ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

Кто такие энтузиасты, и почему в честь них назвали шоссе?



Шоссе Энтузиастов - одна из крупнейших магистралей Москвы. Но почему оно так странно называется? Кто такие энтузиасты? И что они забыли в этих местах? Сегодня узнаем.


Царская дорога.

Изначально, это была дорога на Владимир. Она появилась примерно в 15 веке, чтобы соединить Москву с этим городом. Это был новый более удобный и короткий путь. Раньше дорога уже существовала и проходила в другом месте - через село Стромынь.


Село "Измайлово".

До 17 века новое "шоссе" также использовали, для того чтобы возить продовольствие, продукцию из льна и другие необходимые для царской жизни вещи село Измайлово.


Владимирский тракт в 19 веке.

Однако среди обычных жителей, со временем, эту часть Владимирского тракта стали называть просто "Владимирка". Так как это место с 17 века стало начальным пунктом отправления заключённых на каторгу в Сибирь.

Путь тяжелее самой каторги.

В в колоннах двигались участники крестьянских восстаний, декабристы и другие противники самодержавия. Причём шли они пешком, закованные в кандалы. Группа передвигалась не по проезжей части, а по разбитым грунтовым тропам, которые располагались рядом.


Ссыльные по пути на каторгу в Сибирь, 19 век.

Каторжники были обязаны проходить в месяц более 533 километров пути. Например, такими темпами, они могли дойти до города Нерчинска примерно за полтора-два года. Интересно, что время "путешествия" в основной срок каторги не засчитывалось.

Многие арестанты считали, что путь был сложнее самой каторги. В том числе потому, что Владимирский тракт работал круглый год. Здесь ходили здесь и в сильные морозы, и во времена весенних половодий, и в летнюю жару.


Схема Владимирского тракта.

Причём "проходимость" у дороги была не маленькой. Число ссыльных по документам Тюменского приказа с 1853 по 1862 гг. составило более 100 тысяч человек. И каждый год цифра увеличивалась, превысив в 1890-м отметку в 260 тысяч ссыльных.

Кто такие энтузиасты?

Своё значение "Владимирка" потеряла лишь в конце 19 века, когда ввели в строй Транссибирскую магистраль. Тогда каторжан перестали водить до места ссылки пешком. И стали отвозить в Сибирь по железной дороге.



После этого местность стала застраиваться предприятиями. Появлялись рабочие посёлки. Например, предшественник знаменитой Дангауэровки в районе современной станции метро Авиамоторная. Но москвичи ещё долго помнили, что раньше происходило на этой дороге.

Даже некоторые писатели упоминали Владимирский тракт. Например, А.П. Чехов характеризовал дорогу, как "горестную и безнадёжную". А многие революционные агитаторы в начале 20 века использовали историю "Владимирки", чтобы показать жестокость самодержавия.


Шоссе Энтузиастов на карте Москвы в 1920-х.

Большевики решили расправиться с дурной славой этих мест. Поэтому в 1919 году по инициативе народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского дорогу переименовали в Шоссе Энтузиастов. Под последними предложили понимать революционеров, которые пожертвовали своей свободой, но не отказались от тех идей, в которые верили.


Шоссе Энтузиастов во времена СССР.

Сейчас о мрачной истории шоссе Энтузиастов уже ничего не напоминает. А многие москвичи и не задумываются, кто эти самые энтузиасты, в честь которых магистраль получила название...


Шоссе Энтузиастов, 1990-е.

См.также:

МКАД времен СССР (32 фото)

Тайны и легенды Сухаревой башни

Дорога в Никуда.

Каким был автостоп в СССР

Кому выделялись дачи в СССР, и где их строили


Tags: география, интересно, москва, неизвестное
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments