ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

Катастрофа в СССР. Обрушившийся на пассажирский пароход шлюз

10 мая 1961 года, свежезапущенный в эксплуатацию Чайковский шлюз. Эйфорическая советская неделя праздников. По шлюзу, сданному в работу два дня назад, готовятся спуститься два корабля - пассажирский пароход "Дмитрий Фурманов" и груженый лесом теплоход "Криуши". Ничто не предвещает трагедии.

Или предвещает?


Дмитрий Фурманов и Криуши в левой камере шлюза


Двумя годами ранее, уже в ходе строительства, отвечая призыву Никиты Хрущева удешевить, ускорить, упростить строительство ГЭС, Ленгидропроект осуществил перепроектирование шлюза, определив однокамерный вместо двухкамерного.

В своем обращении Хрущев красноречиво нарек, что "запасы прочности неоправданно большие" и "нужно всячески экономить материалы".

В дни перед сдачей проекта (приуроченного, конечно, к торжествам в честь 1 мая), работы велись в авральном режиме и все равно критически не успевали быть завершенными.

И вот, 7 мая комиссия приняла левую камеру шлюза. Правая к сдаче планировалась 20-го, но перечень работ далеко выбивался из графика.


Шлюз после аварии

10 мая в левой камере готовились шлюзоваться два корабля. Пассажирский Дмитрий Фурманов и сухогруз Криуши. Фурманов был построен на заводе "Красное Сормово", ставший печально известным в 70-е аварией при строительстве атомной подлодки.

Судна подали сигнал о готовности, будучи пришвартованными у правой, внутренней, стенки шлюза. Спустя пятнадцать минут стенка пришла в движение и обвалилась.

На расстоянии 110 метров стенка завалилась в межкамерное пространство, образовав проран, в который хлынула вода.



Межкамерное пространство и правая, недостроенная, камера были мгновенно затоплены. В образовавшуюся под напором воронку потянуло пассажирский пароход. На борту были 423 пассажира и 52 члена экипажа.

Команда обрубила швартовы, дала полный задний ход машинам, но корабль продолжало затягивать. С грузового парохода бросили концы, началось сопротивление воде.

Под напором воды распахнулись ремонтные ворота, людям подавались веревочные лестницы, часть из них самостоятельно перепрыгнула на сухогруз. В водоворотах метались обломки конструкций, строительный мусор и уцелеть, оказавшись в воде было слишком мало шансов.



Погиб 21 человек, 15 получили ранения. Ошибок в исполнении проекта найдено не было, но сроки получили председатель пусковой комиссии и главный инженер. "Условно", как написал на уже готовых приговорах Председатель Президиума Верховного Совета СССР после прошения начальника строительства ГЭС.

Следовательно, ошибки были в проекте. Бросать, однако, тень на Ленгидропроект было не к месту, не вовремя. Велось строительство Асуанского гидроузла на Ниле, в Египте, где проектные работы составляла та же компания. Косвенно вину Ленгидропроекта подтверждает отсутствие наград и медалей проектировщикам.

Ущерб советскому бюджету составил более 2,5 миллионов. Радиостанция "Голос Америки" передавала новость о трагедии в Союзе с более, чем сотней жертв. Физический, человеческий и репутационный ущерб был непоправимым.



См.также:

Тяжелый груз смерти

Бомба в 10 000 тонн

Гибель теплохода "Нина Сагайдак"

Катастрофа парохода «Индигирка»: страшная морская трагедия в СССР

Взрыв в Североморске. 17 мая 1984 года


Tags: здания и сооружения, корабли, трагедия, флот
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment