mgsupgs (mgsupgs) wrote in picturehistory,
mgsupgs
mgsupgs
picturehistory

Венская Опера и Скорая помощь- 2

Оригинал взят у mgsupgs в Венская Опера и Скорая помощь- 2
ГАЗ 12-Б ЗИМ

Часть вторая. С 1947 по наши дни...

В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта. Видно, что задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что значительно удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от носилок виден ящик — видимо, там было предусмотрено его "штатное место".
Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была быстроходной, но очень прожорливой — расход топлива 27,5 л/100 км.

Продолжение.


 (699x568, 84Kb)



В 50-х годах на помощь ЗИСам пришли машины ГАЗ-12Б ЗИМ. Переднее сидение отделялось стеклянной перегородкой, в задней части салона располагались выдвижные носилки и два раскладывающихся сидения.


ГАЗ 12-Б ЗИМ, салон

Салон медицинского автомобиля ГАЗ 12-Б ЗИМ

Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 в форсированном варианте достигал мощности 95 л.с., был несколько "скоромнее" по динамическим качествам, чем ЗИС-110, зато и бензина (А-70, считавшегося в те годы высокооктановым) потреблял заметно меньше —18,5 л/100 км.
Так что на представительских автомобилях в СССР мог раскатывать, в принципе, любой, а не только партийные боссы:-)
ЗИМы, как, впрочем, и ЗИС-110 могли переделываться в кустарных условиях из пассажирской в скорую (при передаче машин от партийных и советских органов в здравоохранение, что наблюдалось, например, в Якутске), так и наоборот — из скорой в пассажирскую -после того, как отходившая свое машина списывалась и продавалась по остаточной стоимости населению. Поэтому, собственно, этих машин в первоначальной "скоропомощной" судьбой и не видать на выставках старинных машин. А жаль...



 (700x548, 70Kb)

Куда более скромный автомобиль — Москвич 400-420М — медицинская модификация Москвича-400 (фактически копия Опель Кадет К38) — стал помогать службе неотложной помощи и в прочих медицинских нуждах. В 1948 году Мосгорздравотдел закупил около 200 Москвичей, которые стояли практически у каждой городской поликлиники.

Безусловно, использование Москвича-400 в качестве машины скорой помощи было немыслимо, но в других медицинских целях — почему нет? Главное — машина была самой экономичной в те годы среди советских машин: 23-сильный двигатель потреблял всего 9 литров бензина А-66.



Cуществовала и медицинская модификация знаменитой "Победы" ГАЗ-М20 (фото слева прислал недавно Николай Марков из Тулы). В машине несколько наискось располагались складные носилки. Левая половинка спинки заднего сидения могла откидываться, освобождая место для носилок. Похожая конструкция применяется до сегодняшнего дня.




Нет сведений о наличии у этой машины собственного буквенного индекса, обозначавшего ее принадлежность, также как и информации о производстве данной модификации на Горьковском автозаводе. Возможно, эта машина переделывалась из серийной на авторемонтных заводах и в гаражах скорой помощи по чертежам ГАЗа. Кроме того, обычные (пассажирские) Победы часто использовались для работы в качестве машин неотложной помощи и других нужд больниц и поликлиник.Произведенная по лицензии в Польше "Варшава" тоже имела санитарную модификацию (справа).



После войны ГАЗ-55 заменили ПАЗ-653 (на базе легендарного ГАЗ-51 с кузовом, созданным на Павловском автобусном заводе).
В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара).
Существовал и более ранний (вероятно до 1956 года выпуска) вариант санитарного ПАЗ-653 (справа), несколько отличавшийся внешне, в том числе дерево-металлической кабиной.



Эти автомобили я помню: в детстве на таком грязно-бежевом фургончике с надписью "Спецмедпомощь" менты собирали пьяных у станции метро "Речной вокзал" и, надо думать, здорово "помогали".

Одна из машин до недавнего времени была еще жива (на фото - ПАЗ-653, Екатеринбург)



Такие же кузова ставились на полноприводное шасси ГАЗ -63 и использовались в Советской армии под названием АС-1 (слева).
Справа представлен более поздний вариант военного санитарного автомобиля - АС-3, который мог монтироваться как на шасси ГАЗ-51, так и ГАЗ-63. Рама удлиннялась, в задней подвеске убирались подрессорники и вводились четыре гидравлических амортизатора (по два с каждой стороны) Металлический кузов-фургон оснащался носилками в 3 яруса (верхние носилки крепились к складным опорам на потолке) и был рассчитан на 7 лежачих и 2 сидячих мест или 14 сидячих (+ в кабине места водителя и санитара). Кузов оснащался приточно-вытяжной вынтиляцией, отоплением за счет системы охлаждения двигателя и переговорным устройством между будкой и кабиной, а также вещевыми ящиками.



Основным автомобилем Скорой помощи городов (т.н. линейным) в 1960-х были специализированные машины РАФ-977И (выпускались Рижским автомобильный заводом на агрегатах "Волги" ГАЗ-21).
Судя по всему, именно на эти машины впервые стали ставить проблесковые маячки оранжевого (или красного?) цвета.




С 1957 года в Москве организована двусторонняя радиосвязь между бригадами и оперативным отделом станции.Более поздняя модификация, внешне отличавшаяся широкими боковыми окнами и широкой боковой дверью, — РАФ-977ИМ. Эти машины долгие годы обслуживали наши города.


Кстати, автомобиль-фургон - прямой потомок семейства РАФ 977 - практически до конца 20 века производился на Ереванском автозаводе и назывался ЕрАЗ-762 (1966-1994 гг).



В начале 60-х годов на московской скорой были организованы специализированные бригады (а с 1962 г. — специальная подстанция). Кардиологическая бригада, созданная для помощи при инфактах миокарда, доставляла больных сразу в специализированные отделения ведущих московских клиник, минуя премное отделения. Первым автомобилем был автобус ГЗА-651, выпускавшийся Горьковским заводом автобусов на базе все того же ГАЗ-51, переоборудованный под скоропомощные нужды (фактически - первый реанимобиль). Интересная деталь: больного везли по городу бережно - на полуспущенных колесах, не быстрее 40 км/ч.


Такие автобусы работали не только в Москве, но и Питере.


По некоторым данным, существовал и другой медицинский автобус на базе ГЗА-651 - Передвижная клинико-диагностическая лаборатория - ПКДЛ.







В конце 50-х - начале 60-х из Чехии большими партиями поставлялись санитарные машины Шкода-1201.
Как показывают объявления о продаже ретро-техники, некоторые из этих машин живы до сих пор.

ГАЗ-21 "Скорая Помощь"



В большом количестве выпускались санитарные "Волги"-универсалы ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д (индекс изменился после модернизации базовой машины) - на фото справа. Кстати, выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ и ГАЗ-22Е.









.



Военные, как известно, не могут спокойно пройти мимо техники, дабы не придумать, как приспособить ее к использованию в случае, "если коварный враг внезапно нападет".
В инструкциях по использованию джипа ГАЗ-69 встречаются рисунки, регламентирующие переоборудование машины под санитарные цели — в джипе можно было разместить одни носилки.



Во второй половине 1970-х появились новые "РАФики" — машины РАФ-22031, собиравшиеся на новом производстве в Елгаве на основе "Волги" нового поколения — ГАЗ-24. После модернизации и некоторого изменения внешнего оформления машине был присвоен индекс РАФ-2915. Те, кто давно работает на скорой, до сих с теплотой вспоминают эти микроавтобусы за мягкую подвеску и возможность маневра в тесных дворах. Машина давно снята с производства, Рижский автозавод давно закрыт, а эта машина все еще работает в небольших городах и некоторых ведомственных медучреждениях..







На базе РАФиков финская фирма ТАМРО предлагала специализированные машины — реанимационную, кардиологическую и т.п. Машины отличались высокой крышей и высоким качеством сборки медицинского салона. Окраска машин проводилась по финским правилам — в ярко-желтые цвета, которые более заметны в потоке и, следовательно, безопасны. Именно с этих машин началась "мода" окрашивать скорые в ярко-лимонные цвета (что нашло свое отражение в ГОСТах)Завод РАФ по образу и подобию РАФ-ТАМРО позднее сам стал выпускать реанимобили с высокой крышей по 200 штук в год.



Эти машины носили индекс РАФ-2914. Внешне машины отличались "мигалками-кубиками", расположенными по краям надстройки крыши. Они обходились бюджету существенно дешевле финских, но и качество их было похуже.













В "перестроечное" время завод РАФ строил всякого рода прожекты (на фото РАФ "Stils"), но Советский Союз развалился, Латвия стала "самостийной" и завод умер...








А какие машины могли бы быть...Обратите внимание, что водительская дверь открывается как у горбатого Запорожца - навстречу движению:)







В сельской местности и небольших городах с 60-х годов прошлого века и до сих пор основу парка скоряг составляют УАЗики: УАЗ-450А (слева) и модернизированная (c 1966 г.) машина УАЗ-452А (справа), которую позднее стали именовать УАЗ-3962.





Первая оснащалась видоизмененным нижнеклапанным двигателем ГАЗ-69 и трехступенчатой коробкой.



Вторая — верхнеклапанный мотор, четырехступенчатую коробку передач и ряд других отличий.



Машина активно используется в армии и имеет имя собственное - "таблетка". Эти модели давно устарели, не соответствуют современным требованиям по безопасности, и в ближайшее время их выпуск будет прекращен. Говорят, что санитарный УАЗ-450А отгкрывает заводскую экспозицию УАЗа.





Кроме того, финская фирма ТАМРО строила реанимобили и на шасси УАЗов (справа). К сожалению, данных о том, сколько было выпущено таких машин и в каких регионах они работали, у меня нет.





Кроме того, на базе УАЗов строились и другие машины скорой помощи, например, САРЗ-2925 на Самарском авторемонтном заводе.




Перспективной машиной на замену УАЗикам-"буханкам" на Ульяновском автозаводе планировали полукапотный УАЗ-27722 "Симба". Однако экономические реалии, видимо, поставили крест на производстве этой машины, так что ее мы не увидим на дорогах никогда. Какая машина заменит старые УАЗы, пока неясно. Любопытно, что название "Симба" присвоено и одной маленькой машинке концерна FIAT.

АСМП ГАЗ-24 "Волга"

АСМП ГАЗ-24 "Волга"

"Волга" ГАЗ-24-03 (слева), как и ее "наследница" — ГАЗ-310231 (справа) тоже служили в качестве медицинского автомобиля. Разница между моделями определяется отличиями базовых моделей, поскольку "медицинская часть" практически одинакова. Машина в основном используется как санитарная и на станциях неотложной помощи. Многие из этих машин никогда не "видели" больных на носилках, потому что использовались как подсобный транспорт, который всегда "под рукой". Забавно, что эти «Волги», имеющие 2 места в кабине и 3 места в салоне (1-на носилках и два для сидения), согласно европейскому стандарту EN1789, по размерам салона вообще не могут применяться как медицинские.

"Волга" ГАЗ-24 переоборудованная в "Скорую Помощь" с вагоном TAMPO

ГАЗ-24 "Волга" с финским фургоном TAMPO

Медицинский фургон TAMPO изнутри

Медицинский фургон  TAMPO изнутри

На шасси "Волги" ГАЗ-24-03 финской компанией TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Такие машины эксплуатировались, в частности, в Ленинграде. Какого-либо специального индекса, насколько мне известно, они не имели.



АСМП ГАЗ-3102 "Волга"

Автомобиль "Скорой Помощи" ГАЗ-3102 "Волга"



Во времена "застоя" представительский автомобиль ЗИЛ-41047 (возможно, до нее была еще модель ЗИЛ-41042) был переоборудован под "Скорую помощь", но пользовался им уже не народ, а "лично дорогой Генеральный секретарь товарищ" и его соратники по ЦК партии. Этих машин было несколько, обслуживались они в Гараже особого назначения (ГОНе), и часть из них жива до сих пор.Другой представительский автомобиль - автобус ЗИЛ-118М "Юность" стал базой для создания "народного" реанимобиля во второй половине 60-х. Интересной была крыша, которая могла подниматься вверх. При этом крыша соединялась с основанием мягким герметичным "рукавом". Подобная конструкция подъемной крыши применялась на старых микроавтобусах Volkswagen, приспособленных для ночлега туристов.В 1970-х реанимационным оборудованием оснащался более современный представительский автобус ЗИЛ-119 "Юность" (носившая также индекс ЗИЛ -118К). Как видно, интерьер заметно "продвинулся", приблизившись к современному. Вопросы без ответа: где была оборудована машина (на ЗИЛе? в Финляндии?) и сколько их было? Может, уцелели еще где-нибудь на задворках?



 (686x699, 94Kb)



В 1970-90-е годы для специализированных бригад Скорой помощи закупались Мерседесы разных моделей (слева - семейство T2 alt, модель L 508D или L 406D; справа - семейство T1, модель 310D). Преимущества перед РАФиками очевидны - большой объем кузова, фирменное оборудование кузова и мерседесовская надежность.

Мерседес-Бенц токсикология реанимобиль, Москва 1990-е (Mercedes-Benz ambulance, Moscow)

В середине 1990-х отделение Латвии и гибель завода РАФ привели к прекращению поставок скоропомощных РАФиков. Износ парка (нормативный срок службы машины —- 5-7 лет) во весь рост поставил вопрос о необходимости закупки новых машин. Подходящего российского шасси не было. Москва, стремясь как-то выправить буквально катастрофическое положение с гибнущим парком Скорой помощи, закупила Мерседесы семейства T1, модель 210. Впрочем, извечное стремление дешево купить хорошую вещь привело к тому, что для линейной службы закупили самые дешевые фургоны, наспех переоборудованные под нужды скорой. Жесткая подвеска грузовичка отражается не только на больном, но и на персонале. В первые годы эксплуатации эти белые фургоны из спецокраски имели лишь цифры 03 на бортах, да крестики на задних стеклах. Эти Мерседесы ("табуретки" - так их именуют на Скорой) служат до сих пор, хотя их все меньше и меньше на улицах Москвы.



 (700x699, 222Kb)

Попытки создать "полуторку" привели к появлению грузовичка на Брянском автомобильном заводе (БАЗ). Соответственно появилась и скоропомощная модификация БАЗ-3778. Однако серийное производство наладить на заводе толком не смогли. Выпущенные машины отличались крайне низким качеством изготовления. В итоге завод уступил рыночную "пальму первенства" производства в классе малых грузовичков и фургонов Горьковскому автозаводу.



Многочисленные попытки Московского завода АЗЛК (ныне — ОАО "Москвич") войти в рынок привели к появлению на свет в 1997 г. санитарного фургончика АЗЛК-2901. Машина изначально разрабатывалась в кооперации с Киевским авиационным заводом.
На основе данного прототипа, по заданию Минздрава РФ в 2001 г. совместными усилиями компаний НПО "Экран", "Самотлор-НН", "КАФ" разработан и построен АСМП Москвич-2901-М, использующий базовый пикап Москвич-233500 с медицинским кузовом, выполненным по «Sandwich»-технологии (нижнее фото).
Агония завода "Москвич" поставила крест на этой машине.


Редкая даже в свои "лучшие годы" машина где-то сохранилась до недавнего времени. На фотографиях - машина, встреченная мной весной 2003 года в Филях. Годы не красят... Еще одна машина хранилась в музее завода "Москвич" и две в 2007 г. были отправлены со стоянки московского НПО "Экран" в г.Обнинск Калужской области .

АСМП ГАЗ-3221 "Газель"

Автомобиль "Скорой Помощи" класса "B" "Газель"

В последнее время основным автомобилем Скорой помощи стала ГАЗель (ГАЗ-32214) — прямая наследница той самой знаменитой "полуторки" ГАЗ-АА. Универсальное шасси используется и как линейная машина, и как специализированная. Реанимобиль — обычно машина с высокой крышей. Несмотря на известные недостатки базового шасси, альтернативы этой машине в ближайшие годы для нашей небогатой медицины не предвидится: как известно, цена определяет выбор.

"Скорая Помощь" "Газель-Next"

"Газель-Next" - АСМП класса "B"

Реанимобиль "Газель-Next"

Реанимобиль "Next"

Салон реанимобиля "Газель-Next"

Внутреннее устройство реанимобиля "Next"

Источники:



(с) ambulances.ru, honestlil, wikella.ru, .gazavtomir.ru

Tags: медицина, российская империя, ссср
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments