонкая моделировка статуи позволяет причислить ее к выдающимся произведениям Среднего царства.


Носильщица, ок. 1950 г. до н.э. Лувр, Париж


Эта деревянная статуя, представляющая красивую египтянку, не является изображением умершей. Она лишь безымянная прислужница, изваянная чтобы вечно подавать воду и пищу своему почившему господину. Хотя в те времена часто изображали женщин, несущих поклажу, эта скульптура отличается особенной красотой: тело девушки восхитительно стройно, лицо нежно и внимательно, неподражаема элегантность с которой она держит свою ношу.


Сидящая фигура Чартихотепа, ок. 1850 гг. до н.э., Новый музей, Берлин


В конце Среднего царства произошло "повторное открытие" индивидуальности, которая уже появлялась в работах Древнего царства. Человеческое лицо начинает занимать центральное место в произведении, появляются скульптуры с персональными чертами, хотя общий образ и преломляется через традицию царских портретов. Фигура Чертихотепа, хозяина поместья, демонстрирует признаки, которые можно найти на и на изображениях фараонов, и в скульптурах обыкновенных людей этого периода. В его лице здоровая уверенность в себе и неколебимое спокойствие. Безымянный скульптор должен быть обладать немалым талантом чтобы подняться до такой высокой степени обобщения.



Вторжение гиксосов (II-й переходной период), 1800-1550 гг.

Гиксосы - собирательное название народов, вторгшихся в Египет с территории Сирии в XVIII веке до н.э. и завоевавших значительную часть страны. Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, составные луки) в сочетании с воинственностью и высокой мобильностью давали им превосходство над египетской армией. Основу гиксосов составляли семиты-амореи, к ним также присоединились хурриты и хетты. Гиксосы образовали собственную правящую династию, но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, а южной частью Египта продолжали управлять "вторые" фараоны из столицы в Фивах.

Посмертная маска, 1750-1650 гг. до н.э. Лувр, Париж


Во время правления гиксосов египетское памятники разрушались, а искусство не развивалось, лишь в южной части страны продолжали поддерживать старые традиции.

Саркофаг Интефа, ок. 1580 гг. до н.э. Лувр, Париж


Интеф (или Иниотеф) был фараоном семнадцатой династии Египта правившим во время, когда Египет был разделен на две части: Верхний Египет управлялся фараоном из Фив, а Нижний Египет контролировался гиксосами.



Новое царство, 1550 - 1069 гг. до н.э.

Египтянам понадобился целый век чтобы овладеть военными приемами гиксосов и начать успешно противостоять пришельцам. Победу над врагами одержал первый фараон XVIII династии Яхмос I. В середине XVI в. до н.э. Яхмос изгнал гиксосов из Египта и преследовал их до южной Палестины. Благодарные египтяне сохраняли культ этого царя-освободителя до последних времен своей истории.

Принц Яхмес (впоследствии фараон Яхмес I), ок. 1580 г. до н.э. Лувр, Париж



Восстановление Египта после нашествия гиксосов завершила царица Хатшепсут, самая успешная из нескольких женщин-правительниц Древнего Египта. Хатшепсут провозгласила себя фараоном во время правления ее несовершеннолетнего пасынка Тутмоса III. Она приняла полный царский титул, включая тронное имя Мааткаре. Правление Хатшепсут ознаменовало собой новое возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Она восстановила множество разрушенных гиксосами памятников и воздвигла немало новых по всему Египту.

Царица Хатшепсут с ритуальным сосудом, ок. 1475 г. до н.э., Новый музей, Берлин


В этой статуе царица изображена в головном платке и с бородой, которые являются частью церемониальной одежды египетского фараона, традиционно бывшей мужским нарядом. Судя по всему, Хатшепсут намеренно вносила в свой публичный облик мужские черты для подтверждения и укрепления своего положения.

Новое царство стало эпохой высшего расцвета древнеегипетской государственности, известной наибольшим количеством памятников, составляющих основу всего наследия этой цивилизации. В искусстве изображения человека возникли настоящие художественные школы.


Девочка с кошкой, ок. 1380, Новый музей, Берлин.



Царица Тия, ок. 1355 г. до н.э. Новый музей, Берлин.


Царица Тия была главной женой Аменхотепа III — одного из самых могущественных фараонов эпохи Нового царства. При нем Египет достиг пика своего политического влияния и экономического процветания. На этом портрете черты лица царицы резки, излучают непреклонную волю и решимость, но вместе с тем они притягательны, не дают отвести от скульптуры глаз. Насколько фараон ценил свою главную жену можно судить по его поистине царскому подарку на 12-ю годовщину правления: за 15 дней для Тии выкопали искусственное озеро длиной 2 километра и шириной 400 метров.

Тия была была матерью знаменитого фараона-еретика Аменхотепа IV, который радикально изменил государственную идеологию. Он запретил почитание традиционных богов и ввел культ единственного бога - Атона, представлявшегося как солнечный диск с протянутыми от него лучами-ладонями. Себе он взял новое имя Эхнатон - "угодный Атону".

Царская чета: фараон Эхнатон и его супруга Нефертити, ок. 1340 г. до н.э. Новый музей, Берлин.


С началом правления Эхнатона произошли изменения в традиции представления фараона. Правитель стал изображаться с женственными бедрами,  вытянутой головой и сильно искаженными чертами лица.

Рельефный портрет Эхнатона, ок. 1345 г. до н.э. Новый музей, Берлин.


Некоторые склонны усматривать в этих портретах Эхнатона признаки систематического кровосмсительства, десятками лет процветавшего в царских семьях. Однако возможно, что подобные изображения отражают идею о том, что фараон - это одновременно отец и мать египетского народа, поскольку у мумии, идентифицированной, как Эхнатон, подобных недостатков в строении тела найдено не было.

Настоящей музой своего времени стала супруга Эхнатона царица Нефертити. Ее прекрасные поэтичные изображения созданные мастером Тутмосом - это вершина всего древнеегипетского искусства.

Голова Нефертити, ок. 1340 г. до н.э. Новый музей, Берлин.


Бюст Нефертити, ок. 1340 г. до н.э. Новый музей, Берлин.


К сожалению, фотографировать в зале, где стоит бюст Нефертити, строго запрещено. Правда с чисто немецкой пунктуальностью в дверях соседних залах проведена черта от которой снимать можно. Но расстояние получается довольно большое, поэтому детали на снимке видны плохо...

У Эхнатона и Нефертити было шесть дочерей. Их жизнь была увековечены во многих изображениях семьи фараона, занимающих центральное место в официальном религиозном искусстве того времени.

Принцесса из семьи Эхнатона, предположительно Меритатон, ок. 1340 г. до н.э. Лувр, Париж


Меритатон была старшей дочерью фараона. Здесь она представлена как юная девушка, причесанная так, как было принято причесывать детей в то время: волосы, перехвачены длинной лентой и спадают на правое плечо. Эту выдающуюся работу, созданную в конце правления Эхнатона отличает удачное сочетание традиционного стиля и реализма.

Голова принцессы из семьи Эхнатона, ок. 1345 г. до н.э. Новый музей, Берлин.



Во время царствования Эхнатона египетское искусство получило новый импульс развития. Стал распространяться так называемый Амарнский стиль, который на время потеснил старую монументальную манеру изображений и ввел новую, более живую и пластичную. Впервые в Египте фараон стал изображаться не как грозный властитель, а как семьянин, любящий отец и муж.

Прогулка в садах Амарны, ок. 1330 г. до н.э. Новый музей, Берлин.


Мнения о том, кто изображен на этом рельефе, разнятся. Называли и Эхнатона с Нефертити, и Сменхкару с Меритатон (Сменхкара на короткое время стал фараоном после смерти Эхнатона), и Тутанхамона с его молодой женой Анхесенамон. В пользу последней интерпретации говорит поза фараона с необычно подогнутой ногой. Недавних исследования показали, что у Тутанхамона имелось искривление левой ноги и он хромал, опираясь на палку.

Во время правления юного Тутанхамона все религиозные нововведения его отца были отменены, в частности, из-за спада в экономике. Под влиянием жрецов и для восстановления морального настроя древних египтян были возвращены обряды поклонения многочисленным традиционным богам.


Фараон Рамзес II, 1279-1213 гг. до н.э. Лувр, Париж.


Рамзеса II называют Рамзес Великий, Рамзес-Победитель. Это один из величайших фараонов Древнего Египта, за свои рекордные 67 лет правления он расширил пределы державы, завоевав или присоединив к Египту много новых земель. Во время Рамзеса II, которое по праву считают одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы с гигантскими статуями.


Голова принца Хаэмуаса, сына Рамзеса II, ок. 1260 г. до н.э. Новый музей, Берлин


Хаэмуас был верховным жрецом мемфисского бога Птаха. За масштабные работы по восстановлению и расширению храмов и древних памятников Хаэмуаса иногда называют "первым египтологом". Он проводил изучение библиотек и настенных надписей восстанавливаемых храмов, составлял каталоги царских и храмовых свитков. Благодаря своей учёности, Хаэмуас оставил после себе память как о величайшем мудреце и чародее, что нашло своё отображение в постоянном упоминании его имени рядом с именем его великого отца и в цикле сказаний.


Профиль фараона Рамзеса VI, 1143-1136 гг. до н.э. Лувр, Париж. Часть росписи гробницы фараона




Закат (III переходной период и Позднее царство), 1069 - 332 гг. до н.э.

В 1069 году до нашей эры умер фараон Рамзес XI и власть перешла в руки Херихора, верховного жреца Амона. Он стал править Верхним Египтом, а правителем Нижнего Египта сделал своего сына. Страна вновь оказалась разделенной и единое хозяйство стало приходить в упадок. Египет быстро превратился в арену соперничества региональных группировок аристократии и жречества: на пике раздробленности страна была поделена на пять слабых царств и перестала быть великой державой Средиземноморья.

Искусство этого периода вновь обращается к классическому египетскому канону в котором усиливаются элементы украшательства и декоративности.

Саркофаги певицы Танетеререт, 1069-945 гг. до н.э. Лувр, Париж.


Танетеререт, певица храма Амона, была похоронена в трех красиво украшенных саркофагах (на снимке видны два внутренних с портретами певицы на крышках и на внутренней части). Саркофаги представляют собой идеализированный образ покойной, представленный в виде завернутой мумии, как у Осириса. Различные духи и божества, изображенные на каждом из элементов, должны были обеспечить Танетеререт магическую защиту для безопасного выживания в загробной жизни.


Каромама, верховная жрица Амона-Ра. Ок. 850 г. до н.э. Лувр, Париж


Каромама по рождению наследовала титул "супруга бога Амона". "Супруга бога" должна была быть царской дочерью, но не могла стать ничьей женой: она давала обет безбрачия и обучалась своей предшественницей, которая затем передавала новой жрице титул и должность. Бронзовая статуя Каромамы была выполнена по заказу ее почитателя, надзирателя казначейства Ахентефнахта.

Феодальная раздробленность не могла не стать причиной дальнейшего падения. Начиная с VIII века до н.э. Египет периодически завоевывается эфиопами, ассирийцами, персами. В искусстве этого периода можно увидеть отражение трудных времен: наряду с усилением реализма, появляется все больше обращений к прошлому, к старости и мудрости.

Пожилой мужчина, ок. 525 г. до н.э. Лувр, Париж


В этой примечательной скульптуре советника одного из "локальных" фараонов проявился модный в то время архаизм, выразившийся в обнаженном бюсте и гладкой прическе, а также реалистический стиль в изображении лица. Пожилой возраст мужчины подчеркнут. Благодаря удачно выбранному красивому зеленому сланцу эта работа отличается великолепной отделкой и тщательной проработкой деталей.


"Зеленая берлинская голова", ок. 350 г. до н.э. Новый музей, Берлин


Эта работа считается одним из выдающихся достижений древнеегипетского искусства. Портрет отличается реалистичностью отображения и тщательностью шлифовки поверхности, присущей скульптурным работам позднего периода. Лысый череп позволяет предположить, что изображённый является жрецом. Черты лица отличаются от идеалов красоты, принятых в Древнем Египте, что придаёт ему индивидуальность и свидетельствует о влиянии древнегреческого искусства. Тем не менее, скульптор остался верен египетским традициям: обе половины лица практически симметричны, а морщины на переносице и вокруг глаз, придающие изображённому достаточно суровый облик, очевидно продуманы.



Эллинистический период, 332 г. до н.э. - III в.н.э.

В 332 году до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, изгнав оттуда персов. После смерти Александра правителем Египта стал его друг и соратник, македонский полководец Птолемей. Он основал царскую династию, которая правила Египтом более трех столетий. Справедливость и мудрость основателя новой династии быстро завоевала симпатии египтян, и в последующих войнах они ни разу не перешли на сторону врага.

Правитель из династии Птолемеев, I в. до н.э. Лувр, Париж


При господстве греческой прослойки, Птолемеи не стремились к насаждению в чужой стране собственных порядков, а проводили политику сближения греческой и египетской культур. В стране развивался эллинизм. В то же время сами Птолемеи старались придерживаться местных обычаев, поэтому их изображения выдержаны в традиционном египетском стиле.

Клеопатра VII, I в.н.э., Эрмитаж, Санкт-Петербург


Последняя царица эллинистического Египта из династии Птолемеев, Клеопатра прославлена драматическими историям любви к Юлию Цезарю и Марку Антонию. В годы её правления Египет был покорён Римом, а сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа. По свидетельствам современников, Клеопатра не была красавицей, но тем не менее была необыкновенно обаятельна, очаровывая людей своей речью, умом и энергией.


Одним из проявлений эллинизма стало использование в египетских погребениях живописных портретов вместо традиционных масок. Впоследствии эти портреты получили название Фаюмских, по месту первых находок (подробнее см. в записи Чудо фаюмских портретов)

Леди из Кемета, II в.н.э., Египетский музей, Барселона


Египетская мумия с живописным портретом вместо традиционной погребальной маски. После присоединения Египта к Римской империи в в стране распространились техники портретной живописи восковыми красками (энкаустика). Египтяне, а также греческое и римское население Египта стали заказывать прижизненные портреты, которые затем использовалсь в погребальных обрядах по египетской традиции. При этом портреты впеленывали в мумию на место лица.


Портрет девушки, II в.н.э., Старый музей, Берлин



Фаюмские портреты - одна из вершин египетского и мирового искусства. Многие из них дошли до нас в отличной сохранности благодаря тому, что пролежали две тысячи лет в сухом стабильном климате древних гробниц.

Мужской портрет, II в.н.э., Старый музей, Берлин



В III-IV веках нашей эры в римском Египте распространяется христианство, которое прекращает практику мумификации умерших. Надобность в погребальных портретах отпадает и они постепенно исчезают. Последняя страница истории древнеегипеского портретного искусства оказывается перевернутой...


Tags: археология, египет, живопись, искусство, история, скульптура
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments