ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

Как Finnair первой с Запада прилетела в СССР


Convair-340 финской авиакомпании Aero Oy

63 года назад – 10 февраля 1956 года – в СССР впервые после окончания Второй мировой войны прилетел пассажирский самолет из капиталистического государства.


Это был 52-местный Convair-340 финской авиакомпании Aero Oy (в 1968 году переименуется в Finnair). Лайнер с надписью на фюзеляже Finnish Airlines в районе обеда приземлился в московском аэропорту Внуково. Тот рейс был выполнен без пассажиров – это был пробный полет.


Скриншот журнала Flight от 2 марта 1956 года с фотографией финского самолета в аэропорту Внуково

Регулярное пассажирское авиасообщение между СССР и Финляндией началось через неделю - с 18 февраля. В Москве, кстати, в эти дни как раз проходил XX съезд КПСС, на котором вовсю развенчивали культ личности Сталина. В общем, можно сказать, что «занавес» начали подтачивать с двух сторон.


Конверт для авиабилетов по случаю открытия нового рейса из Хельсинки в Москву

Советские граждане летали с тюками

Вот как описывал начало полетов в столицу СССР барон Владимир фон Витте (потомок того самого царского министра), который в 1959-м был представителем финской авиакомпании в Советском Союзе (из интервью журналу «Итоги» в 2011 году):

«Я приехал в качестве радиста авиакомпании Finnair, которая только-только открыла авиасообщение с Москвой. Я был очень удивлен: у советских граждан тогда не было чемоданов, они ездили с тюками. Выглядело это как-то диковато. В год услугами нашей авиакомпании пользовались примерно сто советских граждан...»

В первое время финские самолеты летали в Москву дважды в неделю. В Хельсинки их заправляли полностью для полета туда-обратно, так как Советский Союз не давал топлива «капиталистам».

Кроме того, в экипаж добавили радиста, которому помогала одна из стюардесс, знающая русский язык, потому что советские диспетчеры иностранными языками не владели.


Экипаж финской авиакомпании.

В интервью порталу «Русский мир» в 2008 году Витте сравнивал работу Finnair и «Аэрофлота» того времени:

«Многие советские граждане хотели летать на самолетах иностранных компаний, это было интересно, к тому же там было более качественное обслуживание. Самолеты советской авиакомпании не пользовались большой популярностью, особенно у иностранцев, тогда было много аварий. А финская авиакомпания была более надежна и безопасна. Самолеты нашей авиакомпании еще никогда не падали. Рейсы всегда были заполнены, ведь граждане летали не только в Хельсинки, но и в другие города Европы и Америки. Билеты Finnair были на порядок дороже, чем билеты «Аэрофлота», и все равно граждане летали».

Кстати, рейс в Москву стал одними из первых в сети Finnair, на которых появился первый класс.


Первый класс на рейсах Finnair

В начале 60-х финская авиакомпания одной из первых в мире получила новейший на тот момент реактивный самолет Caravelle. И один из первых рейсов на нем был выполнен в Москву. С началом полетов в СССР на Caravelle – 21 апреля 1961 года - финны перешли из Внуково в недавно построенный аэропорт Шереметьево (куда они летают до сих пор).

В 1964 году финны начали полеты из Хельсинки в Ленинград.

Как вывезли тонну икры и золото партии

В интервью «Итогам» Витте также рассказал, как однажды ему пришлось закупать в СССР тонну икры и самолетом финской авиакомпании вывозить ее в США. Американцам эта икра понадобилось для компании Iron Gate, которая поставляла ее на круизные лайнеры.

«Когда стало известно, что фон Витте купил столько икры, ко мне возникли вопросы на родине: куда она поехала?.. Поднялся шум, что за один прием была выбрана годовая квота… Лично я на этом не заработал ничего — только повысил свой статус в Finnair. Ведь для компании это был крупный контракт — перевозка икры и золота стоит в сотни раз больше, чем обычного груза».


Барон Владимир фон Витте.

Это был не единственный необычный рейс в его карьере. Однажды ему пришлось перевозить в Великобританию полтонны советского золота.

В Политбюро озаботились слабым курсом рубля из-за того, что он не был обеспечен золотом и решили переправить примерно полтонны драгоценного металла в Лондон. Решено было везти через Финляндию их авиакомпанией, «потому что ни один финский самолет не упал, инцидентов не было» (первая и единственная авиакатастрофа в истории Finnair произойдет в 1961 году).

Золото перевозили пассажирским самолетом. Уложились в два рейса. «Если, конечно, не учитывать исключительность груза, в остальном это был обычный рейс. Нет, было еще одно отличие — в полете нас сопровождал МиГ-17. Довел до границы, помахал напоследок крыльями и вернулся обратно», - вспоминал Витте.

Финны доставили золото до Хельсинки, а потом другой авиакомпанией его переправили в столицу Великобритании.

«Интересно, что, когда я почти двадцать лет назад встретился с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге, он не поверил в историю с перевозкой золота. Но позже на каком-то мероприятии у Анатолия Собчака, на которое я тоже был приглашен, Путин подошел и сказал, что заинтересовался этой историей и даже проверял, так ли все это было»


Самолеты Finnair

Самая безопасная в небе

В начале семидесятых Finnair увеличил частоту полетов в Москву до пяти раз в неделю. А в 76-м финнам разрешили еженедельные рейсы по маршруту Хельсинки – Ташкент – Бангкок, но с условием: на борту самолета должны находиться два советских штурмана, которые следили за полетом в воздушном пространстве СССР.

Кстати, в 83-м Москва закрыла финнам воздушное пространство для выполнения прямых рейсов из Хельсинки в Токио. Тогда в Finnair оборудовали несколько лайнеров DC-10 дополнительными топливными баками. Благодаря этому самолеты смогли летать без дозаправки по 13 часов и обходить Советский Союз.

Сейчас в России Finnair летает из Хельсинки в Москву, Санкт-Петербург, Самару, Казань и Екатеринбург. По итогам 2018 года немецкий исследовательский центр JACDEC признал Finnair самым безопасным перевозчиком мира.

См.также:

Финляндия-1979 для советского читателя

Как раньше летали первым классом

Стюардессы в 1934-1989

Airline Stewardess Essay. LIFE Школа стюардесс 1958

Буклет. Международные линии Аэрофлота


Tags: авиа, путешествия, финляндия
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments