y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in picturehistory,
y4astkoviu
y4astkoviu
picturehistory

Category:

На Польшу со стальными кулаками


e213a89e541325c2577b716ad9d8110f.jpg

Броневые части в ходе Гражданской войны в России во время боевых операций часто сводились в группы. Они действовали и проявляли себя в зависимости от специфики местности.

По составу группы различались. Были только из бронепоездов, другие – из бронеотрядов, создавались и смешанные. Операцию брал под начало один из командиров. Штаб и связь формировались из состава бронечастей, входивших в группу, однако без строгой организационной структуры.
caa401d5f26b367c91477386b6783dc8.jpg
Автоброневой отряд им. Жана Жореса Красной армии.
Состояние техники ограничивало ее применение и требовало наличия шоссейных или железных дорог (что, конечно, не распространялось на танки). Качество коммуникаций на ТВД Гражданской войны также порой существенно сказывалось на боевых действиях.
f793ae0f3a3fc9e35e6f03c33c72e2a1.jpg
В ходе Советско-польской войны 1920 года в районе юго-западнее Полоцка, между озерами Святое и Долгое командованием Красной армии был намечен прорыв позиций противника с помощью танков.
c6b1a35100d150c8f1d3cb5a759129c4.jpg
Польская пехота и танки во время атаки.
В этом районе проходили шоссе и железнодорожная линия. Там были сосредоточены бронепоезд, по одному броневому и танковому отряду. В день, намеченный для прорыва, с рассветом бронепоезд открыл огонь для отвлечения противника на себя.
460a37f4b5072cd1d31cb9ef3f20e97b.jpg
Схема тяжелого бронепоезда, 1927 год.
Потом неожиданно для поляков были двинуты танки, прорвавшие позицию оборонявшихся. Противник стал поспешно отходить, бронеавтомобильный отряд начал их преследование по шоссе. В итоге получилась согласованная картина действий межвидовой, как сказали бы теперь, группировки.

В ходе отступления РККА от Варшавы в сентябре 1920-го на железнодорожной линии Брест-Литовск – Ковель действовало два бронепоезда, а на соединявшем города шоссе находился бронеавтомобильный отряд. Однако части действовали без единого командования, каждая сама по себе.
63532d5ee801011416abf06a52b1e0a8.jpg
Бойцы красного бронеотряда.
В результате польские кавалеристы со стороны Холма и пехота на грузовиках, выдвинувшаяся от Брест-Литовска, перерезали железнодорожную ветку и прорвались в Ковель. В ходе операции оказались уничтоженными оба бронепоезда и бронеотряд.
Если бы при начальнике дивизии, которая занимала данный участок, находилось единое командование бронесилами, катастрофы можно было избежать и легкого взятия Ковеля у поляков точно не получилось бы.
0e2d7e79b911961aca2a33e46db3dfcd.jpg
Другой эпизод, произошедший в районе Коростеня в октябре 1920 года, привел к гибели одного бронепоезда, а два других вышли из боя лишь благодаря героическим усилиям экипажей. Здесь враг ударил в самое уязвимое место – в железнодорожный узел, где находился штаб дивизии. Бронепоезда оказались предоставлены сами себе.
7ecc94c98ee756643ddf9f16a763db34.jpg
Бронепоезд «Комуніст Коростеньського району»
Таким образом, бронегруппы были эффективны, когда действовали постоянно, а не эпизодически, и под единым командованием. Важный фактор – обеспечение необходимой связью: телефонной, телеграфной, курьерской. Управление группой было эффективно тогда, когда оно оказывалось достаточно мобильным.
660ecfa9f9581d0ca0a0b3f20db4db68.jpg
"Остин-Русский" 1-го автобронеотряда РККА, захваченный поляками.
Приобретенный в годы Гражданской войны опыт оказал существенное влияние на дальнейшее развитие бронечастей РККА.
Алексей Олейников, доктор исторических наук

Tags: армия, большевики, военные, война, гражданская война, польша, ссср, статья, танки
Subscribe

promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment