prajt (prajt) wrote in picturehistory,
prajt
prajt
picturehistory

Category:

Домик Петра I. История старейшего сооружения Петербурга

Окончание

Защитный кокон для Домика

Этот дом — не просто дом:
Дом другой запрятан в нем.

(В. Суслов)


Итак, первая каменная (кирпичная) галерея для защиты реликвии была сооружена еще при жизни Петра I, в 1723 году.
В центре выставочного стенда музея «Домик Петра I» гордо красуется копия протокола Канцелярии от строений, который в переводе на современный русский язык гласит:



Домик Петра I, копия протокола Канцелярии от строений


«В прошлом 1723 году июля 1 дня по Императорского Величества указу и по определению Канцелярии от строений велено по ведомостям архитекта Трезини к делу каменных столбов на голярее с арками кругом Красных хором Его Императорского Величества которые по берегу Невы, подле Святейшаго правительствующего Синадо подрядить вольных людей каменщиков и о том при Санктпитербурхе публиковать в народ, и публиковано».

Все работы по сооружению этого каменного «панциря» были выполнены по проекту архитектора Доменико Трезини. Как показывает следующий чертеж из коллекции Берхгольца, сооружение имело вид аркады (с пилястрами и высокой четырехскатной крышей) и было окружено балюстрадой с балясинами. Как нетрудно заметить, первоначально это был не сплошной «футляр», как теперь, а именно крытая галерея.


План Домика Петра I и защитной галереи, чертежи из коллекции Берхгольца



К строительству галереи приступили в сентябре 1723 года, но два сильных наводнения затянули работы до лета 1724 года. Под основание галереи был забутован плитным камнем фундамент, на который опирались оштукатуренные и побеленные кирпичные столбы. Столбы несли крышу, крытую «шестью тысячами пар гонтов», окрашенных в красный цвет. Окрашенные черленью (красной краской) фасады Домика прекрасно сочетались с белоснежной аркадой галереи. С северной стороны, напротив входной двери Домика, была небольшая лестница. Видное на чертеже ограждение из балясин, несмотря на частые повреждения, регулярно восстанавливалось и просуществовало до 1784 года. Отмостка (пол по периметру Домика, «от хором до пилястров») была уложена кирпичом «в ребро» и поддерживалась в таком виде до 1843 года. Каменные ступени лестницы были засыпаны во время неоднократного подсыпания грунта вокруг Домика.


А. Г. Рудаков. Два изображения Домика Петра I, с галереей и без (иллюстрация 1779 года, из книги А. Богданова «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 года по 1751 год») [13]



Домик Петра I нередко становился жертвой знаменитых петербургских наводнений. Одно из первых случилось 11 сентября 1706 года. Вот как описывает его сам царь в письме к А. Д. Меншикову: «...третьего дня ветром вест-сюд-вестом такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах была сверх полу 21 дюйм [немногим повыше полуметра], а по городу и по другой стороне по улице свободно ездили в лодках, однако ж недолго держалась: менее 3 часов. И зело утешно было смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели, не токмо мужики, но и бабы».

О последнем большом наводнении, которое произошло уже в советское время, 29 сентября 1975 года, напоминает металлическая дощечка на восточном фасаде Домика с отметкой уровня воды — 278 сантиметров выше ординара. Отметка наводнения 1975 года:






Защитная галерея сдерживала натиск стихии, но ее возможности были ограниченны. Первый ремонт трезиниевской галереи потребовался уже через 12 лет, после наводнения 1736 года, когда в доме «от больших прибылых вод подняло по гнилости половые доски, с лица [со стороны Невы] фундамент плитный развалился». Домик и галерею отремонтировали в 1738 году. Были забиты сваи под фундамент галереи, поставлены балясы, перебран пол. В 1742 году снова возникла необходимость «исправить починкою в галдарее кирпичный пол и переправить четыре каменных столба, восемь перемычек, на которых имеется кровля, и, разобрав, переделать вновь; ... фундамент подбутить плитным камнем, пол перестлать кирпичом» .

Но невские воды не унимались. В 1752 году фундамент галереи подмыло, «каменные столбы так просели, что едва не упали, а в кровле имеется течь». Но после этого донесения работы, видимо, выполнены не были, так как в новом рапорте смотрителя от мая 1754 года перечисляются те же самые повреждения, только принявшие более угрожающий характер. После осмотра Домика 6 июня 1754 года известным штукатурным мастером и лепщиком Игнатием Росси и Харманом ван Болесом был исправлен фундамент, в очередной раз забиты сваи и сделаны перемычки между столбами, вымощен пол и поставлены балясы. Но, несмотря на серьезный ремонт фундамента, 19 сентября 1757 года «прибылой водой» вновь подмыло сваи, выбило щебень и плиты фундамента, унесло балясы.


Последующий «футляр» и ремонты Домика Петра I

Конечно, ни одна деревянная постройка не способна просуществовать без потерь три с лишним столетия, тем более если она стоит на топком берегу Невы.

Катастрофическое наводнение 10 сентября 1777 года причинило городу огромный ущерб. Пострадал и Домик Петра. Известно, что «от великой бури и наводнения венцы домика, внутри полы и часть балок, также двери и окна с косяками и ставнями сильно повредило». Бригада из 14 плотников устраняла эти повреждения целую неделю, и вряд ли они особо церемонились со старинными бревнами: где считали необходимым — заменяли на новые.

Видимо, уже тогда возникла мысль о нецелесообразности очередного ремонта старой галереи: разумнее было построить новую. Наконец, 14 февраля 1784 года Екатерина II издала указ — «отпустить для поддержания целости Первоначального на Петербургском острову Дворца 1344 руб. 28 коп.». Состоялись торги на выполнение работ. Торги выиграл крестьянин Даниловского уезда Колкоткин.

Летом 1784 года началось строительство новой защитной галереи. Под присмотром надворного советника Крока и архитектора Фока были разобраны до основания 15 ветхих столбов, а затем на старом фундаменте, под который снова забили сваи, возвели пролеты арок, укрепленные железными связями. Внутри галереи «выстланный на ребрик» пол заменили новым. Кровлю на галерее покрыли вместо гонта листовым железом. Все работы были завершены уже в сентябре.

На выставочном стенде музея «Домик Петра I» можно увидеть литографию Медландта по рисунку Кэра «Домик Петра I» (1805 год), изображающую новую галерею, построенную в 1784 году на фундаменте трезиниевской и повторяющую ее архитектурные формы:




К концу XVIII века, когда центр петербургской жизни переместился в другие районы, набережная около Домика превратилась в окраину, где выгружали бревна, камни и другие материалы, которые обыватели складывали в штабеля прямо на берегу. Городские власти пытались навести порядок. Прилегающую к Домику территорию наконец расчистили в 1795 году, «дабы такой достопамятный Дворец и монумент Санкт-Петербурга со всех сторон открыт был». У фундамента галереи укрепили откос из булыжного камня, а чтобы во время наводнения стоящие у причала суда не повредили Домик, были сооружены быки и с трех сторон памятника установлены надолбы. Следующая иллюстрация изображает Домик вскоре после проведения этих работ. Подъезды к нему расчищены, а территория обнесена оградой.



Вид от домика Петра I на Летний сад и Дворцовую набережную в 1820-е годы [13]



В 1789 году архитектор Старов отдал распоряжение «выкрасить Первоначальный дворец с лицевой стороны на вид кирпича и заменить разбившиеся стекла». Непрерывная осадка фундамента галереи вызывала искривление стен Домика, из-за чего в 1815 году пришлось «с восточной стороны в выпятившуюся стену поставить две стойки и укрепить железными болтами, дабы сколько можно удержать от повреждений».

В наводнение 1821 года «прибыло воды в Неве так, что Первоначальный дворец затопило на один аршин, отчего и подняло все половые доски со своих мест». Во время ремонта заменили половые балки, укрепили стропила, косяки в дверях и окнах, а стены выправили и скрепили болтами и стойками, обшив их затем, как и выступающие торцы бревен, досками. Так на фасадах впервые появились пилястры, исказившие облик Домика. Тогда же был установлен карниз сложного профиля. Остатки этого карниза сохранены сейчас на восточном фасаде.

На выставочном стенде музея можно увидеть большой чертеж футляра для Домика Петра I, выполненный архитектором А. П. Писцовым в первой четверти XIX века (ок. 1822 года). Этот рисунок галереи и Домика подтверждает, что галерея, построенная в 1784 году, являлась повторением ранее существовавшей.


Чертеж футляра для Домика Петра, ок. 1822 года



Многократные ремонты, проводившиеся в XIX веке в Домике Петра I, также наложили на него свой отпечаток. Наиболее серьезные ремонтные работы выполнялись в 1816 и 1826 годах.

В 1822 году для лучшей сохранности Домика застеклили пролеты арок, в них сделали створчатые двери и вставили 480 стекол. После этих переделок галерея приобрела облик, близкий к современному, и стала называться «футляром» или «чехлом». Во время наводнения 7 ноября 1824 года (которое описал Пушкин в «Медном всаднике») Домик потерпел незначительный ущерб. Пострадал в основном футляр, его отремонтировал мастер Иван Козлов.

В 1825 году «лунные» стекла в окнах были заменены обыкновенными. При этом сохранили мелкую расстекловку в свинцовых переплетах. В 1833-1834 годах было произведено «обитие вновь в трех комнатах стен и потолков фландрским полотном вместо ветхого».


Нынешний футляр

Существующий ныне кирпичный павильон-футляр Домика Петра I был сооружен в 1844 году. К тому времени состояние защитного павильона вновь потребовало ремонта, и архитектор Роман Иванович Кузьмин, обследовавший памятник, подал рапорт с обоснованием необходимости строительства нового чехла.

Согласно проекту Р. И. Кузьмина, строители до основания разобрали кирпичные стены галереи и проложили под Домиком каменные сводчатые тоннели, служившие водосборниками. Для предохранения полов от сырости весь фундамент был сделан из цемента. Пол между домиком Петра I и футляром был выложен кирпичом в несколько рядов, залит цементом и покрыт асфальтом.


Домик Петра I, Санкт-Петербург



Кузьмин писал: «Каменную работу по устройству чехла предполагается произвести самым чистым и прочным образом и особенной кирпичной кладкой на манер голландской, чтобы швы были прямы и ровны как стен, так и карнизов и наличников арок. Выстилку пола производить плитою с подсыпкой песку и заливкой известью. Под стенами Дворца фундамент сделать весь на цементе и возвести вновь нижние звенья. Пространство между стен и простенков выстлать плашмя в несколько рядов кирпичом с заливкой цементом и сверх того покрыть уже асфальтом; тогда влияние воды на фундамент никакого вреда не произведет <...>, причем присовокупляю, что самый Дворец остается в том самом виде, как ныне существует, за исключением перемены нижних венцов».

В последней фразе архитектор несколько слукавил: на самом деле работы опять не обошлись без существенного вмешательства в облик исторического памятника. В помещении столовой прорубили вентиляционное отверстие и сделали вытяжную трубу, которая заканчивалась на чердаке, а потолочные балки обшили войлоком и обили железом «для предупреждения опасности от пожара, происходящего от горящих свечей». Тогда же были изготовлены свинцовые погоны к переплетам, а «из магазина Богородицкого стекольного завода отпущено стекол зеленых 120 листов». На крыше частично заменили гонт. Фасады окрасил с разделкой под кирпич художник Травкин. Внутри Домика обойный мастер Шувалов обил стены и потолок новым холстом. Тогда же были подведены новые нижние звенья сруба.

Чтобы укрепить просевший и покосившийся сруб, его стены во время ремонта стягивались досками, которые устанавливались по вертикали с внутренней и наружной сторон здания и соединялись между собой болтами, пропущенными сквозь толщу бревен. Внутри Домика эти накладки скрыли обивкой из ткани, а снаружи их закрыли дощатыми коробами, имитировавшими форму пилястр. Таких коробов-пилястр на продольных стенах и торцах здания насчитывалось двенадцать.

Новое здание было возведено точно в границах старой галереи. Строители лишь незначительно изменили пролеты арок на продольных фасадах, что было вызвано необходимостью увеличить дверные проемы в футляре. Для сохранения единства архитектурного ансамбля архитектор применил для футляра стиль, близкий к петровскому барокко. Здание представляет собой постройку с неоштукатуренной кирпичной кладкой, широкими окнами и мелкой расстекловкой. Венчает его крыша с переломом.


Домик Петра I, Санкт-Петербург




Во время строительства нового павильона-футляра в 1844 году пол этого футляра, вплотную примыкающий к стенам Домика, был так приподнят, что закрыл нижний венец сруба, исказив тем самым пропорции петровского здания. Это было исправлено лишь во время реставрации 1970-х годов.

В 1869 году встал вопрос «об установлении в окнах железных решеток в виде переплета, но без стекол, с внутренними створчатыми дубовыми рамами, и входной железной двери в самом Дворце со шпингалетным замком и на старинных петлях». Эти меры были приняты для охраны имущества часовни, устроенной в столовой Домика во второй половине XVIII века. Решетки, повторяющие мелкую расстекловку окон, сохранились до наших дней.

В 1889 году было принято решение о расширении футляра путем пристройки двух тамбуров (приделов) с северной и южной стороны, что и было сделано по проекту архитектора Н. М. Салько. Южная пристройка предназначалась для хранения мемориальной лодки-верейки, помещавшейся до этого на галерее рядом с Домиком, что не давало возможности обойти его кругом. Пристройка с севера была добавлена для придания симметрии. Работы выполнили к концу ноября 1889 года. В результате чехол приобрел в плане форму креста. Одновременно был произведен ремонт пола вокруг Домика и каменного тротуара вокруг футляра. Ветхий пол из пудожской плиты заменили таким же новым, а в северном крыле у главного входа пол выложил из искусственного мрамора скульптор Грациозо Ботта .


Часовня в Домике Петра I

Домик стал предметом особых попечений российских монархов, начиная с дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны. По ее распоряжению в 1741-1742 годах в Домике была открыта часовня образа Спаса Нерукотворного. Тогда же была учреждена особая комиссия, в обязанности которой входило наблюдение за состоянием самого Домика и находящейся в нем часовни.

Главной святыней часовни была икона Нерукотворного Образа, которая некогда принадлежала Петру I и сопровождала его во всех походах и сражениях. По преданию, она была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым и перешла к его сыну по наследству. Этот образ относился к числу наиболее почитаемых в городе и принимал участие в праздничных молебнах.


Икона Спаса Нерукотворного, Санкт-Петербург



Перед иконой Нерукотворного Образа лежала молитва Спасителю («Господи Щедрый и Милостивый...»), переписанная рукой императрицы Елизаветы, которая читалась каждый раз за богослужением. Вначале молебны служило духовенство Троицкого собора, затем часовня перешла в дворцовое ведомство. С 8 ноября 1851 года по повелению императора Николая I богослужение в Домике стало отправляться по придворному чину, усвоенному во всех прочих императорских дворцах.


Домик Петра I, фото начала XX века



Чудотворная икона Спаса Нерукотворного уже с XVIII века являлась самой почитаемой в Санкт-Петербурге. Поклониться образу приходили все слои населения. Выражение «идти к Спасителю» было понятно каждому петербуржцу. Особенной популярностью часовня пользовалась у школьников и студентов: считалось, что молитва перед образом помогает успешно сдать экзамен. Накануне сессий многие родители лично отвозили своих чад в домик Петра I. Пристань у Летнего сада в народе так и называлась: «Пристань к Спасителю», а призывные крики вахтенного матроса: «к Спасителю за две копейки!» — были слышны задолго до подхода к набережной.


Вид часовни (бывшей столовой Петра I) на фотографии конца XIX – начала XX века. сейчас фото экспонируется на стенде в музее)



Часовня размещалась в столовой Петра I, а в кабинете была ризница.
В ризнице было устроено нечто наподобие мемориальной комнаты, в которой «как достопамятные редкости» хранились личные вещи Петра I: токарный станок и инструменты, а также предметы собственноручной работы Петра (кресло с кожаной подушкой, набитой конским волосом; деревянная рюмка с резьбой; оконная рама со свинцовыми переплетами; деревянная скамеечка). Перечень и изображения этих предметов можно увидеть на выставочном стенде в музее «Домик Петра I». Кресло сохранилось и демонстрируется в кабинете Петра I.


Предметы Петра I, хранившиеся в ризнице часовни


Вид ризницы, устроенной в кабинете Петра. Гравюра Л. А. Серякова по рисунку с натуры А. Н. Пищенкова; копия гравюры демонстрируется на выставочном стенде в музее «Домик Петра I»



Домик страдал от огромного количества посетителей. Через его маленькие помещения проходили тысячи людей. Для регулирования нескончаемого потока богомольцев окно в спальне в 1860 году было превращено в дверь, и паломники, таким образом, входили в часовню (бывшую столовую) из сеней и выходили через дверь в спальне. Сосновые полы в спальне были заменены каменными.

В рапорте от 26 марта 1910 года инспектор по строительной части архитектор фон Гоген сообщает: «Множество проходящих целый день людей, горящих свеч дают массу паров, конденсирующихся на холодных стенах и потолке столовой... Богомольцы стоят сплошною массою, оставляя свободным только место, необходимое для священника, и за подсвечником, полным горящих свеч... Из изложенного явствует, что первый дворец Петра находится в положении постепенного неминуемого разрушения как от наводнений, так и постоянного притока сырости от посетителей в холодное время, и под страхом ежечасной опасности от пожара».

В 1929 году часовня была закрыта по распоряжению советских властей. Икону Спаса Нерукотворного вначале передали в Троицкую церковь на Стремянной улице, а после ее закрытия — в Спасо-Преображенский собор, где образ находится по сей день.


История Домика Петра I в советское время

В 1917 году Первоначальный дворец с находившейся в нем часовней перешел из придворного ведомства в Народный комиссариат имущества республики, в 1918 году — передан в ведение Музейного фонда Главнауки Петроградского отделения. В 1918 году Домик был поставлен под государственную охрану.

В период с 1918 по 1922 год службы в часовне были прекращены. В 1922 году Церковное управление получило право пользоваться часовней. 17 января 1923 года между Петроградским епархиальным управлением и администрацией Музейного фонда было заключено соглашение об аренде часовни Епархией. Это соглашение продлевалось до 1929 года. 17 декабря 1929 года Главнаука расторгла договор, часовня была ликвидирована, а «Первоначальный дворец Императора Петра Великого» превращен в музей «Домик Петра I».

В 1930 году музей «Домик Петра I» открылся для обозрения. В 1934 году он поступил в ведение управления дворцов-музеев при Ленинградском городском Совете и вошел в комплекс Петровских дворцов Петергофского объединения.

Во время Великой Отечественной войны наиболее ценные экспонаты Домика (одежда Петра I и произведения прикладного искусства) были отправлены за Урал, в город Сарапул, а часть мебели спрятали в подвалах Исаакиевского собора. Летом 1944 года Домик, пострадавший от бомб и снарядов, был восстановлен и в сентябре открыт для посетителей. Домик стал первым музеем Ленинграда, открытым после снятия блокады.


Домик Петра I, вход в музей сегодня






https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post395095704






Tags: архитектура, личность
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments