ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Category:

О единственном в мире советском реактивном биплане

Бипланы (самолеты с двумя крыльями) получили свое развитие в самом начале эры авиации, но, несмотря на некоторые преимущества, всё же уступили место монопланам. Тем не менее, знаменитые «кукурузники» Ан-2 до сих пор трудятся на полях многих сельскохозяйственных угодий, да и в региональных перевозках они встречается часто, особенно в отдаленных районах страны.


Мелец М-15

Наиболее типичная схема расположения поршневого двигателя у биплана – на носу. Но существует единственный в мире самолет-биплан, который имел не поршневой, а двухконтурный турбореактивный двигатель. Также этот самолет остается единственным сельскохозяйственным самолетом с турбореактивным двигателем.


Этот биплан получил название WSK-Mielec M-15 (Мелец М-15) и был выпущен на авиационном заводе в Польше по разработке и заказу Советского Союза. Причиной разработки этого необычного самолета послужила потребность в обработке больших сельскохозяйственных площадей, с которыми обычные самолеты не справлялись из-за невысокой скорости и малой грузоподъемности. Следует отметить, что М-15 создавался именно как специализированный самолет для сельхозработ, в отличие от того же Ан-2, который был многоцелевым.



Перед разработчиками стояла сложная задача. В конце концов, было принято решение использовать газотурбинный двигатель АИ-25, разработанный в 1966 году в Запорожском машиностроительном КБ «Прогресс». Он имел небольшой вес (около 300 кг), имел большой ресурс, да и отсутствие винта при сельхозработах повышало безопасность находившихся рядом людей. Кроме того, сжатый воздух, отбираемый от двигателя, позволял бы распылять химикаты намного эффективней, чем было до этого.



Для чего же использовали именно биплан? Дело в том, что данная аэродинамическая схема позволяет существенно уменьшить и взлетную, и рабочую скорость, а также скорость сваливания – то, что требуется при удобрении полей.



Выбор двигателя продиктовал и его размещение на фюзеляже. Он должен был находится высоко над землей, чтобы избежать попадания внутрь грязи и посторонних частиц. Да и влияние реактивной струи на почву было изучено мало – возможно это привело бы к сильной эрозии плодородного грунта.



Для избежания попадания горячей реактивной струи на конструкцию самолета разработчики решили применить двухбалочную схему и П-образное оперение.

Всего было построено 172 таких самолета. Самолет получился достаточно странный по внешнему виду, и на Парижском авиасалоне 1976 года получил прозвище «Бельфегор» (Бельфегор – средневековый демон). Экипаж воздушного судна состоял из одного человека, также была возможность разместить двух пассажиров. Максимальная взлетная масса составила 5650 кг, крейсерская скорость – 140 км/ч.



Несмотря на то, что самолет обладал хорошей устойчивостью в воздухе и имел простое управление, экономическая эффективность оказалась низкой, значительно ниже расчетных значений. Также самолет требовал определенной подготовки полосы для взлета и посадки. Использование самолета было оправдано только при обработке сверхбольших площадей, которых среди общего количества было не более 2%. В остальных же случаях старый добрый Ан-2 по эффективности полностью «уделывал» реактивный М-15.



Тем не менее, самолеты Мелец М-15 исправно трудились на полях с 1976 по 1983 годы, после чего были выведены из эксплуатации. В настоящий момент два экземпляра находятся в авиамузеях – в Монино и в Ульяновске.

См.также:

АН-2 "Кукурузник"

Музей Гражданской Авиации в Ульяновске

Чем заменить экраноплан?

"50 самолетов, изменивших авиацию": страницы истории крылатых машин

60 лет реактивной гражданской авиации



Tags: авиа, польша, самолеты, ссср, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments