ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

Самая страшная авиакатастрофа в СССР: 200 оборванных жизней у Трех колодцев


Самолет Ту-154, аналогичный разбившемуся

День 10 июля 1985 года стал чёрной полосой в истории советской и российской авиации. Печальный рекорд по числу жертв этой катастрофы в СССР и России до сих пор не побит.

В этот знойный летний вечер самолет Ту-154Б-2 №85311 (самая массовая в то время модель) единственной в СССР авиакомпании "Аэрофлот" выполнял обычный рейс из узбекского города Карши в Ленинград с промежуточной посадкой в Уфе.


Лайнер на 164 места был забит под завязку, было много детей и пассажиров с грудничками без места. Всего в воздушном судне разместились 200 человек, 191 пассажир (из них 52 ребёнка) и 9 членов экипажа. Несмотря на поздний вечер, в городе была жара +33°С, а днем термометры вообще зашкаливали.


Общий вид места крушения

В 23:00 самолёт вылетел из аэропорта и взял курс на Уфу, набирая максимально допустимую для Ту-154 высоту 11600 метров. В то время для экономии топлива экипажам приказывали летать на максимальных высотах и платили за это премию.

Экипаж, не выспавшийся днем в гостинице из-за жары, включил автопилот, и решил немного передохнуть. Через полчаса лайнер набрал заданную высоту с максимально разрешенной скороподъемностью. В ходе набора высоты лайнер постепенно терял скорость, которая при достижении высоты 11600 м. составила всего 400 км/ч.


Остатки хвоста самолета с бортовым номером 85311

Сработала тревожная сигнализация, судно начало трясти, начался помпаж двигателей. Но экипаж наоборот посчитал, что лайнер трясёт из-за слишком большой скорости, и уменьшил их тягу, продолжи удерживать высоту, вместо того, чтобы отдать штурвал от себя и набрать скорость. В дальнейшем сигнализация вышла из строя из-за попавшего на проводку просочившегося из туалета химраствора.

Это было фатальной ошибкой. Ещё больше замедлившись, лайнер высоко задрал нос и стал крениться вправо, превысил допустимы углы атаки и свалился в плоский штопор. От помпажа заглохли все двигатели. Как кленовое семечко, железная птица, кружась по спирали, падала на землю. В процессе трехминутного падения лётчики пытались вывести самолёт из штопора.


Остатки хвоста лайнера

На 3000 метрах пилотам удалось превратить вращение самолёта, но запустить двигатели они не успели. В 23:46 лайнер почти без крена на огромной скорости упал хвостовой частью на землю, развалился на части и сгорел в барханах пустыни Кызылкум неподалеку от небольшого узбекского города Учкудук, где ведётся добыча урановой руды и золота, получившего широкую известность после хита группы Ялла про "Три колодца" (так название города переводится с узбекского).

К утру поисковый вертолет обнаружил остатки самолета, более-менее уцелел лишь хвост судна. Никому из находившихся на борту 200 человек выжить не удалось...

Голосовой самописец оказался сильно поврежден, поэтому детали катастрофы устанавливали по переговорам с диспетчером и оставшемуся целым параметрическому" черному ящику".


Остатки шасси лайнера

По итогам расследования виновными признали лётчиков, допустивших ряд нарушений при пилотировании, что привело к сваливанию в штопор, из которого пассажирскому лайнеру выйти практически нереально. По неподтвержденной версии, экипаж могло от жары уморить в сон при наборе высоты.

Также комиссия отметила необычно высокую температуру воздуха на эшелоне полета (-38°С вместо стандартных -55°С) и сильные боковые воздушные течения, которые могли оказать негативное влияние на мощность двигателей и управление самолётом при наборе скорости на максимально разрешенной высоте с полной загрузкой пассажирами.

После этого случая под туалетными кабинами Ту-154 стали ставить металлические поддоны.

Как и все другие происшествия в СССР, катастрофа была засекречена. Никаких новостей в прессе конечно же не сообщалось.

Катастрофа произошла в безлюдной пустынной местности, доступ к которой затруднен. Никаких обелисков на месте крушения нет.

Лишь длинная скорбная аллея на кладбище города Карши является единственным напоминанием о произошедшей более 30 лет назад трагедии...

См.также:

«Мы смотрели, как эта махина рухнула на детский сад!»

Катастрофа Ан-24 Б CCCP-46276 1973 год.

Выжившие в авиакастрофах

Крупнейшая авиакатастрофа в истории

Столкновение Ил-14М и Ан-12БП над Калужской областью



Tags: авиа, катастрофа, память, самолеты, трагедия
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Deleted comment

В СССР - не побит...

В общем зачете данная катастрофа занимает 34 место по количеству погибших.

Два первых места - 11 сентября 2001, столкновения с двумя небоскребами в Нью-Йорке, около 1692 и около 965 погибших, следущая - 583 погибших - столкновение двух Boeing 747 на взлетно-посадочной полосе на Тенерифе

В России самая страшная катастрофа - взрыв самолета Когалымавиа на Синайском полуострове - 224 погибших, 29 место по количеству погибших.

Deleted comment

antiwhat

4 months ago

Deleted comment

Не ёрничай!(
Обьясните мне , авиационному инженеру, как это повлияло на аварию ?
"После этого случая под туалетными кабинами Ту-154 стали ставить металлические поддоны."
там какой-то химраствор протек из туалета и повредил сигнализацию

I_Viktor_I

4 months ago

11600 это паспортная высота полета ТУ-154. При чем тут экономия топлива и премии.

Проклятый совок заставлял пилотов, держа их семьи в заложниках.... Ну вы поняли.

sash_polyash

4 months ago

chuk_and_gek

4 months ago

dynamo_13

4 months ago

antiwhat

4 months ago

Как летчики могли не видеть, что скорость слишком мала? Они что, на глаз ее определяли?
Неадекватные показания скорости это распространенная причина катастроф (как два последних 737-MAX), но там все начинается с датчиков (от обледенения до осиных гнезд) здесь ни слова про датчики. Если бы спали, то РУДами бы не двигали. Речевой самописец не сохранился, посему тайна. Надо denokan вопрос задать. У него и отец тогда на 154 летал, наверняка знает.

Andrey Zimenkov

4 months ago

PetrovSE

4 months ago

Andrey Zimenkov

4 months ago

PetrovSE

4 months ago

lizzergine

4 months ago

Спижено в чистую с яндекс дзена. Жж помер. ))
вы правы
Текст, такое же гавно, как и ЯндексДзен.

alamoana

June 18 2019, 04:01:52 UTC 4 months ago Edited:  June 18 2019, 04:02:48 UTC

Почти 1 к 1 с крушением Ту-154 Пулковским под Донецком в 2006

https://youtu.be/NC28FCD5vq0
Один к одному только плоский штопор и удар об планету.
Под Донецком ситуация перед и действия квс - лютый пиздец, по сравнению с этим.

alamoana

4 months ago

irvin

4 months ago

irvin

4 months ago

Надо как-то оттенять катастрофу в Шереметьево неудачами в СССР или в других зарубежных странах.
СССР строил тысячи самолетов, имел свою гражданскую авиацию и смежные с ней отрасли.
Сегодня только SSJ отверточной сборки, убыточный и никому не нужный по причине его ненадежности
и отсутствия на него запчастей.
про ненужность и ненадёжность - откровенный пиздёжь.

dimmoff

4 months ago

chuk_and_gek

4 months ago

dimmoff

4 months ago

sedov_05

4 months ago

Терпеть не могу Ту-154, как-то летел на нем - скрипит весь как старая телега и вообще он какой-то неуютный, дурацкий, мне как-то больше нравятся Ил, даже тот же Ил-18, гораздо приятнее, не говоря уже о Ил-86.
А из плоского штопора, наверное только один выход - нос к земле, (если такое возможно на Ту-154 в плоском штопоре), перейти в падение, для набора скорости - чтобы двигателям воздуха хватило из набегающего потока воздуха и когда они запустятся штатно уже выводить тангаж на ноль, но, представляю, что будет в пассажирском салоне при таком маневре, а так, как было - бац, и никаких заявлений от потерпевших.
Без работающих двигателей из штопора выйдет только аэроплан.

nexator

4 months ago

nexator

4 months ago

dimmoff

4 months ago

nexator

4 months ago

dimmoff

4 months ago

sir_dear

4 months ago

nexator

4 months ago

Deleted comment

ты мне еще за Петрозаводск ответишь.
представься мразь
Впервые слышу, что не любили ТУ-154. Вы перепутали с Ту-104. Во.т про него в народе песенка гуляла, не без причин., годы спустя окончаня его жксплуатации.

Блин, даже не слышал о ней....(
Думал пост о "Пахтокоре", который за несколько лет до этого разбился.
В 85-м была не иллюзорная возможность, попасть на подобный рейс. Летали летом из Средней Азии, в европейскую часть.
Так засекретили, что от имен "героев" ничего не осталось.
Вы что издеваетесь?

Кабину захватили узбеки и чтобы увеличить скорость уменьшали тягу, да?
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →