petrus_paulus wrote in picturehistory

Categories:

Многофигурное военное кино как самостоятельный жанр

Мою первую учительницу звали Валентина Гавриловна. Никогда не забуду, как в преддверии 9 мая она устроила торжественную линейку и с каким сосредоточенно-серьёзным лицом рассказывала нам о Победе. Второй раз с таким лицом я видел её лишь когда умер Брежнев. Особенно трагически Валентина Гавриловна рассказывала про Сталинград. Думаю, там погиб кто-то из её родных.

Три недели назад исполнилось семьдесят восемь лет со дня окончания Сталинградской битвы. Это эпохальное событие Великой Отечественной войны, да и всей Второй Мировой в целом. Произошедшее в Сталинграде повернуло ход войны в другое русло, навсегда превратившись в синоним мужества и стойкости, целеустремлённости и жертвенности. Сталинград, разумеется, стал одной из самых востребованных тем в мировом кино – фильмы про события той зимы продолжают снимать до сих пор. Думаю, все смотрели «Горячий снег», «Возмездие» и «Сталинград» - картины, решённые в отдельном специфическом жанре, который можно было бы назвать многофигурным военным кино.

Безусловно, почти все фильмы о той войне предполагают много персонажей. Главных, второстепенных, эпизодических – но много. Но так, чтобы героев в картине было не просто много, а чтобы и играли их всех знаменитые актёры – такое встретишь нечасто. Поэтому сегодня в качестве кинотрапезы предлагаю небольшой сет из нескольких картин, от обилия звёзд в которых просто рябит в глазах. В меню – прелюдия к Сталинградской битве, высадка союзников в Нормандии, снятие оккупации Парижа, Голландская операция и на десерт – немного тихоокеанской экзотики из битвы за Гуадалканал.

"Они сражались за Родину", СССР, 1975, Мосфильм, режиссёры Сергей Бондарчук и Владимир Досталь, автор сценария Сергей Бондарчук, композитор Вячеслав Овчинников
"Они сражались за Родину", СССР, 1975, Мосфильм, режиссёры Сергей Бондарчук и Владимир Досталь, автор сценария Сергей Бондарчук, композитор Вячеслав Овчинников

«Они сражались за Родину» для отечественного кино, наверное, квинтэссенция размышлений о войне. Снятый Сергеем Бондарчуком и Владимиром Досталем на натуре, в Волгоградской области, фильм имел оглушительный успех в прокате. Он стал последней работой Василия Шукшина в кино (актёр умер прямо на съёмках) и первой в СССР картиной подобного размаха в актёрском плане. Такого у нас ещё не снимали – здесь вам и уже упомянутый Василий Шукшин, и Вячеслав Тихонов, и Нонна Мордюкова, и Георгий Бурков, и Юрий Никулин, и Николай Губенко, и Иван Лапиков, и Ирина Скобцева, и Иннокентий Смоктуновский, и Андрей Ростоцкий, и Евгений Самойлов, и Лидия Федосеева-Шукшина, и Пётр Меркурьев, и Алексей Ванин, и Татьяна Божок, и Ангелина Степанова, и сам режиссёр Сергей Бондарчук. Причём великолепные актёры здесь и в главных, и в эпизодических ролях, многие сами прошли через фронт, так что играть было несложно – достаточно лишь вспомнить те жуткие годы. Абсолютно честное настоящее военное кино.

"Самый длинный день", США-Франция-ФРГ-Великобритания, 1962, 20th Century Fox, режиссёры Эндрю Мортон, Кен Эннакин, Бернхард Викки и Герд Освальд, авторы сценария Джеймс Джонс и Ромен Гари, композитор Морис Жарр
"Самый длинный день", США-Франция-ФРГ-Великобритания, 1962, 20th Century Fox, режиссёры Эндрю Мортон, Кен Эннакин, Бернхард Викки и Герд Освальд, авторы сценария Джеймс Джонс и Ромен Гари, композитор Морис Жарр

«Самый длинный день» - первая столь масштабная экранизация о высадке союзников в Нормандии в 1944 году. Здесь мы смотрим на события с трёх разных ракурсов – с англо-американского, с немецкого и с французского. Поэтому фильм снимало сразу четыре режиссёра – американские сцены делал Эндрю Мортон, немецкие – Бернхард Викки и Герд Освальд, французские и британские – Кен Эннакин. Снимали даже на разных языках, поскольку все актёры, задействованные в картине, говорят на своих родных языках и исполняют соответствующие роли – французы играют французов, немцы – немцев, а американцы – американцев. Здесь наш взор радуют Генри Фонда, Роберт Митчум, Джон Уэйн, Пол Анка, Мел Феррер, Род Стайгер, Стюарт Уитмэн, Родди Макдауэлл, Ричард Бёртон, Шон Коннери, Бурвиль, Кристиан Маркан, Арлетти, Герт Фрёбе и Курд Юргенс. Причём, как и в «Они сражались за Родину», многие появляются лишь в эпизодах. Например, Коннери играет простого рядового и на экране присутствует лишь пару минут. Фильм оказался настолько помпезным и пафосным (американцы ведь именно так и любят), что породил эпигона, пародийную комедию, снятую в Италии в том же 1962 году как европейский ответ на американский пафос и получившую название-антипода – «Самый короткий день».

"Самый короткий день", Италия-Франция, 1962, Titanus, режиссёр Серджо Корбуччи, авторы сценария Бруно Корбуччи, Джорджо Арлорио и Джованни Гримальди, композитор Пьетро Пиччони
"Самый короткий день", Италия-Франция, 1962, Titanus, режиссёр Серджо Корбуччи, авторы сценария Бруно Корбуччи, Джорджо Арлорио и Джованни Гримальди, композитор Пьетро Пиччони

Здесь мы видим уже весь цвет франко-итальянского кино – Вирну Лизи, Анни Жирардо, Уго Тоньяцци, Тото, Джино Черви, Ренато Сальватори, Паоло Стоппа, Анук Эме, Франко Читти, Витторио Гассмана, Антонеллу Луальди, Массимо Джиротти, Альдо Джуффре, Симону Синьоре, Теренса Хилла и даже молодого Бельмондо в крошечном эпизоде. Закрался в картину и британский актёр Дэвид Найвен, что ничуть фильму не повредило.

"Горит ли Париж?", Франция-США, 1966, Paramount, режиссёр Рене Клеман, авторы сценария Гор Видал, Фрэнсис Форд Коппола, Пьер Бост и Жан Оранш, композитор Морис Жарр
"Горит ли Париж?", Франция-США, 1966, Paramount, режиссёр Рене Клеман, авторы сценария Гор Видал, Фрэнсис Форд Коппола, Пьер Бост и Жан Оранш, композитор Морис Жарр

Следующим в списке у нас «Горит ли Париж?» - совместная франко-американская картина. Фильм поистине интернационален, поскольку не только его актёрский, но и технический состав демонстрирует великолепное сотрудничество. Достаточно назвать Френсиса Форда Копполу и Гора Видала в качестве сценаристов, Мориса Жарра в качестве композитора и Рене Клемана (прожившему в Америке на тот момент уже достаточно долго) в качестве режиссёра. Кино о приказе Гитлера взорвать Париж при попытке его освобождения силами союзников. Здесь тоже все роли распределены по странам – американцы играют американцев, французы – французов, а немцы – немцев. Единственный, кто играет шведа – это великий Орсон Уэллс. А дальше просто праздник для киномана! Французы – Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньян, Шарль Буайе, Лесли Карон, Мишель Пикколи, Симона Синьоре, Жан-Пьер Кассель, Брюно Кремер, Пьер Дюкс, Клод Риш, Пьер Ванек, Патрик Девэр; американцы – Керк Дуглас, Энтони Перкинс, Гленн Форд, Роберт Стэк. Из немцев примечателен лишь Герт Фрёбе, исполнивший роль нацистского коменданта Парижа генерала фон Хольтица. Примечательно, что он играл и в «Самом длинном дне», но там его герой – простой карикатурный немецкий солдат. Фильм очень масштабный и интересный – истории героев как бы перетекают друг в друга, создавая одну общую нить повествования.

"Мост слишком далеко", Великобритания-США, 1977, United Artists, режиссёр Ричард Аттенборо, автор сценария Уильям Голдман, композитор Джон Эдисон
"Мост слишком далеко", Великобритания-США, 1977, United Artists, режиссёр Ричард Аттенборо, автор сценария Уильям Голдман, композитор Джон Эдисон

Из Парижа перемещаемся на север, в Нидерланды. Если все предыдущие фильмы были об успехах противостоящих нацистам сил, то следующий – полная им противоположность. «Мост слишком далеко» о провале союзниками наступления под Арнемом в рамках Голландской операции. Удивительно, как кинематограф смотрит правде в глаза, признавая, что были в военной истории победителей и катастрофические неудачи. Фильм невероятно жёсткий и бескомпромиссный, здесь одни мужчины на экране. Единственная женщина – любимая актриса Бергмана Лив Ульман, играющая голландскую медсестру в лазарете. Одна из самых впечатляющих работ в кино Максимилиана Шелла, исполняющего роль обергруппенфюрера СС Вильгельма Биттриха. Все остальные – великолепные британские и американские актёры, играющие, соответственно, британских и американских военных: Дирк Богард, Майкл Кейн, Эдвард Фокс, Энтони Хопкинс, Алан Армстронг, Дэнхольм Эллиотт, Роберт Рэдфорд, Джеймс Каан, Джин Хэкман, Райан О’Нил, Эллиотт Гулд. Великолепен Лоуренс Оливье в небольшой роли голландского врача. Как всегда, колоритен Харди Крюгер в роли бригаденфюрера СС Хармеля. А главное украшение картины – британский генерал-майор Уркварт в исполнении Шона Коннери. Здесь у него уже не эпизод, а практически главная роль. Хотя главных героев в этом фильме нет…

"Тонкая красная линия", США, 1998, 20th Century Fox, режиссёр и автор сценария Теренс Малик, композитор Ханс Циммер
"Тонкая красная линия", США, 1998, 20th Century Fox, режиссёр и автор сценария Теренс Малик, композитор Ханс Циммер

Наконец, тихоокеанский театр войны. Битва за Гуадалканал – это нечто вроде Сталинграда, только для японцев и американцев. Происходившая более полугода военная операция в районе Британских Соломоновых островов в 1942-43 годах лишила наступавшую до того дня Японию стратегической инициативы, положив начало её разгрому. После завершения битвы США перешли в наступление. «Тонкая красная линия» - как раз об этом. И, хотя все герои и события в фильме вымышлены, происходят они как раз во время проведения этой операции. Теренс Малик, снявший картину, один из самых необычных режиссёров современности. Прогремев по всем кинофестивалям мира со своими «Пустошами» и «Днями жатвы» в 70-х, он на двадцать лет вообще исчез из киномира, вернувшись в большое кино в 1998 году с «Тонкой красной линией». Голливудские знаменитости, узнав о возвращении Малика, передрались за право сниматься в этом фильме, многие даже готовы были работать бесплатно, лишь бы у него. В итоге ни Аль Пачино, ни Брюс Виллис, ни Брэд Питт в фильм не попали. Мики Рурк попал, но его потом полностью вырезали. А среди счастливчиков, оставшихся в картине – Шон Пенн, Ник Нолти, Джон Траволта, Джордж Клуни, Вуди Харрельсон, Эдриан Броуди, Джеймс Кэвизел, Джон Сэвидж, Джаред Лето, Бен Чаплин, Джон Кьюсак, Джон Си Райли и Элиас Котеас. Фильм простой и бесхитростный, и в этом его главное достоинство – пафос в рассказах о войне ни к чему, ведь идущий на смерть солдат знает, зачем он это делает.

Собрать в одном фильме более десятка знаменитых высококлассных актёров – непростая задача. Собрать их для воплощения на экране такой неоднозначной темы, как война – задача вдвойне ответственная. Но нет ничего невозможного, и, как видим, это периодически удавалось режиссёрам и продюсерам, превращая многофигурное военное кино в отдельный, в чём-то уникальный жанр.

Смотрите больше хорошего кино!

promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded