ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

Нацистские фильмы в сталинском кинопрокате


Кадр из фильм «Ближний круг» (1991 г.; в роли Сталина – Александр Збруев).

Во времена правления Сталина фильмов в СССР снимали немного. Говорят, одна из причин – Сталин лично просматривал каждый фильм, который должен был выйти на советские киноэкраны. При таком режиме приёмки конечно много фильмов выйти не могло. Иначе Сталин должен был бы бросить все остальные дела и только тем и заниматься, что просмотром фильмов.


Ещё хуже стала ситуация в годы войны. Что вполне понятно. Почти все ресурсы шли на оборону. Кинопроизводство, понятное дело, получало самые крохи. Впрочем, и в эти тяжёлые годы снимались достойные фильмы. Можно вспомнить такие, как «Парень из нашего города» (1942), «Воздушный извозчик» (1943), «Два бойца» (1943), «Новые похождения Швейка» (1943) – кадры из этих похождений, кстати, смотрят Володя Шарапов и Промокашка в известной сцене в фильме «Место встречи изменить нельзя» – «В 6 часов вечера после войны» (1944), «Кащей Бессмертный» (1944), «Иван Грозный» (1944-45) и ряд других. И всё же на момент окончания войны новых фильмов в советском кинопрокате было мало. А хотелось людей порадовать чем-то новым, интересным.


Кадр из фильма «Новые похождения Швейка» (СССР, 1943).

Тут в дело пошло всё, что было под рукой. Во-первых, на экраны вышла чудесная комедия «Сердца четырёх», которая была снята ещё в 1941 году, но из-за начала войны было решено не показывать эту лёгкую музыкальную комедию про мирную жизнь. Как говорится – момент был не тот. А вот в 1945 году это фильм пришёлся как нельзя кстати. «Сердца четырёх» стали одним из лидеров советского кинопроката 1945 года.

«Сердца четырёх» обогнал американский фильм 1943 года «Сестра его дворецкого», который, видимо, был как тогда говорили – «трофейным». То есть, по сути, «пиратским».


Американская афиша фильма «Сестра его дворецкого» (США, 1943).

Т.н. «трофейные» американские фильмы были приметой послевоенного времени в советских кинотеатрах. Например, в советском кинопрокате 1952 года с первое по четвёртое место лидеров взяли фильмы производства США Джонни Вайсмюллером в главной роли: «Тарзан: человек-обезьяна» (1932 год), «Спасение Тарзана» (1936), «Приключения Тарзана в Нью-Йорке» (1942), «Тарзан находит сына» (1939). Говорят, Гитлер любило отдыхать, смотря фильмы про похождения Тарзана. А вот интересно, смотрел ли эти фильмы Сталин? Ведь в 1952 году он был ещё живым. И наверняка должен был посмотреть фильмы, которые просмотрели десятки миллионов советских зрителей.


Американский постер фильма «Тарзан и его подруга» (США, 1934). В СССР этот фильм не шёл в прокате.

Однако одними американскими фильмами советский послевоенный кинопрокат не ограничивался. Советские кинозрители могли увидеть и кинофильмы производства своего недавнего врага – нацистской Германии.

Самый знаменитый – это конечно же «Девушка моей мечты», снятый в нацистской Германии в 1944 году. Как известно, Штирлица чуть ли не тошнило от этого фильма. А вот советские кинозрители были с ним не согласны. И «Девушка моей мечты» заняла 7-е место в советском кинопрокате 1947 года. В тот год её просмотрели 15,7 млн человек.


Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (СССР, 1979). Афиша кинофильма «Девушка моей мечты» на стене «кинчишки», в которую «намылился» законспирированный под уголовника Володя Шарапов.

В СССР этот фильм шёл с официальным титром: «Трофейный фильм». В этом фильме снялась Марика Рёкк – одна из самых популярных киноактрис Третьего Рейха. Про неё, кстати, после войны ходили слухи, что она работала на советскую разведку. Впрочем, ничем эти слухи никогда подтверждены не были.


Кадр из фильма «Девушка моей мечты» (Третий Рейх, 1944)

Видимо успех «Девушки моей мечты» побудил советских кинопрокатчиков шире использовать нацистское кинонаследство, полученное в качестве трофея. И на следующий год в прокат был выпущен немецкий фильм 1938 года «Индийская гробница».


Афиша кинофильма «Индийская гробница» (Третий Рейх, 1938). В главной роли Ла Яна.

В фильме рассказывается о том, как прекрасная индийская танцовщица с говорящим именем Индира, которую сыграла известная немецкая актриса Ла Яна (настоящее имя – Генриетта Маргарете Хи́бель) влюбляется в западного архитектора и вместе с ним сбегает из дворца раджи. По ходу фильма влюблённых ждала куча приключений в духе позднее снятых историй Индианы Джонса.

Кинопрокатчики не ошиблись с выбором и нацистская «Индийская гробница» заняла шестое место среди лидеров кинопроката СССР в 1948 году.


Ла Яна в фильме «Бенгальский тигр» – первой части «Индийской гробницы» (Третий Рейх, 1938).

Судя по всему, Сталин не возражал против того, чтобы некоторые нацистские фильмы демонстрировались на советских экранах. Разумеется это были не идеологические, а сугубо развлекательные фильмы, поскольку собственных новых советских лёгких развлекательных фильмов после войны было ещё довольно немного.

Стоит, впрочем, отметить, что лидером советского кинопроката того года стал советский кинофильм «Молодая гвардия», снятый в том же 1948 году. А второе место занял советский музыкальный фильм «Сказание о земле сибирской», снятый Иваном Пырьевым.

(с)

См.также:

Марика Рёкк - звезда "третьего рейха" и нелюбимая актриса Штирлица

Русская прима нацистского кино

Как боролись с нацизмом, а создали самый престижный конкурс в киноискусстве: История Каннского фестиваля

Королевы русского немого кино

Увидев совершенно голую актрису на экране, Сталин вынес свой вердикт. Елена Максимова


Tags: германия, интересно, кино, ссср
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments