Categories:

1915г. "Вездеход", или - Что изобрёл Пороховщиков?


18 мая 1915 года, на пригородном Рижском шоссе, стояла необычная машина, вокруг которой суетились несколько рабочих, во главе с растрёпанным молодым человеком в кожаном кепи и авиационных — или мотоциклетных, что одно и тоже — очках. Поодаль, на обочине, стоял офицер, задумчиво ковырявший носком сапога траву... Машина представляла собой механическую платформу, опиравшуюся впереди на небольшие колёсики, под днищем машины была видна сплошная резиновая лента, которая, собственно и приводила в движение сей агрегат. Именно эта деталь и стала причиной остановки. Соскользнув с ведущего барабана в сторону, резина заклинила всю ходовую часть машины. В результате чего, случилась вынужденная остановка.
Подождав немного, и видя что попытки вправить движитель в предназначенное ему русло, не привели к успеху, офицер махнул рукой и предложил прекратить балаган.
Молодой человек в кепи, засуетился пуще прежнего, доказывая, что «вот-вот» и «сеймомент всё будет сделано-с»! в конце концов, дальнейшие испытания были перенесены на «после исправления неисправностей».

Необычная машина и молодец в кепи — вездеход «Вездеходъ», и его создатель Александр Пороховщиков. А в тексте вверху, два, единственных подлинных изображения машины.
История аппарата началась зимой 1914-15 годов, когда молодой — 33 года — и настырный «изобретатель», взял в осаду военное ведомство России, с предложением создать быстроходный аппарат для доставки донесений, который сможет передвигаться по снегу и пахоте, с как по ровной асфальтовой дороге. Соглашение, автомобиль «Форд-Т» — «для опытов» — и **дцать тысяч рублей с 25 мастеровыми, были оперативно выделены конструктору. В итоге, к вышеназваной дате, А.Пороховщиков, встроил раму автомобиля с мотором и задним мостом, в специально изготовленную раму, которая покоилась на 3-х пустотелых барабанах, плюс еще один такой же, в передней части машины, приподнятый над дорогой, и на двух «рулевых» колесах. На барабаны была натянута резино-полотнянная лента. Которая должна была снизить давление машины на грунт. В результате чего, аппарат принимал свойства вездехода. Каковым именем, аппарат и был поименован. Впоследствии.
Вездеход, показав на ровном и гладком шоссе скорость в 25 верст, отказался передвигаться по болотистой местности. При этом, выявились проблеммы с управляемостью — категорически не слушался руля, и с надежностью — постоянно терял движитель. В июле, Пороховщиков подготовил аппарат к показу, заявив что большинство недостатков было исправлено.
Но машина упорно не желала ехать по болоту. Интерес к ней, у военных, быстро угас. Но Пороховщиков не сдавался, и совершил новый финт ушами = «изобрел» железную броню, из двух слоёв железа и амортизирующего слоя «редких морских водорослей».
В качестве лаборатории, был использован всё тот-же ФОРД-Т.
Но это уже другая история.

Бронеавтомобиль системы Порховщикова.
Бронеавтомобиль системы Порховщикова.

Бронеавтомобиль системы Порховщикова.

Разумеется,  в реальности, никаким «танком» и тем более «отцом танка», не были ни сам вездеход-«Вездеход» и ни его создатель = Пороховщиков.
Легенда о «отцовстве», была озвучена самим создателем «вездехода», уже в советское время. году в 24-25, когда А.А.Пороховщиков, открыл собственное инженерное бюро, которое всеми силами изобретало «инженерные сооружения» и самолёты. Примерно тогда же, и начала ходить схема «Вездехода» с кривовато пририсованной «типа пулемётной башней». Впоследствии, чрезмерно назойливого изобретателя и инженера, «немного репрессировали». И в 1940м,, слегка расстреляли...

Что характерно, в книге «Современные средства броневых войск», издательства 1933 года. Ни о ААПороховщикове, ни о его «танке», нет ни слова ни полслова. Зато есть бронемашина Менделеева.
Так что же изобрел Пороховщиков на самом деле?
Полугусеничный снегоход, с резинотканевой лентой вместо гусеницы. При этом, даже схема «полугусеничника» была известна до «Вездехода».

1907 год. Полугусеничный грузовик Бемонда. СаСШ.
1907 год. Полугусеничный грузовик Бемонда. СаСШ.

1907 год. Полугусеничный грузовик Бемонда. СаСШ.

1909г, машина компании Linn. СаСШ.
1909г, машина компании Linn. СаСШ.

1909г, машина компании Linn. СаСШ.

И даже резинотканевая лента — не приоритет Пороховщикова. А француза Кегресса.

1911, полугусеничный автомобиль Кегресса. Франция-Россия.
1911, полугусеничный автомобиль Кегресса. Франция-Россия.

1911, полугусеничный автомобиль Кегресса. Франция-Россия.

При этом, показанные машины, хоть и с трудом, могли передвигаться вне дорог, а часто и по болоту. Безусловный приоритет «вездехода» = небольшой снего-болотоход, дешовый в изготовлении и простой по конструкции. К тому же, такая машина, легко обходила патент фирмы «Холт»(в будущем «Катерпиллер»), на гусеничный движитель. И можно было строить «Вездеходы» не отстегивая патентодержателю полновесные золотые червонцы.


promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded