ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

Тяжелый танковоз Красной армии: Даймонд-Т



До начала войны ситуация с тягачами-буксировщиками в Красной армии обстояла не лучшим образом. На начало 1941 года гусеничных тягачей в войсках имелось не более 30 тысяч, а колесные тяжелые транспортеры и вовсе отсутствовали как класс. Приходилось использовать импортные машины, к примеру американский Diamond T 980.



Погрузка Т-34-85 на трейлер транспортера Diamond T 980

В СССР колесные транспортеры-тягачи не выпускались. Дело в том, что в советской доктрине не предусматривалась доставка танков к линии фронта автомобильным транспортом. В конце 30-х в стране имелась нехватка мощных специализированных двигателей, да и с дорогами дела обстояли не лучшим образом. Предполагалось, что в качестве тягачей эвакуаторов будут использоваться гусеничные Коминтерны и Ворошиловцы. Однако война быстро показала, что эти машины с такой работой справляются не лучшим образом, в основном из-за отсутствия так необходимой при буксировке лебедки. Другими словами потребность в специализированных тягачах-транспортерах в нашей стране имелась и их включили в ленд-лиз.

Ленд-лиз


Гражданский Diamond T 910 на лесозаготовке

Чикагская компания Diamond T была основана в 1905 году Чарльзом Тилтом. Первоначально фирма выпускала легковые автомобили, но с 1911 года полностью переориентировалась на выпуск грузовиков. С самого начала Тилт делал упор на высокое качество своей продукции, что обеспечило фирме отличную репутацию. Во время Первой мировой войны Diamond T получила заказ на изготовление 1,5 тысячи грузовиков грузоподъемностью от 3 до 5 тонн.

До начала Второй мировой Diamond T выпускала различные грузовики, от коммерческих развозных до самосвалов и седельных тягачей. Хотя компания не производила более 10 тысяч автомобилей в год, все они отличались высоким качеством. Фирма даже предлагала гарантию в 1 год или 160 тыс. км, что в те годы было большой редкостью.

С началом новой войны, как и многие американские автомобильные компании, Diamond T перешла на выпуск военной продукции. В армию поставлялись полугусеничные БТР М3, 1,5-тонные грузовики Diamond T 201 и 404, 4-тонные Diamond T 967, 968, 969, а также тяжелые 8-тонные Diamond T 980, 981. Последние очень заинтересовали британцев, которые в 1940 году потеряли большинство своих тягачей Scammell Pioneer во время бегства из Франции. Таким образом в 1942 году около тысячи Diamond T 980 закупила Великобритания, а спустя год около 500 машин заказал Советский Союз.

Алмаз


Даймонд Т 980

Diamond T 980 представлял собой трехосный грузовик с колесной формулой 6х4. В СССР он поставлялся совместно с трехосным прицепом Roger Trailer грузоподъемность в 45 тонн. Тягач внешне выделялся вытянутым капотом под которым находился шестицилиндровый дизельный двигатель рядного типа, мощностью в 200 л.с. Мотор был сконструирован с расчетом на серьезные нагрузки и с большим запасом прочности: блок цилиндров и картер отлиты вместе из чугуна, коленвал семиопорный с тонкостенными стальными вкладышами, поршни алюминиевые, шатуны двутавровые с дополнительным маслоканалом. Привод распредвала шестереночный, клапаны подвесного типа приводились в движение через толкатели. Интересно, что двигатель имел две ГБЦ: по одной на три цилиндра.

Подвески зависимые на полуэллиптических рессорах. Сзади балансирного типа, без амортизаторов. Да они и не требовались, учитывая тихоходность машины. Максимальная скорость тягача без прицепа была ограничена на отметке в 34 км/ч. С полным прицепным грузом по дороге с хорошим покрытием, она и вовсе не превышала 26 км/ч.







Как и полагалось тяжелому тягачу Diamond T 980 имел мощную лонжеронную раму, на которой располагалась цельнометаллическая двухместная кабина, кузов и лебедка с максимальным тяговым усилием в 10 тонн. Последняя была смонтирована позади кабины, ее привод осуществлялся от коробки отбора мощности, через карданный вал и цепную передачу.


Diamond T 981 можно было отличить по отверстию в переднем бампере, через которое протягивался трос лебедки при самовытаскивании

Лебедка значительно облегчала и ускоряла проведение эвакуации. Это наглядно демонстрирует эпизод произошедший в 1944 году. Так при переправе через реку Сан, что в районе польского города Ярослава, во время обстрела противника затонуло 15 танков Т-34 Первой танковой армии. В течение двух суток два Diamond T 980 из состава 67-й эвакуационной роты, при помощи лебедок и полиспастов, вытащили восемь танков из реки. Остальные семь танков эвакуировали тягачи на базе Т-34.



В работе Diamond T 980 был относительно экономичен. Так расход топлива при движении по шоссе с прицепом, и полным грузом на 100 км пути составлял 126 кг. Топливных баков общей емкостью в 585 литров при такой эксплуатации хватало на 400 км. С полной нагрузкой, но без прицепа и по шоссе грузовик расходовал 48 кг солярки, по грунтовой дороге — 82 кг.

На мирной службе

Фронтовые водители Diamond T 980 любили. Прежде всего за высокую надежность и комфорт в работе. После окончания войны уцелевшие машины, коих было немало учитывая характер тыловой работы, были списаны в пользу народного хозяйства. В основном автомобили трудились в Сибири и Забайкалье. Не рассчитанные на столь суровые условия Даймонды и там показывали чудеса выносливости. При грамотной эксплуатации грузовики служили по 10, а то и по 20 лет!

См.также:

Studebaker US6. Американец, больше известный в России чем в США

«Ворошиловец» Легендарный трактор особого назначения

Везде проедет КрАЗ по прозвищу «Лаптёжник»

Он покорил Советский Союз

«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5



Tags: авто, война, вторая мировая, сша, техника
Subscribe

Posts from This Сommunity “авто” Tag

promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments