mgsupgs (mgsupgs) wrote in picturehistory,
mgsupgs
mgsupgs
picturehistory

Category:

Воздушный мост

Оригинал взят у mgsupgs в Воздушный мост
File:Germans-airlift-1948.jpg

Берлин. 1948 год. Советские войска, контролирующие восточную зону, блокируют доступ западных союзников к железнодорожным и автомобильным магистралям, соединяющим эту часть города с Западной Германией, пытаясь таким образом расширить зону своего влияния, пусть даже ценой гибели целого города.

В противовес Советам Великобритания и США организуют беспрецедентную по своим масштабам операцию по спасению мирного населения Берлина, используя единственную возможность — воздушный мост. И вот, под прицелом советских истребителей, нескончаемые армады транспортных самолётов закрыли собой небо, неся умирающему городу жизнь и надежду на спасение.


24 июня 1948 года Сталин распорядился ввести блокаду Западного Берлина, пытаясь тем самым вынудить западных союзников уйти из Берлина. Но он не учел талантов авиаторов и волю руководителей стран запада .


По 100 граммов в день против Сталина



Снабжать город населением более двух миллионов жителей исключительно с воздуха на протяжении нескольких месяцев в принципе вряд ли возможно, если следовать трезвому рациональному подходу. Но если эту задачу передать на выполнение американским и британским пилотам, которые рассматривают все это как некое соревнование, то все получится.

File:Bundesarchiv Bild 146-1985-064-17A, Frankfurt-Main, Luftbrücke, Statistik.jpg

«Воздушный мост», который был организован 65 лет назад, на самом деле был чрезвычайно серьезным мероприятием, совсем не таким увлекательным делом, как его описывают некоторые ветераны. Это были крупнейшие до сегодняшнего дня логистические операции в мировой истории, своего рода выступление за страну, которая еще несколько лет назад была противником во Второй мировой войне.

File:Skymaster auf dem Vorfeld Halle I der RAF Celle.jpg

В ответ на Лондонское совещание шести держав, положившее начало процессу образования ФРГ, которое Советский Союз рассматривал как нарушение Потсдамского соглашения, 1 апреля 1948 года за подписью главы советской военной администрации в Германии В. Д. Соколовского вышел приказ о краткосрочном закрытии границ советской зоны оккупации. Западные союзники были вынуждены снабжать в это время свои гарнизоны в Берлине по воздуху. Этот инцидент впоследствии получил название «малой» блокады Берлина.

File:D 044287BerlinAirliftDakota.jpg



В начале лета 1948 года разразился новый конфликт — холодная война. Сталин стремился расширить свою власть и для начала вытеснить своих бывших союзников из их секторов Берлина, а впоследствии, по возможности, и из всей Германии. Однако диктатор не учел, что для американцев и британцев это окажется вопросом чести. После так называемой «малой» блокады весной 1948 года британцы провели собственные расчёты на случай новой блокады Берлина, которые показали, что они смогут самостоятельно снабжать по воздуху не только собственные войска, но и население Берлина.

В блокадный Берлин было совершено почти 280 тысяч полетов. До мая 1949 года пилоты британских и американских ВВС доставили в город более двух миллионов тонн груза. Большая часть, около 1,5 миллиона тонн, приходилась на уголь, необходимый для электроснабжения Западного Берлина. Продовольствия было доставлено около полутонны, что хотя и звучит внушительно, но на самом деле было не так. В виду большого количества людей и продолжительности блокады (почти одиннадцать месяцев), в пересчете на человека это составляло менее 100 граммов в день.



«По техническим причинам»

68 лет назад развернулась зародившаяся в 1945 году конфронтация между Советским Союзом и тремя западными державами. Накануне, 23 июня 1948 года, находившееся под контролем Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) информационное агентство, сообщило новость, которая могла бы показаться незначительной: «Транспортный отдел советского военного управления был вынужден ранним утром по техническим причинам приостановить железнодорожное сообщение в Берлин и за его пределы».

File:Celle aerial 1949.jpg

Ещё в ночь с 23 на 24 июня 1948 года была прервана подача электроэнергии с электростанции в Гольпа-Цшорневиц в западные районы Берлина. Вслед за этим ранним утром 24 июня последовало прекращение автомобильного, водного и железнодорожного сообщения между западной и восточной частью Берлина. В это время в западных секторах лежащего в руинах Берлина проживало около 2,2 млн человек, полностью зависимых от внешних поставок продовольствия.

В американских, британских и французских гарнизонах в Берлине это сообщение было подобно грому, поскольку они находились в полной зависимости от снабжения из Западной Германии. Но никто не знал, насколько последовательно СССР будет реализовывать транспортную блокаду.



На следующее утро, в четверг 24 июня 1948 года, пришло сообщение о блокировании железнодорожных и автомобильных путей между западными оккупационными зонами и советским сектором. На переходе между Бабельсбергом и Драйлинденом опустились шлагбаумы. И на внутренней границе Германии между секторами оккупации движение остановилось.



File:William H. Tunner.jpeg

В отличие от наземного, воздушное сообщение регулировалось специальным договором, предоставлявшим в исключительное пользование западных союзников воздушный коридор шириной в 32 км.



Решение об организации авиаснабжения Берлина принималось на уровне командующего ВВС США Кёртиса ЛеМэя. К операции был привлечён генерал-лейтенант Уильям Х. Таннер, который организовал в своё время функционировавший в течение нескольких лет воздушный мост «Хамп» (англ. The Hump) в Гималаях для снабжения войск Чан Кайши. 23 июля 1948 года генерал Таннер возглавил командование воздушным мостом в Берлине.

File:BerlinerBlockadeLuftwege.png

Введением блокады Москва преследовала две цели. С одной стороны, западные державы принуждались к скорейшему выводу своих символичных гарнизонов из Берлина. Тем Таким образом город должен был оказаться под полным контролем коммунистов, а согласованное послевоенное устройство фундаментальным образом изменено. По расчетам Сталина, такое развитие событий должно было ознаменовать триумф в Холодной войне.

Люсиус Д. Клей непоколебим
По 100 граммов в день против Сталина

Генерал Люсиус Д. Клей



Однако хотя бы в теории нельзя было исключать того, что британцы и американцы при помощи авиации смогут доставить необходимый объем грузов для тысяч своих солдат. Второй целью Сталина было следующее: отрезанные от снабжения из Западной Германии жители Западного Берлина будут вынуждены обратиться в советский сектор для получения продовольствия. То есть необходимо было доказать, что западные державы не заинтересованы в снабжении жителей Западного Берлина.

File:60thtcg-c54-berlinairlift-1948.jpg

Первый рейс в Берлин по воздушному мосту состоялся ещё вечером 23 июня. Транспортным самолётом, загруженным картофелем, управлял американский пилот гражданской авиации Джек О. Беннетт. 25 июня генерал Клей издал приказ о создании берлинского воздушного моста, а 26 июня в аэропорту Темпельхоф приземлился первый военный самолёт США, положивший начало операции«Vittles»(«Провиант»).

File:Rosinenbomber DC-3 D-CXXX.jpg

Операция британских ВВС под названием «Plain Fare» стартовала двумя днями позже. Сначала американцы запустили по воздушному мосту небольшие самолёты C-47 «Скайтрэйн». Позднее стали использоваться и другие модели.



Сталин не учел трех аспектов: неприятия практически всех жителей Западного Берлина советских марионеток в СЕПГ, характера главы администрации американской зоны оккупации послевоенной Германии Люсиуса Д. Клея (Lucius D. Clay) и изобретательности британских ВВС, а именно группы под командованием Реджинальда Вейта (Reginald Waite).

File:Berlin Children Playing Luftbrucke Game.jpg

При этом советский диктатор мог бы и знать, что в последних единых выборах в Берлине 20 октября 1946 года СЕПГ получила только 19,8% голосов, СДПГ – 48,7%, а ХДС – 22,2%.



Более четверти берлинцев были против коммунистического правительства.

File:20111110-OC-AMW-0015 - Flickr - USDAgov.jpg

Кроме этого Сталин был проинформирован о решительности Клея. Командующие советских оккупационных войск в Германии, сначала Георгий Жуков, а затем Василий Соколовский, неоднократно упирались в броню американского генерала. Когда однажды вооруженные красноармейцы пытались разобрать рельсы в американском секторе, Клей отправил туда танки. С действиями советских войск в их секторе он не мог ничего поделать, но в американском секторе он все держал под контролем.



Московский правитель неоднократно хвалил британскую армию за ее борьбу против гитлеровской Германии во время Второй мировой войны.



Весной 1948 года, когда его советники разрабатывали план блокады Западного Берлина, об этом было будто забыто.
По 100 граммов в день против Сталина

Берлинцы наблюдают за приземлением С-54 в аэропорту Tempelhof (1948)

80 человек погибли

Но в ходе мышления британских военных ничего не изменилось. После непродолжительной пробной блокады в конце марта 1948 года Вейт рассчитал минимальный размер необходимого продовольствия для более двух миллионов гражданских и нескольких тысяч военных. После этого была поставлена непростая, но осуществимая задача – наладить воздушное снабжение Западного Берлина.



24 июня 1948 года Вейт предложил полностью перейти на авиационное снабжение. Клей, который изначально планировал разорвать блокаду конвоем, присоединился к решению британцев. В течение нескольких часов войсками союзников были задействованы около 100 устаревших транспортных самолетов, вскоре к ним прибавилось еще 50 более современных машин Skymaster. «Воздушный мост» начал свою работу.

File:Wiesbaden Air Base during Berlin Airlift 1949.jpg

Первоначально планировавшийся объём ежедневных поставок грузов в Берлин составлял 750 тонн. Однако благодаря реорганизации, проведённой генералом Уильямом Х. Таннером, уже с конца июля 1948 года в Берлин по воздуху ежедневно доставлялось более 2 000 тонн грузов. 15-16 апреля 1949 года был поставлен рекорд: за 24 часа было совершено 1 398 рейсов и перевезено 12 849 тонн грузов. Помимо продовольствия (сухое молоко, порошковое картофельное пюре и мука) на самолётах доставлялся уголь для отопления и производства электроэнергии, а также бензин, медикаменты и другие необходимые городу предметы.

File:Sunderland 201 Sqn on Havel during Berlin Airlift 1948.jpg

Помимо британцев и американцев в работе берлинского воздушного моста приняли участие пилоты из Австралии, Новой Зеландии, Канады и Южной Африки. Франция не участвовала в воздушном мосте, поскольку её ВВС были заняты в Индокитайской войне. Для снабжения собственных гарнизонов французы даже использовали Юнкерсы Ю 52. Франция дала согласие на строительство в своём секторе нового аэропорта Тегель, которое было завершено в рекордные сроки — за 90 дней. Для этого французы даже взорвали мешавшую посадке самолётов мачту берлинской радиостанции «Berliner Rundfunk» (Радио ГДР), находившейся в ведении советской администрации, что привело к дальнейшим осложнениям в отношениях.



С июня 1948 года по май 1949 года было перевезено около 2,34 млн тонн грузов (из которых 1,78 млн тонн силами США), которые составили 1,44 млн тонн угля, 490 000 тонн продовольствия и 160 000 тонн строительных материалов для перестройки аэропортов и строительства новой ТЭЦ в Рулебене, названной позднее в честь первого бургомистраЗападного Берлина Эрнста Рейтера. Продовольствие в целях экономии веса поставлялось в порошках.

По воздушному мосту доставлялись только самые необходимые предметы потребления. Качество снабжения населения в это время было хуже времён войны. Вследствие недостаточного топливного обеспечения, истощения населения вследствие плохого питания и дефицита медикаментов зимой 1948—1949 годов резко выросли показатели инфекционной заболеваемости и смертности.



На операцию под кодовым названием Vittles («Провиант») ушли сотни миллионов долларов. Более 80 человек погибли. Но тем самым жители западных секторов Берлина получили свободу.



File:DBPB 1959 188 Berlin Blockade.jpg

В конце концов, стойкость американцев, британцев и жителей Западного Берлина, возможно, предотвратила еще одну мировую войну. Для Сталина блокада обернулась тяжелым поражением. Она охладила его пыл, предотвратила агрессию по отношению к Западному Берлину. С этого момента его режим распространился только на жителей советской оккупационной зоны.



Блокада Западного Берлина была снята 12 мая 1949 года в 00.01, и снабжение Берлина по земле и воде было восстановлено.



File:Berlin Tempelhof Luftbrueckendenkmal.jpg

Памятник жертвам берлинского воздушного моста в аэропорту Темпельхоф

Invalid video URL.

Источники: istpravda.ru , вики, crawler.dipity.com
Tags: авиа, германия, ссср, сша
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments