chapleeng (chapleeng) wrote in picturehistory,
chapleeng
chapleeng
picturehistory

Categories:

Подарки с небес.

Часть первая.     

Охота на сорокапута.


Вместо пролога

«Ничто более оскорбительное для гордости морской державы не происходило в наших отечественных водах с XVII века» - The Times

«Несомненно, это самая худшая неделя, которую мы пережили со дня падения Франции» - The Spectator

«Как это стало возможным, чтобы КВВС сбросили на 3 германских корабля более 4000 тонн бомб, но при этом, те сумели полным ходом уйти из Бреста?» - New Statesman

IВ январе 1942-го года Германия начала подготовку к проведению операции «Цербер». Требовалось перегнать три крупных надводных корабля Кригсмарине - линкоры «Шарнхорст», «Гнейзенау», и тяжёлый крейсер «Принц Ойген», из «французского» Бреста в порты Северной Германии. В англоязычной прессе и литературе эта операция известна как Channel Dash - «Рывок через Ла-Манш».
Операция прошла успешно, с полным унижением авиации и флота Великобритании. Адмиралы и капитаны Германии получили свои ордена и звания, а офицеры Королевских войск приступили к анализу провала.
А цифры статистики не радовали и были они такими – «... при обеспечении воздушного прикрытия согласно первым сообщениям было сбито 43 британских самолёта — бомбардировщики, торпедоносцы, истребители — были сбиты либо истребителями, либо огнём противовоздушной артиллерии. Эта цифра позднее увеличилась более чем до 60 сбитых самолётов, потери же немецкой авиации составили 11 человек и 17 самолётов (из них 2 FW-190). Причём большая часть истребителей Люфтваффе разбилась при посадке из-за плохой погоды…».
Свежий и незнакомый FW-190 «Würger» — «Сорокопут» показал, кто в небе над Английским каналом хозяин. Превосходство в небе над Ла-Маншем перешло к люфтваффе.




II. Британским ВВС был нужен неповрежденный Fw 190, чтобы они могли раскрыть технические секреты нового немецкого суперистребителя. Но как его заполучить? Были выдвинуты различные схемы, одна из самых диковинных была предложена командиром одной британской эскадрильи, «асом» Полом Ричи.
Его план состоял в том, чтобы пилот RAF (Royal Air Force - Королевские военно-воздушные силы) говорящий по-немецки, в форме Люфтваффе, направил захваченный истребитель Messerschmitt (которых у RAF было несколько), который выглядел так, будто он был поврежден в бою, во Францию и приземлился на аэродроме где базируются Fw 190. «Немецкий» пилот должен был убедить, что он такой-то полковник, и ему нужен новый самолет, для дальнейшего важного перелета.
О времена, о нравы…
Неизвестно до чего бы додумались британцы, если бы им не помог один чех.
23 июня 1942 года немецкая III истребительная группа Jagdgeschwader 2 (JG 2, Второе истребительное крыло), базировавшейся в Морле в Бретани была поднята, чтобы перехватить силы из шести «Бостонов», возвращавшихся с бомбардировки.


«Бостоны» сопровождали три эскадрильи RAF с чехословацкими экипажами - 310-я, 312-я и 313-я эскадрильи под командованием Алоиса Вашатко.
Все Бостоны благополучно вернулись, в то время как над Ла-Маншем развернулась драка с сопровождающими Спитфайрами, в результате которой было потеряно два Fw 190 и семь Спитфайров, в том числе Алоис Вашатко, который погиб при столкновении с Fw 190.
Один из немецких пилотов, оберлейтенант Армин Фабер, во время боя потерял ориентацию и отделился от других немецких самолетов. На него напал самолет сержанта Франтишека Трейтнара из 310-й эскадрильи. Пытаясь избавиться от «Спитфайра», Фабер полетел на север над Эксетером в Девоне. После долгого маневрирования на высокой скорости Фабер сумел развернуться и сбил своего преследователя в лобовой атаке.


Трейтнар благополучно выпрыгнул с парашютом, хотя до этого он получил осколочное ранение в руку и сломал ногу уже при приземлении; его «Спитфайр» разбился возле деревни Блэк Дог, Девон. Между тем, дезориентированный Фабер принял Бристольский пролив за Ла-Манш и полетел на север, а не на юг. Думая, что Южный Уэльс - это Франция, он повернул в сторону ближайшего аэродрома - RAF «Пембри».
Наблюдатели на земле не могли поверить своим глазам, когда Фабер взмахнул крыльями в праздновании победы, выпустил шасси «Фокке-Вульф» и приземлился.


Дежурный пилот базы «Пембри», сержант Джеффрис определил, что самолет был немецким и когда Fw 190 замедлился, он запрыгнул на его крыло и взял в плен Фабера, угрожая ракетницей (поскольку у Джеффриса не было другого оружия под рукой).


III.  Капитану Хью Уилсону, пилоту, который в основном отвечал за испытательные полеты захваченных самолетов противника, было предложено перелететь из RAF Pembrey в RAF Farnborough  (Фарнборо ) под гарантией отсутствия крушения. Дать такую гарантию было невозможно, поэтому самолет разобрали и перевезли на грузовике.
В Фарнборо Fw 190 был перекрашен в цвета RAF и получил серийный номер RAF MP499 и букву «P» для прототипа.
Испытания и оценка начались 3 июля 1942 года в Королевском авиастроительном заводе (RAE) в Королевских ВВС Фарнборо. Было выполнено много испытательных полетов, что дало союзникам чрезвычайно ценные разведданные.



Позже самолет был передан в Отдел разработки воздушного боя в Королевских ВВС Даксфорд, для тактической оценки, где он прошел имитационные боевые испытания против нового Spitfire Mk.IX, предоставив ВВС методы наилучшей борьбы с Fw 190A на их новом истребителе.


Вместо эпилога.

Из статьи, посвящённой испытаниям, опубликованной в английском журнале «Aeroplane» от 14 августа 1942 г.
«Впервые самолеты этого типа были использованы в боях в сентябре 1941 года, однако теперь у нас есть возможность судить об этом истребителе-бомбардировщике на основе реальных фактов. Это очень хороший самолет, однако, ничего мистического в нём нет: он вовсе не такой непобедимый, как кричит о нём немецкая пропаганда.
FW 190A-3 представляет собой компактный высокоскоростной истребитель с мощным вооружением и хорошей бронезащитой. За счет высокой посадочной скорости FW 190A-3 довольно сложен в пилотировании, однако на высотах от 4800 до 7200 метров FW 190 представляет собой грозного противника, так как здесь он лучше любого другого современного самолета в мире. Выше и ниже он уже не столь эффективен.
С технической точки зрения наибольший интерес представляет использование в качестве двигателя истребителя мотора воздушного охлаждения. На FW 190A-3 установлено первоклассное электрооборудование, причем очевидно, что самолет спроектирован с учетом упрощения технологии производства. Самолет отлично слушается штурвала, однако двигатель не сразу реагирует на изменение режима работы.
Бронирование истребителя размещено очень продуманно. Бронеспинка выполнена из брони толщиной 14 мм, за креслом установлена бронеспинка толщиной 8 мм, толщина лобового бронестекла козырька кабины 2,25 дюйма. Передний ряд цилиндров двигателя закрыт кольцом из броневой стали толщиной 5 мм, второй ряд цилиндров — кольцом толщиной 3 мм. Вывести из строя самолет FW 190 пулеметным огнём почти невозможно, но от снарядов пушек он уязвим.
Двигатель BMW-801D очень компактен. Очень широкие лопасти воздушного винта сравнительно небольшого диаметра можно считать недостатком при полетах на большой высоте, но увеличение диаметра винта ограничено высотой стоек основных опор шасси. С конструктивной точки зрения шасси являются едва ли не лучшими в мире. Лучше разве только шасси американского истребителя „Мустанг“.
Самолет FW 190 приятен в пилотировании. Управлять элеронами можно кончиками пальцев. Истребитель легко крутит бочки на высоких скоростях полета, быстро разгоняется на пикировании до очень высокой скорости. Самолет в целом представляет собой совершенную систему оружия, аэроплан, который следует тщательно изучать».

По материалам из:
https://alchetron.com/Armin-Faber
https://dirkdeklein.net/2017/06/23/oberleutnant-armin-faber-oops-i-did-not-mean-that-to-happen/
и др.

Chapleeng 2020
Subscribe
promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments