kaza4ka (tov_boluta) wrote in picturehistory,
kaza4ka
tov_boluta
picturehistory

Category:

Операция "Bodenplatte"


Операция «Опорная плита» одна из неизвестных у нас битв Второй Мировой войны, имевшая ключевое значение, это воздушное сражение, которое произошло 1 января 1945 года в рамках Сражения за Выступ (Арденнская операция).
Эта огромная битва получила название в истории "Гибель Люфтваффе", но на столько малоизвестна среди русскоязычной публики, что даже в Википедии нет о нем странички на русском языке.! (От меня: а на украинском ест - гыыыыыыыы).

Предистория
16 декабря, дождавшись плохих погодных условий, ограничивших действия авиации союзников, германские войска начали большую наступательную операцию в Арденнах. Что значит "большую" - если в нападении на СССР 22 июня 1941 года Германия задействовала менее 3500 танков на просторах от Балтийского до Черного моря, то в Арденнах, на участке фронта шириной менее 100 км, немцы ввели в дело ударный кулак из 1800 танков при поддержке 1900 стволов артиллерии.

Не то, чтобы у "Люфтваффе" совсем не было сил для поддержки наступления наземных войск, но союзники, к тому времени, имели не просто превосходство, а господствовали в воздухе. Привязка начала стратегического наступления к нелетной погоде - уже само по себе печать авантюры. Погода не может навсегда остаться нелетной, рано или поздно авиация начнет работать и что тогда делать? Но Гитлер требовал наступления и его начали.

(Колонна легких танков M5 "Стюарт "3-й бронетанковой дивизии Армии США.)
Генералы Эйзенхауэр и Брэдли, со своей стороны, предвидели возможность такой операции противника и разработали в общих чертах план действий. Их план заключался в том, что, если сложится такая ситуация, отвести основные силы на фланги, укрепив только ключевые пункты и оставив небольшие заслоны. А на флангах предполагалось сосредоточить мощные мобильные ударные группировки, чтобы иметь возможность раздавить оборону противника на флангах прорыва, по возможности, окружить и уничтожить ударную группировку немцев.

Вскоре, разведка, читавшая радиосообщения германских штабов, подтвердила подготовку удара, назвала приблизительно какими силами и точно - направления ударов. План был немедленно приведен в действие. Ключевым пунктом, требовавшим укрепления, был определен город Бостонь, у которого сходились несколько дорог, имевших стратегическое значение.

Севернее располагались силы под командованием Монтгомери и Брэдли, с юга к району прорыва быстрым маршем двинулась 3-я армия генерала Паттона. Наступление продолжалось 9 дней, с 16 по 25 декабря 1944 года, после чего, не достигнув даже целей первого этапа, наступление остановилось. Причин этому было несколько.

(Немецкое наступление явилось полной неожиданностью для американцев. В первые пару дней часто возникали ситуации, когда довольно
большие их группы сдавались в плен. Всего в Арденнах было взято около 7000 пленных. Окрестности городка Ланцерат, 17-18 декабря 1944 г.)
Прежде всего, союзные войска заставили немецкие танковые части маневрировать значительно больше, чем они расчитывали, а потому им пришлось израсходовать значительно больше топлива, чем предполагалось. Аиваналеты союзников на заводы по производству синтетического топлива дали о себе знать - горючее стало огромным дефицитом. Не дойдя буквально нескольких сот метров до мостов через реку Маас (цель первого этапа операции), германским танкам пришлось остановиться.
Другим фактором, как и ожидалось, стало изменение погодных условий - распогодилось и в дело включилась авиация союзников. Точно также, как в 41-42 годах германская авиация, господствуя в небе над СССР, громила советские войска, союзники начали выбивать ударную группировку германских войск.

Нельзя сказать, что "Люфтваффе" не пыталось противодействовать авиации союзников, но британские и американские истребители просто рвали противника в клочья.

("Фокке-Вульф" 190A сбитый истребителем ВВС США XXIX Тактического авиационного командования)
Только за 3 дня, с 24 по 26 декабря немцы потеряли 644 (ещё 28 были повреждены до неремонтопригодности) самолета и более 500 пилотов.


Операция началась.
Утром 1 января 1945 года, собрав все имеющиеся в наличии силы, "Люфтваффе" начали операцию «Боденплатте» («Опорная плита»). В задачу участвовавших в операции соединений входил массированный удар по аэродромам союзников, расположенным в Нидерландах и Бельгии. Но мощный удар явно запоздал: операцию следовало бы провести в день начала немецкого наступления в Арденнах.

Тщательно спланированной операцией руководил генерал-лейтенант Дитрих Пельтц, командир II истребительного корпуса, но в силу плохих погодных условий оказалось невозможным скоординировать воздушное нападение с наступлением сухопутных войск. Без целеуказания было безумием осуществлять операцию.
Image Hosted by PiXS.ru
(Генерал Дитрих Пельтц, (6. 06.1914 – 10.08.2001). С 4.09.1943 командир IX авиакорпуса, 15.10.1944 переведен на пост
командира II истребительного корпуса, но 26.01.1945 вернулся в IX авиакорпус и оставался во главе его до конца войны. )
Тем не менее командованию ВВС «Запад» удалось сконцентрировать довольно значительную силу: в боевых подразделениях, готовых начать операцию «Боденплатте», находилось 800 фронтовых истребителей. Для 3-й истребительной дивизии II истребительного корпуса генерал-майора Грабмана были определены следующие цели: I—III группы 1-й истребительной эскадры – Сен-Дени – Вестрем, I—III группы 3-й истребительной эскадры – Эйндховен, I—III группы б-й истребительной эскадры – Фолкель, I—III группы 26-й истребительной эскадры и III группа 54-й истребительной эскадры – Брюссель – Эвре и Гримберген, I—IV группы 27-й истребительной эскадры вместе с IV группой 54-й истребительной эскадры – Брюссель – Мельсбрек и I—III группы 77-й истребительной эскадры – Антверпен – Дёрне.

Перед истребительным соединением «Средний Рей» (полковник Хандрик) были поставлены следующие задачи: I—III группам 2-й истребительной эскадры атаковать Сент-Тронд, тогда как I—III группы 4-й истребительной эскадры были направлены на Ле-Куло, а I—III группы 11-й истребительной эскадры – на Аш. I—III группы 53-й эскадры из состава 5-й истребительной дивизии должны были нанести удары по аэродрому Мец-Фраскати.

Должны были использоваться ночные истребители, самолеты наведения истребителей плюс подразделения I группы 51-й истребительной эскадры (истребители-бомбардировщики Me 262А-2а) и I—III групп 4-й штурмовой эскадры, а также 20-я ночная боевая группа и эскадрилья особого назначения 104-й истребительной эскадры.


Начало нападения
Нападение было запланировано на 9-20 1 января. Почти сразу же после начала операции дела пошли скверно. Туман окутал некоторые аэродромы, что вызвало задержки вылетов и сбило весь график.

Злую шутку с немцами сыграла сверхсекретность их плана. Зенитные расчеты были предупреждены, но вид большого количества летящих буквально над головами в неурочное время самолетов вызвал смятение, в силу чего было сбито много немецких истребителей. На северном участке под Антверпеном несколько групп были встречены ожесточенным зенитным огнем, там артиллерия ПВО была размещена для защиты города от ракет «Фау-1».

Тем не менее немецким летчикам почти неожиданно удалось атаковать объекты союзников, так как истребители шли ниже зоны действия РЛС. Большой ущерб был нанесен населенным пунктам Эвре, Аш и Гримбергхен, хотя многим союзным истребителям удалось подняться в воздух и вступить в бой.


Результаты сражения.
Собственно, в воздушном сражении союзниками были задействованы 2 типа истребителей - Р-51 "Мустанг" и Р-47."Тандерболт", большинство английский истребителей были уничтожены на аэродромах.

(Р-47 "Thunderbolt")

Всего было уничтожено 134 самолета ВВС Великобритании и США, главным образом на земле, еще 62 самолета были настолько повреждены, что их пришлось списать.



(Разбитый бельгийский аэродром Аш (Asch)
Гораздо большие потери понесли эскадрильи "Люфтваффе". По приблизительным оценкам, военно-воздушные силы Германии в этой операции потеряли около 300 самолетов – 170 пилотов числились убитыми или пропавшими без вести, 67 летчиков были захвачены в плен.

( Сбитый Fw 190D-9 10 лейтенанта Тео Нибеля (стаффель JG54), недалеко от Брюсселя 01.01.1945)

Отчаянная атака "Люфтваффе" привела к истощению последних ресурсов: ни потерянных самолетов, ни потерянных пилотов уже было не восполнить. Союзники же восполнили потери буквально за 1-2 дня. Это был конец "Люфтваффе".





URL записи
Tags: авиа, война, германия, самолеты, статья
Subscribe
promo picturehistory март 24, 2016 11:48 5
Buy for 50 tokens
ПРОМО блок временно свободен!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments