ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

«Climat» для Нади и другой парфюм, о котором мечтали советские женщины



Сейчас принято называть советских женщин неизбалованными. Однако марки парфюма из того времени многие вспоминают до сих пор и отмечают, что аналоги по качеству и стойкости найти не так уж и просто. Возможно, так кажется оттого, что речь идет о временах, «когда деревья были большими», или действительно «раньше все было натуральным». Сегодня аутентичные флакончики популярных советских, болгарских и прибалтийских духов стоят очень дорого, и найти их непросто, но коллекционеры и любители поностальгировать отдают эти деньги не задумываясь, ведь запахи имеют удивительную особенность будить воспоминания о давно ушедших днях.


«Красная Москва»

Название этих духов знают даже те, кто родился уже не в СССР. Известно, что это «аромат с историей», хотя версий этих «историй» сегодня гуляет несколько: согласно одному из вариантов, эта парфюмерная композиция была создана для императрицы Марии Федоровны «сыном французского мыловара» Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых, по другому - «Любимый букет императрицы» путают со старинным ароматом «Букет императрикс», либо вообще утверждают, что «Красная Москва» появилась в производстве гораздо позднее, в середине 1920-х, при участии жены будущего наркома В. М. Молотова Полины Жемчужиной.



Знаменитый флакончик не раз «снимался в кино». По одной из легенд, ярой поклонницей «Красной Москвы» была Любовь Орлова, однако старые кадры не могут донести до нас аромат звезды советского экрана. Но вот в «Девчатах», на тумбочке в общежитии, мы можем разглядеть знакомую красную коробочку, а также увидеть в «Покровских воротах», когда «Красную Москву» обязательно нужно подарить будущей теще, так как это – ее любимые духи. Аромат с говорящим названием стал настоящим символом эпохи, и сегодня, реконструируя времена СССР, ни один режиссер не обходит стороной эту деталь.


«Красный мак»



В Советском Союзе было принято выпускать новые марки товаров общего потребления к годовщинам празднования революции. В честь десятилетия Великого Октября на фабрике «Новая заря» создали аромат, который сочетал в себе экзотику востока и ветер свободы. Идея парфюмерной композиции и название были навеяны балетной постановкой Рейнгольда Глиэра. «Красный мак» на сцене рассказывал о судьбе китайской танцовщицы Тао Хоа, влюбленной в капитана советского корабля. В конце балета тело девушки, отдавшей жизнь за любимого, осыпали лепестками красного мака, а освобожденная от рабства европейцев китайская беднота захватывала порт. Аромат был создан как будто по мотивам этого произведения и несколько десятилетий оставался любимым парфюмерным букетом советских женщин. Автором «Красного мака» стал Давид Гарбер, десять лет спустя он стал техническим директором (главным парфюмером) «Новой зари».


«Манон»


Реклама «Манон» 1930-х и флакон выпуска 1970-х

Еще один аромат от Давида Гарбера отличался по настроению – в 1930-х жизнь в стране изменилась, и новое поколение требовало духов чуть менее идеологических. В моде были спорт и юность, поэтому новые парфюмерные композиции отличались более свежими нотами. Духи «Манон» считаются «долгожителями» советского парфюма, – их выпускали вплоть до 1980-х, хотя бытовало мнение, что более позднике выпуски не могли сравниться с первыми, оригинальными.


«Злато скифов»



Еще один легендарный советский аромат, история создания которого также овеяна легендами. Согласно одной из версий, духи были созданы в непростой для нашей страны послевоенный период, и экзотика древних сокровищ стала для людей, уставших от ужасов войны, настоящим глотком свежего воздуха. Однако по другой версии, этот аромат создан был гораздо позднее, в 1988-м году и приобрел популярность на волне всеобщего дефицита. Интересно, что «Злато скифов» выпускают до сих пор, но он отличается от первых образцов, ведь в Советском Союзе для производства использовали обычно натуральные компоненты.


«Тет-а-тет»



Духи, появившиеся в начале 1980-х, сразу стали желанной роскошью благодаря удачному рекламному ходу: на этикетке красовалась надпись «Москва-Париж», что трактовалось как совместное производство и сотрудничество с французскими парфюмерами. На деле это означало следующее: СССР всегда закупал за границей ингредиенты для парфюмерной промышленности, но с середины 1970-х от простых душистых веществ перешли к покупке сложносоставных композиций. На отечественных фабриках их брали за основу и добавляли пару новых нот, - получались образцы, близкие к европейским, но при этом индивидуальные. Именно так в 1978 году появился аромат «Тет-а-тет», как результат совместной работы «Союзпарфюмпрома» и парижской компании «Marbel». Флаконы раскупались в первые же часы появления на прилавках и долгие годы эта лимитированная серия оставалась заветной и недостижимой мечтой советских женщин. Позднее духи стали выпускать более массово.


«Ландыш серебристый»

Ландыш – один из немногих цветов, эфирные масла которого не поддаются дистилляции, поэтому все «ландыши» в мировой парфюмерии были созданы искусственно – еще с начала XX века европейские модные дома пытались воспроизвести этот аромат, соединяя ноты бергамота, сирени, иланг-иланга и жасмина. В 1950-м году главный парфюмер фабрики «Северное сияние» Белла Гутцайт создала уникальную композицию с цветочными и зелеными нотами, названную «Лесным ландышем», а в 1952 году парфюмерам помогли ученые - исследовательская группа из Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических и натуральных душистых веществ получила соединение, которое назвали лилиальальдегидом. На его основе чуть позднее и был создан легендарный «Ландыш серебристый».


«Ландыш Серебристый», дизайн 1950-х годов — в стеклянном флаконе объемом 36 мл с гравировкой, бодрюшем, повязанной вокруг горлышка декоративной лентой и притёртой пробкой.

«Белла Львовна воплотила в «Ландыше серебристом» веру и надежду в светлое будущее. И цветок, и сами духи стали символом послевоенного оптимизма.» - считают исследователи советской парфюмерии. «Тонкий, холодный и чуть влажный аромат» на многие десятилетия завоевал сердца советских женщин. Духи были настолько популярны, что кроме «Северного сияния» позднее стали выпускаться и на парфюмерной фабрике в Николаеве. Возможно, что одной из причин его массового производства была небольшая себестоимость, но, несмотря на это, «Ландыш серебристый» до сих пор вспоминается с теплотой и ностальгией.


Культуру в массы

В СССР воспитывали высококультурных граждан, поэтому названия парфюмерных композиций часто были отсылками к литературе, музыке или другим видам искусства. К 150-летнему юбилею Пушкина советские парфюмеры создали яркую композицию, в которой сочные переливы дубового мха перемежались с терпким пачули и бергамотом. Духи «Пиковая дама» любили дамы старшего возраста, они были признаком зрелости.



Еще были популярны в СССР духи «Балет» и «Признание», - последние посвящались театру и театральным актерам. А вот оригинальное название «Быть может…» появилось благодаря джазу. В 1950-х лучший европейский трубач Эдди Рознер со своим коллективом написал несколько песен для «Карнавальной ночи», и одна из композиций этого коллектива «Может быть» произвела такой фурор в Польше, что парфюмеры создали духи с похожим названием. Позднее популярную марку стали выпускать и в СССР.


Польские духи «Быть может…», популярные в СССР


Латвийская парфюмерия



Болгарские и польские парфюмы очень ценились советскими женщинами, сравниться с ними могли только прибалтийские духи. Они считались более изысканными и элегантными, чем продукция «Новой зари» и «Северного сияния», тем более, что достать их было на порядок сложнее. Одной из самых желанных считалась «Тайна рижанки» марки «Дзинтарс». Духи были выпущены в 1987 году и получили высокую оценку на международном конкурсе в Париже. Как и многие удачные парфюмерные композиции из прошлого, они выпускаются до сих пор.


Настоящие французские духи



В фильме «Ирония судьбы», получив новогодний подарок от Ипполита, Надя восклицает: «Настоящие французские духи! Они же дорогие!». В руках у героини – бело-синяя коробочка знаменитых «Climat». Стоили они действительно дорого, даже в магазине за них нужно было выложить от двадцати до сорока рублей, и при этом найти импортный парфюм было очень сложно. Создал изысканный аромат французский парфюмер Жерар Гоупи в 1967 году, выпускались они несколько десятков лет и были настоящим счастьем для советских женщин.


См.также:

Красота по-советски

Тройной одеколон - самый старый и самый важный

15 главных фетишей советского человека

За дефицитом через ЗАГС

25 советских вещей, о которых не слышали за границей


Tags: женщины, ностальгия, ссср, торговля
Subscribe

Posts from This Сommunity “торговля” Tag

promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments