
Книга Ч.Крокера, заместителя государственного секретаря по вопросам Африки с 1981 по 1989
«Игра мускулами», ставшая торговой маркой новой администрации США на мировой арене, не сулит ничего хорошего ближайшим союзникам Вашингтона. Последний уже начинает прикидывать, каким образом можно обуздать чрезмерно строптивых и утвердить собственную гегемонию и на этом фронте.
По оценке Совета по международным отношениям, данной накануне последних президентских выборов, «возможно, самой тревожной» для США является «глубокая болезнь, охватившая отношения с нашими традиционными союзниками», и поэтому «нет более срочной задачи перед следующей администрацией, чем наведение здесь порядка».
Диапазон расхождений и разногласий между западными державами, как свидетельствует Совет, необычайно широк. Это и «изменения в относительной мощи между партнерами», и «разница в конкретных ставках, которые они сделали на разрядку», и «расхождения в ближневосточной дипломатии», и «спотыкание экономики западных стран, сеющее семена экономических конфликтов» между ними, и т.д.
И все же главной с точки зрения интересов правящих кругов США причиной осложнений в западном союзе являются появившиеся у Западной Европы и Японии сомнения по поводу «американского руководства» и вытекающая отсюда возможность того, что они «начнут играть более независимую и активную роль в международной политике».
Такое развитие событий империализм США и хотел бы пресечь. Положить конец «мятежу» в стане союзников Вашингтон надеется, действуя прежде всего по двум направлениям. Во-первых, в качестве важнейшего рычага воздействия на западно- европейские страны и Японию США намерены максимально эксплуатировать все тот же тезис о «советской военной угрозе».
Прямо заявляется, что «Соединенные Штаты имеют больше возможностей, чем европейцы», отказаться от «прошлых концепций разрядки», снизить значение контроля над вооружениями и изыскивать «альтернативные» разрядке «пути стабилизации» отношений с СССР, например… посредством «увеличения американского военного бюджета».
Конечная цель привлечения союзников на эту стезю состоит для США в использовании обстановки военной истерии для того, чтобы отбить у них стремление к самостоятельному мышлению, к осознанию собственных интересов. Вторым, не менее зловещим по отношению к союзникам маневром США является попытка подключить их к своим авантюрам под предлогом восстановления «общего» контроля Запада над «третьим миром».
Вашингтон считает, что над основными источниками сырья развивающихся стран и путями доставки должен быть установлен единоличный контроль США, Поэтому в рекомендациях делается упор на то, что именно они должны нести «главное бремя» по укреплению в Персидском заливе военного присутствия Запада.
Участие же союзников может, мол, ограничиваться лишь «второстепенной помощью». Трюк состоит в том, чтобы за путями доставки нефти из этого района в Японию (70 процентов импорта нефти) и Западную Европу (60 процентов импорта) надзирал американский полицейский. Тогда и союзники станут менее строптивыми.
Одним словом, стратегия США в отношении своих империалистических конкурентов исходит в определенной степени из тех же силовых приемов, что и планы американских правящих кругов в отношении мира социализма и освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Раз вооружившись, американский милитаризм не знает и не хочет знать иной логики, чем сила оружия. Вывод напрашивается сам собой: как только у американского империализма будут отмобилизованы необходимые силы, он намерен установить в районе Персидского залива фактический протекторат, стать здесь верховным судьей, лишить народы и страны района их независимости, природных ресурсов.

Ч.Крокер. "Укрощение неразрешимых конфликтов: посредничество в самых сложных случаях"
Не случайно администрация Рейгана две трети огромных дополнительных средств, которые она бросает на гонку вооружений, выделяет как раз на подготовку «сил быстрого развертывания», прежде всего в зоне Персидского залива. Таковы масштабы колоссальной угрозы, нависающей над народами региона.
В свете этого вряд ли может вызывать удивление и такая, например, позиция Института современных исследований, как рекомендация пересмотреть решения ООН, предусматривающие вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 году арабских территорий. Более того, открыто ставится вопрос о том, «является ли настоящее время идеальным» для такого вывода, ибо, мол, присутствие этих войск на оккупированных арабских территориях служит «растущим по ценности активом» для США.
Небезынтересно, что автор этой рекомендации Дж.Кемп теперь ведает в Совете национальной безопасности США вопросами Персидского залива и Ближнего Востока. Что касается Африки, то здесь установки американского империализма провозглашаются не менее откровенно.
По мнению Гуверовского института, линия США в отношении этого континента должна исходить из реальностей «борьбы за мировое господство». И далее: «дружба Габона и Бурунди не поможет Западу ни в малейшей степени… Наоборот, мы должны стремиться к сотрудничеству с Преторией… Нам нужен новый реализм во внешней политике, который заменил бы послевьетнамскую робость».
Кончается этот раздел заявлением о том, что «борьба за мировое превосходство», в которую должна быть вовлечена и Африка, - «это битва, которую мы не можем проиграть». За несколько недель до прихода к власти в США новой администрации с подобными же рекомендациями выступил на страницах журнала «Форин афферс» и руководитель африканского отдела Джорджтаунского центра Ч.Крокер.

Ч.Крокер и др. "Неспокойный мир: проблемы управления международными конфликтами"
Он заявил о том, что одним из «краеугольных камней» политики империалистических держав в Африке должен стать «ясный отказ Запада от торговых санкций и санкций на инвестиции против Претории». Новой американской администрации, подчеркивал Крокер, необходимо «открыто встречаться с высшим руководством Южной Африки».
Наконец, по его мнению, было бы «немудро» отрицательно относиться к военной машине ЮАР как к «инструменту жестокости внутри страны» или как к орудию, «разрушающему интересы Запада» вне самой Южной Африки. О том, насколько подобные высказывания отражали умонастроения новой администрации, свидетельствовал тот факт, что Ч.Крокер стал заместителем государственного секретаря по вопросам Африки.
Его поездка по странам континента в мае этого года, вето, наложенное США на резолюцию с осуждением агрессии ЮАР против Анголы, воочию подтвердили, что симпатии правящих кругов Вашингтона всецело на стороне южноафриканских расистов. В свою очередь, линия новой администрации в отношении Латинской Америки ознаменовалась появлением заявлений о том, что «доктрина Монро», в соответствии с которой Центральная и Южная Америка рассматриваются как заповедник американского империализма, должна быть возрождена. Итак, страны Азии, Африки и Латинской Америки стоят перед лицом публичной заявки американского империализма на восстановление в них колониальных порядков.
Р. Овчинников. "Коммунист", 1981
Community Info