ymorno_ru (ymorno_ru) wrote in picturehistory,
ymorno_ru
ymorno_ru
picturehistory

Categories:

Звонок Верховному: Как Герой Советского Союза Владимир Лавриненков заступился за товарища.


Заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии младший лейтенант Владимир Дмитриевич Лавриненков, будущий дважды Герой Советского Союза, на фоне советского истребителя типа Як в районе Сталинграда. 1942 год.

Владимир Лавриненков, крестьянский сын из-под Смоленска, летчик-ас, герой Великой Отечественной войны. Он был одним из миллионов мальчишек из первого поколения, родившегося при советской власти.

Сколько похожих анкет тогда было: окончил 7 классов (по тем временам хорошее образование), поступил учиться в фабрично - заводское училище. Получил рабочую профессию столяра, работал, а в свободное время ходил на занятия в аэроклуб.

В Красную Армию призван в 1940 году. Окончил Чугуевскую военную школу лётчиков, с января 1941 года работал лётчиком - инструктором в Черниговской авиационной школе.

Владимир Лавриненков воевал на фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Рос от командира звена до командира полка. Участник боёв под Сталинградом, в Крыму, под Кёнигсбергом и Берлином.


1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, впервые удостоен звания Героя Советского Союза. Фрагмент из представления на звание Героя: "На Сталинградском фронте участвуя с 22.8.42 года произвел 88 боевых вылетов, проведя в них 40 воздушных боев. В результате которых сбил лично 9 самолетов противника и в группе 7 самолетов противника. Так 26.8.42 года в районе Ерзовка один дрался с 3-мя МЕ-109, где в процессе боя двух МЕ-109 подбил и вынудил покинуть поле боя, а третьего вогнал в землю...".

1 Июля 1944 года за отвагу и мужество проявленные в боях, успешное командование эскадрильей, Гвардии майор В. Д. Лавриненко был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

К концу войны совершил 448 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника.

После войны служил в войсках ПВО. В 1948 году окончил Военную академию им. Фрунзе. В 1949 - 1951 годах командовал авиационной дивизией. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. Генерал - Полковник авиации ( 1971 год ). С 1977 года был начальником штаба и заместителем начальника Гражданской обороны Украинской ССР, с 1984 года - работал военным консультантом Киевского военного училища ПВО. Был Депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 7-го созыва.

Награждён орденами Ленина ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( шесть ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Его бронзовый бюст установлен в городе Починок Смоленской области.

Немногие летчики побывали в плену и вернулись, таким счастливчиком был и Владимир Лавриненков.

Пропагандисты третьего рейха постарались на славу, рисуя его образ как кровожадного и коварного сталинского аса-убийцу. Да и на родине с его именем связано множество легенд. Одну из них рассказал сын человека, за которого Лавриненков заступился, позвонив... самому Сталину. Правда это или нет, не знаем. Но история в общем-то интересная. Вернёмся к ней немного позже.

Начало боевой деятельности Владимира блестящим не назовешь. Первые боевые вылеты Лавриненков совершил на стареньком истребителе И-15бис, технические характеристики которого не позволяли догнать в воздухе даже бомбардировщики противника. В составе спешно формировавшегося полка, имевшего в наличии всего одну эскадрилью, Лавриненков вылетел на штурмовку танковой колонны противника в район западнее Ростова. Там он впервые встретился в небе с немецкими истребителями, и этот бой едва не стал последним в его жизни. Сам летчик вспоминал о нем так:

"...в ту же секунду увидел, как промчавшийся мимо "Мессер" короткой очередью поджёг наш И-15бис. Потом чуть в стороне стал падать ещё один самолёт. Кто кого бьёт, я понял не сразу. Всё перемешалось, слилось в сплошную огненную карусель. В следующий миг два "Мессера" начали брать в клещи меня самого. Когда самолёт, шедший справа, чуть обошёл мою машину, я довернул на него и дал длинную очередь. Такую длинную, что опомнился, лишь когда умолк пулемёт...".

Прикрывая наши наземные войска в районе Ростова, Владимир выполнил ещё несколько безуспешных боевых вылетов на перехват скоростных разведчиков Ju-88.

К августу 1942 Лавриненков вместе однополчанами переучился на истребитель Як-1 и воевал в составе 763-го истребительного авиаполка, отправленного на Брянский фронт. 5 Августа 1942 года на Як-1 Лавриненков добился долгожданной победы - сбил истребитель Ме-109. Позже выяснилось, что лётчик этого "Мессера" был асом известной группы "Рихтгофен", обладатель трех Железных Крестов - значительная персона.

В конце августа - снова Сталинград. Летом 1942 года здесь заправилами в небе были "Мессершмитты". Действовали умело: парами на большой высоте, внезапно набрасываясь на наши истребители вблизи аэродромов. Таким образом был обстрелян сразу после перелета "Як" Лавриненкова - пилоту пришлось садиться на одно колесо. Обстановка в воздухе была жаркой, погибло немало боевых друзей...

В конце октября 1942 года Владимир Лавриненков, в числе 4-х лучших лётчиков полка, был переведён в прославленный 9-й Гвардейский Одесский авиационный полк ( 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ), которым командовал Лев Шестаков. В этом полку и прошла вся дальнейшая боевая деятельность лётчика.

В 9-м гвардейском истребительном авиационном полку Лавриненков получил позывной "Сокол" и избрал номером своего самолёта - дату своего рождения - "17". Вскоре позывной "Сокол-17" гремел по всему фронту.

Период с 10 по 31 декабря 1942 года был одним из самых напряжённых в полку. Лётчики поднимались в небо почти ежедневно, по нескольку раз в сутки. За этот период Лавриненков произвел 21 вылет, провёл 9 боёв, в которых сбил 3 самолёта противника. В один из тех дней Лавриненкову пришлось выполнять полёт на перехват группы немецких бомбардировщиков "Хейнкель-111", переоборудованных под транспортные самолёты. В группе, которую повёл командир эскадрильи А.Ф. Ковачевич, В.Д. Лавриненков шёл в составе ударной четвёрки вместе со знаменитыми летчиками Султаном Амет-Ханом, И.Г. Борисовым и Е.В. Будановой, летевшей у него ведомой.

Заметив ещё издали идущих "Хейнкелей", Лавриненков набрал со своим звеном ещё 500 метров высоты, подал команду "Атакую! Прикрой", и пошёл на ведущую группу немецких самолётов. С первой же очереди ему удалось прошить фюзеляж "Хейнкеля", но и немецкий стрелок из турельной установки дал очередь по правой плоскости, на которой сразу же вскрылась большая часть перкалевой обшивки.

Управлять машиной стало очень трудно. Подбитый Лавриненковым "Хейнкель" добил Бондаренко. Ведомая Буданова оберегала Лавриненкова и подбадривала его до самой посадки. Он посадил самолёт, который, казалось, посадить уже было нельзя, и это было его и Екатерины Будановой подвигом.

Лавриненков умел вовремя разгадать тактику врага, поэтому и выходил из схваток победителем, к тому же уберегая свой самолёт от повреждений. Его "Як" с бортовым номером "17" чаще других самолётов приходил из боя без единой царапины. И когда полк пополнился новыми самолётами, Лавриненков всё ещё летал на своём самолёте-ветеране.


Владимир Дмитриевич Лавриненков (1919-1988).

Однажды бой с участием Владимира видел командующий фронтом Федор Толбухин. Это было в конце июня 1943 года над Доном, в районе станции Великокрепинской. Во главе четвёрки "Яков" Лавриненков стремительно атаковал, сверху - в лоб, и сбил подряд 2 бомбардировщика Ju-88. Его ведомый Н. Остапченко сбил один из истребителей прикрытия - Ме-109. Неприятельские самолёты были рассеяны, бомбометание сорвано. Эта эффектная и красивая схватка происходила в ясную, солнечную погоду, над передним краем, и за ней наблюдали сотни воинов, а с ними генерал-полковник Толбухин. Восхищённый командующий вызвал к себе лётчика, поздравил с "великолепным воздушным боем над нашими войсками" и наградил золотыми часами.

В июле 1943 9-й Гвардейский авиаполк сдал свои оставшиеся "Яки" и получил новое вооружение - американские самолёты Белл Р-39 "Аэрокобра". Мощное оружие истребителей из 6 пулемётов и 20-мм пушки представило советским лётчикам новые возможности. Уже в следующем месяце Лавриненков сбил с дистанции 150 метров два бомбардировщика Не-111, а на следующий день отправил к земле истребитель Ме-109. А вскоре...

23 Августа 1943 года, выполняя боевое задание, во главе четверки истребителей Лавриненков вылетел на перехват разведчика FW-189. Владимир обнаружил "раму" в районе села Александровка Матвеево - Курганского района Ростовской области и атаковал её. Немец стал уходить, снижаясь по спирали. Затем в атаку пошёл А. Плотников, но промахнулся. После этого "раму" атаковала вторая пара, но противник, круто поворачивая под атакующих, выходил из зоны обстрела. Тогда Лавриненков стал на предельной скорости преследовать корректировщик, повторяя его траекторию. Он подавил огневую точку "Фокке - Вульфа", но сбить самолёт всё не удавалось. Тогда Владимир пошёл на таран. Крылом своей "Аэрокобры" он ударил по хвостовому оперению "рамы". Оба самолёта понеслись к земле...

Это была его 28-я победа. Выбросившись с парашютом, он опустился на оккупированной территорию и в бессознательном состоянии был взят в плен. При нём не было ни орденов, ни документов - только последнее письмо из дому. Тем не менее на допросах его личность установили - по газетным снимкам.

Как ценный трофей, Владимира отправили в Берлин. Вскоре, с ещё одним лётчиком - штурмовиком ( капитаном В. Карюкиным ), в отдельном купе пассажирского поезда, вместе с немецкими офицерами, они поехали в глубокий тыл противника. Не доезжая Одессы, Владимир и его спутник бежали, выпрыгнув прямо на ходу из поезда. Через несколько суток они вышли к партизанам в районе Канева...

После немецкого плена Лавриненков был вне строя совсем недолго, вскоре продолжил воевать. В первом же вылете, в начале ноября 1943 года, сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87.

Летом 1944 года 9-й ГвИАП был перевооружён на новые самолёты Ла-7. В октябре 1944 года Владимир Лавриненков приняв командование 9-м Гвардейским авиаполком и в этой должности продолжил воевать. Его полк сражался в Прибалтике и под Кёнигсбергом, а последние боевые вылеты летчики полка совершали в небе над Берлином.


Так штурмовали вражеские эшелоны самолеты Ла-7 9-го гв. иап.

В конце 1944 года произошла та самая история, которая не рассказана официальными биографами капитана Лавриненкова. Так же, как недавно сам Владимир, над вражеской территорией выбросился с парашютом его подчиненный, 22-летний летчик, старший лейтенант Дмитрий Карачун. Плена ему удалось избежать, с помощью местных крестьян он перешел линию фронта и добрался в расположение части. По какой-то причине на него пало подозрение в измене. И тогда командир полка позвонил Сталину. Сталин в конце разговора сказал: "Передайте майору Карачуну, пусть воюет спокойно". "Майору?" - переспросил Лавриненков. "Майору" - подтвердил Верховный. Так лейтенант Карачун стал майором, воевал до Победы. После войны жил на родной Украине, умер в глубокой старости в возрасте 94 года, оставив после себя большое потомство.

См.также:

Одна из самых жарких авиадуэлей Второй Мировой. "Эксперт" Баркхорн против аса Алелюхина. Как немецкая "коса" нашла на камень.

Улетел в бой на самолете, а вернулся на танке! Белорус Шутт воевал также лихо, как Маэстро из «В бой идут одни старики»

Виталий Попков: ас и воздушный хулиган.

Самолет двадцати четырех звезд

Крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата


Tags: авиа, война, вторая мировая, герой
Subscribe

promo picturehistory march 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments