ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

«ЗИЛ-134»: лучший советский грузовик-тягач 60-х

Создание колесного тягача повышенной проходимости всегда было не простой задачей. Он должен буксировать прицепы и артсистемы, перевозить грузы и личный состав и все это в невыгодных для колесной техники условиях тяжелого бездорожья, снега, водных преград и т.д.


ЗИЛ-134

Для создания тягача нового поколения, отвечающего самым жестким требованиям, специалисты применили весь свой опыт и знания, так родился уникальный ЗИЛ-134, который надолго опередил свое время, но к сожалению судьба была к нему неблагосклонна.


Создавая ЗИЛ-134 конструкторы поставили перед собой амбициозную задачу - обеспечить проходимость автомобиля на уровне гусеничных тягачей схожего класса. Для ее решения, инженеры использовали полноприводное 8-колесное шасси, подобная схема уже доказала свою эффективность на экспериментальных ЗИЛ-Э134.

В 1956 коллектив СКБ приступил к работе и сверхрекордные сроки, всего через год был готов первый прототип. Он представлял собой грузовик с колесной формулой 8х8, оснащенный оригинальным 12-цилиндровым двигателем проектной мощностью в 250 л.с.



Помимо нового двигателя конструкторы использовали самые передовые разработки, не считаясь с затратами: автоматическая КПП, мосты с бортовыми редукторами и самоблокирующиеся дифференциалы, независимая торсионная подвеска всех колес, гидроусилитель руля и шины сверхнизкого давления.

Благодаря бортовым редукторам удалось обеспечить огромный дорожный просвет в 470 мм, а гладкое герметичное днище обеспечивало плавучесть машины. Шины диаметром 20 дюймов имели развитые грунтозацепы и централизованную систему подкачки.


ЗИЛ-134 в снегу

Эти технологии подарили вездеходу исключительные внедорожные способности, которые он продемонстрировал на полигоне в марте 1957 г. ЗИЛ-134 уверенно двигался по снежной целине глубиной 650-900мм, не уступая гусеничному вездеходу ГАЗ-47. Средняя скорость по снегу достигла 30,7 км/ч, что было даже несколько выше чем у ГАЗ-47.


ЗИЛ-134 на болоте

Второй этап проходил в ноябре 1957 года, ЗИЛ тестировался на болоте в Московской области. Оно имело глубину в 500 мм и твердое дно. Температура в -7℃ способствовало загустению поверхности болота и образованию торфяной каши, что значительно осложняло передвижение. Тем не менее, даже в таких условиях ЗИЛ-134 был способен передвигаться, правда с цепями противоскольжения, без них протектор быстро забивался и вездеход останавливался.


В воде

Третий этап, проходил в мае 1958 года, на водоемах Московской области. После герметизации кабины и установки щитков воздухоотводов, ЗИЛ-134 своим ходом погрузился в воду, после чего уверенно преодолел реку шириной 80 метров, со средней скоростью 2 км/ч. При установке лодочного мотора, скорость увеличивалась до 4 км/ч.


Валить деревья на колесном грузовике? Запросто

В целом ЗИЛ-134 показал феноменальную проходимость, лучшую среди колесной техники того времени. Тягач преодолевал подъемы крутизной до 40 градусов, 1,5 метровые брустверы, срезал деревья толщиной ствола до 350 мм и демонстрировал крайнее безразличие к любому типу бездорожья, уверенно преодолевая его.

Можно сказать, что инженеры приблизились к своей цели насколько это возможно. Но какой ценой? Вездеход получился очень дорогим, а окончательно проект добил экспериментальный двигатель. Слепленный из двух опытных 6-цилиндровых моторов ЗИЛ-Э130, он демонстрировал крайнюю ненадежность. Часто ломался ГРМ, прогорали поршни и сбоила система зажигания. Вдобавок мотор, смог выдать всего 200 л.с., что для такой машины было явно маловато.


Буксировка самолета ТУ-134 массой почти 28 тонн

В итоге программу закрыли, предпочтя двигаться в сторону простых и более дешевых тягачей. Прототипы были уничтожены.

См.также:

КАМАЗ 54112М со спальной кабиной как у американских грузовиков - прототип 1995 года

Везде проедет КрАЗ по прозвищу «Лаптёжник»

«Тупиковая ветвь»: история провала вездеходов ЗИС и ГАЗ

3 советские амфибии, которые мало кто помнит

ЗИЛ -170. «КАМАЗ», созданный в Москве


Tags: авто, ссср, техника
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment