
Южный Урал. Выемка "Герасимов камень" (Царь выемка) у Усть-Катава.
Стрелочник башкир. (20617) 1910 год. Реставратор Конюхов Борис. -

Есть ещё один, точно такой-же снимок, только без улыбки и солнца.
Стрелочник башкир.(20016) 1910 год. Реставратор Вальтер Франкхаузер. -

Башкир улыбнулся в момент съёмки. Возможно, заметив это, и поняв что при просмотре, без обработки в ФШ лицо получится размытое и разноцветное, Прокудин-Горский решил повторить снимок, но тут подвело солнце, скрывшись за облаком.
А возможно наоборот, сначала был сделан пасмурный снимок, но тут же выглянуло солнце, пейзаж стал веселее, и было решено повторить снимок, но тут подвёл башкир, к этому времени уже уставший изображать статую.
Анимашка показывающая различие в освещении и настроении -

На солнечном снимке кажется что деревья на горизонте выше чем на пасмурном.
20.08.2016 16:25:12 -

При разном освещении скалы меняются до неузнаваемости! -

Первоначально для сравнения сделал анимацию из четырёх кадров -

Но она мне показалась слишком сложной для восприятия, поэтому для главного сравнения выбрал два кадра с похожим освещением.
Снимок сделан в северном направлении, со встречного железнодорожного полотна, между опорами № 391-392 и 393-394, на 1798 км. или по старому на 618 вёрсте. В районе бетонного столбика с цифрой четыре со стороны съёмки и цифрой три с противоположной -


При разном освещении скалы меняются до неузнаваемости! -

Первоначально для сравнения сделал анимацию из четырёх кадров -

Но она мне показалась слишком сложной для восприятия, поэтому для главного сравнения выбрал два кадра с похожим освещением.
Снимок сделан в северном направлении, со встречного железнодорожного полотна, между опорами № 391-392 и 393-394, на 1798 км. или по старому на 618 вёрсте. В районе бетонного столбика с цифрой четыре со стороны съёмки и цифрой три с противоположной -

Тут даже есть похожая скала слева, вот только дальние скалы от сюда получаются слишком маленькие, надо подходить ближе, современные снимки сделаны примерно с той шпалы на которой стоит моя супруга.
Передний план сильно изменился. Не стало скалы возле которой стоит башкир. Железнодорожная насыпь стала выше, сравнявшись с холмиком идущим вдоль дороги на старом фото. Справа над выемкой, так-же как на дальних скалах, выросли деревья, которые сейчас стали отбрасывать тень на дорогу. Судя по углу тени, мой утренний снимок сделан часа на полтора, два, раньше чем у Горского, значит в идеале здесь надо снимать около двенадцати.
Для меня стало проблемой выбрать снимок для сравнения, их я нащёлкал с каждой пятой шпалы и обычно в ФШ при совмещении слоёв становится видно какой снимок сделан ближе или дальше. Здесь же, при масштабировании по дальним скалам, от расстояния меняется лишь угол поворота дороги, который и без того мог измениться. В результате этих совмещений у меня родилась вот такая анимашка -
Красным обозначены рельсы с фото Прокудина-Горского, и в какой то момент они почти совпадают с современными, но проблема в том что эти снимки, сделанные с фокусным расстоянием 50 мм. как и у ПГ, мне пришлось увеличивать почти в два раза совмещая по дальним скалам. Это значит что они сделаны гораздо дальше, на тех снимках которые совпадают по фокусному расстоянию, передний план становится вовсе неузнаваем и дорога сворачивает направо гораздо раньше. При выборе снимков для сравнения, я пошёл на компромисс, по фокусному расстоянию они сделаны дальше чем надо, а по изгибу дороги ближе, но настолько чтобы он слегка напоминал старый. Так как дорога стала выше, а я снимал в полный рост, нижнюю часть снимка я деформировал в ФШ пытаясь создать иллюзию более низкого ракурса.
Гуляя по железной дороге со старыми фотографиями в телефоне, я во многих местах замечал что выемки в скалах, сделанные с огромным трудом вручную, теперь засыпаны щебнем на полтора, два метра. А проходящие поезда показывали дыхание шпал -

Шпалы уходят в щебень под лёгкими вагонами почти на сантиметр. Под тяжёлыми, на все два, три сантиметра и даже щебень на шпалах начинает подпрыгивать. Анимация с тяжелыми вагонами у меня не получилась, потому что оказалось, что от них не только шпалы ходуном ходят но и вся железнодорожная насыпь вместе со штативом, пробовал прикручивать фотик струбциной к железному столбу, и он тоже прыгает! В общем глядя на эти шпалы у меня родилась теория о том что железные дороги повсеместно растут быстрее культурного слоя, не меньше сантиметра в год. Когда рельс поднимает шпалу на место, под ней образуется пустота, в которую ссыпается щебень, шпала становится выше и тем самым поднимает соседние. У соседних становится больше амплитуда, под них больше ссыпается щебня, они становятся выше, начинают поднимать соседние и так далее. Шпалы постепенно вылазят на поверхность и их периодически засыпают свежим щебнем. На свежеподсыпанном участке, шпал почти не видно под щебнем, а где лет десять не подсыпали, они практически лежат на поверхности. На современном фото, правая колея недавно подсыпана, а левая уже на половину вылезла из щебня.
Башкир в шести кадрах -

Красным обозначены рельсы с фото Прокудина-Горского, и в какой то момент они почти совпадают с современными, но проблема в том что эти снимки, сделанные с фокусным расстоянием 50 мм. как и у ПГ, мне пришлось увеличивать почти в два раза совмещая по дальним скалам. Это значит что они сделаны гораздо дальше, на тех снимках которые совпадают по фокусному расстоянию, передний план становится вовсе неузнаваем и дорога сворачивает направо гораздо раньше. При выборе снимков для сравнения, я пошёл на компромисс, по фокусному расстоянию они сделаны дальше чем надо, а по изгибу дороги ближе, но настолько чтобы он слегка напоминал старый. Так как дорога стала выше, а я снимал в полный рост, нижнюю часть снимка я деформировал в ФШ пытаясь создать иллюзию более низкого ракурса.
Гуляя по железной дороге со старыми фотографиями в телефоне, я во многих местах замечал что выемки в скалах, сделанные с огромным трудом вручную, теперь засыпаны щебнем на полтора, два метра. А проходящие поезда показывали дыхание шпал -

Шпалы уходят в щебень под лёгкими вагонами почти на сантиметр. Под тяжёлыми, на все два, три сантиметра и даже щебень на шпалах начинает подпрыгивать. Анимация с тяжелыми вагонами у меня не получилась, потому что оказалось, что от них не только шпалы ходуном ходят но и вся железнодорожная насыпь вместе со штативом, пробовал прикручивать фотик струбциной к железному столбу, и он тоже прыгает! В общем глядя на эти шпалы у меня родилась теория о том что железные дороги повсеместно растут быстрее культурного слоя, не меньше сантиметра в год. Когда рельс поднимает шпалу на место, под ней образуется пустота, в которую ссыпается щебень, шпала становится выше и тем самым поднимает соседние. У соседних становится больше амплитуда, под них больше ссыпается щебня, они становятся выше, начинают поднимать соседние и так далее. Шпалы постепенно вылазят на поверхность и их периодически засыпают свежим щебнем. На свежеподсыпанном участке, шпал почти не видно под щебнем, а где лет десять не подсыпали, они практически лежат на поверхности. На современном фото, правая колея недавно подсыпана, а левая уже на половину вылезла из щебня.
Башкир в шести кадрах -

Каждый цветной снимок Прокудина-Горского состоит из трёх чёрнобелых, сделаных через разные светофильтры (RGB) поэтому из двух снимков получилось шесть разных кадров.
Мимика Башкира -
Строительство этой Самаро-Златоустовской железной дороги началось в 1885 году, однополосное движение открыто в 1890 году, когда точно была открыта вторая полоса мне найти не удалось, на фото она выглядит совсем свежей, значит где-то 1908-1909 год.
Интересно что левая, более новая полоса, ниже правой и на старом и на новом снимке. Предполагаю что при строительстве первой полосы шпалы делали из того что попало под руку. Вторая полоса скорей всего строилась уже из привозных шпал и была построена вровень с первой полосой. После её постройки появилась возможность поменять шпалы на первой полосе не перекрывая движения. Новое полотно положили поверх старого щебня не подгоняя по высоте и подсыпали сверху свежим щебнем, из-за этого правая полоса получилась на толщину шпалы выше левой. Возможно со временем высота дорог и выранялась, но недавно на правой полосе деревянные шпалы заменили бетонными, тем же способом, без подгонки по высоте, и теперь она снова выше. Песчаная щебень на старом фото мне напоминает дно реки Юрюзань, текущёй параллельно дороги, на фото прячется за железнодорожной насыпью перед скалами, возможно ей черпали прямо со дна реки.
В правом верхнем углу старых снимков видны девять изоляторов для проводов, на самом деле, их в 1910 году, было пятнадцать. Причём выстраивались они в одну линию лишь в том случае если столб висел на самой скале или стоял к ней вплотную, если позволяло расстояние, то изоляторы крепились поочерёдно -
Предполагаю что справа за кадром раньше была отвесная скала, исчезнувшая вместе стой возле которой стоял башкир. Думаю неслучайно именно башкир оказался запечатлённым на фото, дело в том что по реке в этом месте проходит граница Челябинской области с Башкирией, получается башкир стоит на границе, на фоне родных башкирских скал.
В правом верхнем углу старых снимков видны девять изоляторов для проводов, на самом деле, их в 1910 году, было пятнадцать. Причём выстраивались они в одну линию лишь в том случае если столб висел на самой скале или стоял к ней вплотную, если позволяло расстояние, то изоляторы крепились поочерёдно -

Предполагаю что справа за кадром раньше была отвесная скала, исчезнувшая вместе стой возле которой стоял башкир. Думаю неслучайно именно башкир оказался запечатлённым на фото, дело в том что по реке в этом месте проходит граница Челябинской области с Башкирией, получается башкир стоит на границе, на фоне родных башкирских скал.
Слева за кадром прячутся скалы видимые на другом снимке Прокудина-Горского "Скалы на р. Юрезани у Усть-Катава." -
Справа, при выходе из выемки, красивый стог -
Вид в обратную сторону на точку съёмки -
Вид с точки съёмки назад -
Направление на карте -

Справа, при выходе из выемки, красивый стог -

Вид в обратную сторону на точку съёмки -

Вид с точки съёмки назад -

Направление на карте -

На Яндекс карте -
На Гугл карте -
На Паствью карте -
pastvu.com?g=54.945148,58.114741&z=17&s=y andex&t=hyb&type=1
История Усть-Катава.
1758 - На реке Юрезани, в устье реки Катав, основан железоделательный завод. Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
1773 - Завод беспрепятственно занял отряд пугачёвского полковника И.Н. Грязнова. С Грязновым к Челябинску ушла и часть устькатавцев.
1774 - В мае через поселок прошла правительственная команда подполковника И.И. Михельсона, преследовавшая восставших, а в июне отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева, выполняя указ Пугачева, сжег Усть-Катавский завод и окрестные деревни.
1775 - Завод восстановлен.
1820 - Построена первая каменная церковь, церковь Рождества Христова.
1862 - Продукция Усть-Катавского завода демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке.
1890 - Через Усть-Катав построена Самаро-Златоустовская железная дорога. Построена ж.д. станция Усть-Катав. (сейчас Остановочный пункт 1799 км)
1890 - Построен деревянный Французский мост.
1901 - Катав-Ивановский завод начинает строить трамваи.
1911 - Пожар, за три часа сгорело 262 дома.
1914 - Построен железный Французский мост.
1917 - В поселке, мирным путём, установлена Советская власть.
1930 - Закрыта церковь Рождества Христова.
1936 - Взорван Герасимов камень.
1939 - Церковь Рождества Христова переоборудована под продовольственный магазин, главный вход расположился на месте порушенного алтаря.
1940 - Построены опоры моста на реке Юрюзань. (Будущий Брянский мост)
1941 - В Усть-Катав эвакуированы брянские рабочие с семьями и оборудование Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13.
1943 - Посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город «Усть-Катав».
1944 - Завершено строительство Брянского моста на ранее построенных опорах..
1947 - Построен Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова.
1960 - На предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов.
1969 - Начат выпуск трамваев «КТМ-5М3», ставших самой массовой моделью трамвайного вагона в мире! (14 991 вагонов)
1972 - Сдан в эксплуатацию молокозавод.
1973 - Заработал хлебозавод.
1977 - Брянский мост закрыли для автомобильного движения, мост стал только пешеходным.
1980 - Построена новая плотина.
1987 - Построена новая ж.д. станция Усть-Катав, близ посёлка Шубино.
1994 - Открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
1991 - Церковь Рождества Христова возвращена верующим.
2015 - Закрыт Кинотеатр «Родина».
Community Info