zihuatanexo (zihuatanexo) wrote in picturehistory,
zihuatanexo
zihuatanexo
picturehistory

Category:

Океанская эпопея.


"Zaandam II"


Голландия была порабощена врагом. По ее древней земле расхаживали как у себя дома захватчики. но была еще одна Голландия - ее колонии в Тихом океане, И были корабли, бороздившие моря и океаны под голландским флагом.
Торговое судно "Zaandam II" было спущено на воду перед началом Второй мировой войны. Третий рейх покорил Западную Европу и сражающиеся с Гитлером союзники остро нуждались в транспортных средствах.
В марте 1942 года корабль был передан правительству сША для использования в качестве войскового транспорта.
/





В один из октябрьских дней 1942-го года, судно покинуло рейд Кейптауна, загрузив трюмы медной и хромовой рудой. На палубе и в кубриках разместились пассажиры. Всего 169 человек.
Это были моряки с потопленных ранее немецкими субмаринами торговых судов. Транспорты гибли близ берегов Южной Африки, спасшихся собирали в Кейптауне, чтобы затем перебросить всех в США, обычная практика того времени.



Итак.
Американский корабль "Coloradan". На голландца поднялись 15 членов экипажа.
Американский корабль "Examelia". Домой в США плыли на голландском торговце 40 офицеров и матросов.
Американский корабль "Chickasaw City". 39 человек спаслись при торпедировании своего судна - все торопились домой.
Американское судно - танкер. На "Zaandam II" плыли 31 человек с потопленного танкера.
Американский торговый корабль "Firethorn". Девять моряков и корабельных артиллеристов.
Вне всякого преувеличения "Zaandam II" теперь можно было назвать судном спасенных. В одном месте собрались представители самых разных стран и национальностей. По данным одного из сайтов, на борту был и моряк, русский по происхождению.Джон (Иван) Корен.
https://uboat.net/allies/merchants/crews/person/30817.html
И наверное все те, кто уже пережил океанскую купель, теперь мечтали об одном, чтобы это больше не повторилось.




До Бразилии оставалось около 300 миль, когда шедший без конвойного сопровождения транспорт был торпедирован немецкой субмариной U - 174. Две торпеды не оставили судну ни единого шанса.
В этот момент на борту находились 299 человек: капитан Джейкоб Стампериус и 57 членов голландской команды, врач и 33 слуги из Голландской Ост-Индии, 18 американских артиллеристов и унтер-офицеров Вооруженных сил Военно-морского флота США , датский и шведский моряки. И конечно моряки с потопленных ранее немцами судов.
С "Zaandam II" успели спустить три спасательные шлюпки и два плота.
Подлодка всплыла, и офицеры кригсмарине допросили выживших, после чего U - 174 вновь растворилась в глубинах.
Что было после? Многодневное качание на волнах и ожидание спасения.
7 ноября 1942-го американский танкер "Gulfstate" спас 106 человек с двух шлюпок. уже после этого два моряка умерли от полученных травм, находясь на танкере и еще один, когда судно пришло в бразильский порт Белен.
10 ноября к бразильскому берегу пристала третья шлюпка, в ней находились 60 человек. Два моряка скончались уже на берегу.




24 января 1943 г.
Для моряков патрульного катера США USS PC-576 (PC-576) это был обычный рейс. Боевой корабль сопровождал танкеры из Тринидада в Бразилию.




Внезапно по курсу показалась какая-то точка. Расстояние быстро сокращалось и вскоре американцы увидели спасательный плот размероv 2,5 на 2,5 метра и трех бородатых мужчин на нем.




Поначалу их было пятеро. Пять человек 2 ноября 1942-го года забрались на этот спасательный плот.
30-летний лейтенант торгового флота США Джеймс С. Мэддокс, родом из Иллинойса,



20-летний американский артиллерист, служивший на "Zaandam", Бэзил Доминик Иззи и 40-летний член экипажа голландского корабля Корнелис ван дер Слот . Джордж Бизли с американского торгового судна "Examelia" и




17-летний Нико Хугендам, голландец служивший ранее на потопленном немцами "Firethorn".
Они спаслись при гибели "Zaandam" и что им оставалось? Только ждать помощи. Ждать пришлось долго. Шел день за днем, но горизонт оставался чист. Еда кончилась и они спасались как могли - поймали акулу и несколько птиц, вздумавших сесть на плот.
Во время додей они собирали воду.
Но комфортным такое плавание все
Через 70 дней умер Бизли, а еще через неделю лейтенант Мэддокс. Их похоронили в океане.
24 января 1943 года Иззи, Хугендам и Ван дер Слот были спасены.




На борту патрульного катера был фотограф, который и сделал снимки трех моряков. Боевой корабль не мог бросить охраняемые танкеры и поэтому всем троим пришлось 11 дней провести на борту катера.
Все это время их кормили консервированными персиками. Ничего более диетического на судне не было.




Когда конвой пришел в порт, троицу с "Zaandam II" поместили в больницу. Каждый за время скитаний по волнам потерял около 25 килограммов.
Что было дальше?



Корнелис Ван дер Слот, моряк с "Zaandam II" был награжден властями Крестом за заслуги. Его послевоенная судьба неизвестна.
Нет информации и как сложилась дальнейшая жизнь Хугендама.



Бэзил Доминик Иззи умер в возрасте 56 лет в своем родном городе Барре штат Массачусетс. В




2015-м в честь отважного моряка был назван мост в Барре.



Ну и напоследок. Еще в детстве я прочел книгу Алена Бомбара о его одиночной многодневке в океане. И более всего запомнились вот эти строки.«Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!».
Трое моряков с "Zaandam" победили страх. И смерть тоже.
На борту голландского транспорта, когда он вышел из кейптауна находилось 299 человек.
Погибло 135 человек. Выжило 164.
Tags: война, флот
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments